Вспомнила я тут недавно одну забавную ситуацию, которая приключилась со мной в первом классе. Кто, может, начинает личную терапию с мамы и папы, а у меня она как-то стартовала с первой учительницы. В школу я пошла в сентябре 1991 года. Хорошее было время. Родители серьёзно недоумевали, начнётся ли новый учебный год вообще, судорожно бегая по городу в поисках тетрадок. Форму мне, к счастью, тётушка из Мурманска прислала, а портфель купили года за два до моего первоклашества. Учительница, к которой я ходила на подготовку, на всякий случай решила не выходить из декрета, и нашему классу срочно нашли другого педагога, которого, по слухам, уже давно пытались торжественно проводить на пенсию, но всё никак не получалось. Вот и 30 августа на родительском собрании перед родителям предстала бабушка — божий одуванчик, завёрнутая, несмотря на жару, в пуховый платок, и сообщила, что заветы партии непоколебимы, а Ленин жил, жив и жить будет. А ещё — все дети должны быть равны, потому девочки должны ходить в коричневой форме и коричневых же бантиках. А если девочки стрижены, то бантики надо крепить на резиночки. А мальчики все тоже должны быть стрижены. А ещё, дорогие родители, какого цвета тетрадки и линеечки мы будем покупать? Ведь все должны быть одинаковые? Родители сказали, что какого цвета тетрадки они найдут, такого и будут. Засим и расстались. 1 сентября мы все дружно пришли с букетами цветов. Я, как очкарик и девочка роста отнюдь не гигантского, заняла первую парту рядом с учительским столом. Наш стол остался дежурить в тот день. И учительница, отобрав тройку самых красивых букетов, велела остальные нести на помойку. Мой букет попал туда же, да. Но это было не самым интересным. Так получилось, что к началу первого класса я уже свободно читала, и изучение букваря мне давалось совершенно легко. Естественно, домашнее задание по чтению я не делала, потому что мне было просто незачем. К тому, что не все дети умеют читать, я относилась спокойно, и школу в тот момент, в общем-то, любила. Но длилась эта любовь недолго. Район наш был рабочим, заводским. Квартиры вокруг распределялись среди сотрудников завода Воронежского синтетического каучука, где моя бабуля трудилась химиком-технологом. Вокруг жили и рабочие, и инженеры. Ещё за нашим домом начинался частный сектор. Так что среди моих одноклассников было много детей рабочих, ну и несколько «интеллигентных» вроде меня. Остальные родители-интеллигенты были партийные, а мои — нет. И это мою учительницу почему-то сильно напрягало. Она регулярно в присутствии всего класса читала мне нотации: «Ну и что, что ты лучше всех учишься? Это вообще ничего не значит! Эти дети добьются больших результатов, чем ты». Мне было совершенно непонятно, причём тут коммунистическая партия, почему мои родители неблагонадёжны, почему мне явно занижают оценки. Почему мне дают главную роль на празднике, а потом всячески за это опускают. Но идея, что результаты моего, скажем так, уровня жизни вообще никак не связаны с тем трудом, что я ежедневно затрачиваю, крепко засела в моей голове. Итак, можно сказать, что под влиянием мой первой учительницы у меня сформировалось убеждение, что, как бы я ни старалась, я всё равно буду получать меньше других. Денег, внимания, почтения, уважения, похвалы. И на дальнейшие подвиги меня это мотивировало вот как — никак. И все мои дальнейшие действия натыкались на это убеждение. Это механизм такой. Как вообще устроен механизм, регулирующий наши поступки? Давайте рассмотрим самую простую модель. Допустим, есть у нас девочка, которая как-то поверила в то, что результаты ее трудов никак не связаны с активностью и адекватностью самих трудов. Вот она выросла и, например, начала встречаться с молодым человеком. Или работать пошла. Неважно даже. Главное, что девочка вообще не понимает, как ей получить тот результат, который она хотела бы видеть в реальности. Девочка будет сталкиваться с непереносимой тревогой, потому что она оказывается в этом полном непредсказуемости мире с минимальным набором рычагов влияния на этот мир. Она ну натурально ощущает себя щепочкой в течении полноводной реки. Она будет очень сильно переживать свою зависимость от мира и всеми силами формировать защиты от этой сверхболезненной зависимости. Например, девочка, которая пишет эти строки, очень вдохновилась в свое время примером Зои Космодемьянской и решила во что бы то ни стало не сдаваться и переносить с честью любые моральные поражения. Не плакать и смело смотреть в глаза палачам, которые будут непонятно зачем унижать и оскорблять. Недавно я наткнулась на самый краткий и самый понятный справочник психодиагностики. Думаю, личностную акцентуацию нашей девочки вы сможете найти там — легко. А также сможете понять что-то и про себя. Потому что инсайт (то есть внезапное понимание сути вопроса, например, или природы того или иного поступка), конечно, не решает проблему целиком, но сильно помогает в нахождении пути её решения. Итак, вот он, чудесный и диагностичный справочник: «Стой здесь — иди отсюда» — истерия; «Ты со мной будешь, а я с тобой нет» — нарциссизм; «Я обо всех забочусь, кроме себя» — депрессия; «Хотелось бы понять схему этих самых отношений» — шизоидность; «Что значит — отдельно?» — симбиоз; «Я без тебя не выживу» — зависимость; «Я выживу и без тебя, и без кого-либо» — контрзависимость; «Это мой крест» — созависимость; «Это совершенно невыносимо и никогда не закончится» — невроз. Этот список весьма условный, и наша девочка легко может у себя найти несколько «диагнозов». Но есть какой-то базовый, вокруг которого формируется личность и выстраиваются защиты. Работа по выздоровлению с каждым типом личности также будет вестись по-разному. И я полагаю, что мне надо написать о каждом из них по отдельности и подробно. А пока я предлагаю поиграть вот в какую игру. (Прошлая игра про чемодан дождалась своего часа. Заглядывайте туда в воскресенье вечером, отвечу всем.) Попробуйте сгруппироваться по диагнозам. Своим, или мам, например. Первый, кто найдёт у себя соответствующий диагноз, открывает ветку своим комментарием: «А у меня истерия, истерики, объединяемся!» и начнёт описывать, как это базовое убеждение мешает жить и какие способы защиты от реальности вы используете. А для самых бесстрашных предлагаю пойти дальше и написать, какие чувства вы скрываете сами от себя, чтобы не испытывать боли. То есть какие чувства для вас самые страшные. О защитах уже прекрасно написала наша Дорогая Редакция вот здесь, ещё вот здесь, наконец, вот здесь, вот тут, вот тут и вот последнее сказанье. Рекомендую освежить в памяти все те защиты, которыми нас так балует наша психика. Сразу скажу, что защита не значит, что вы неполноценны или законченный невротик. Защита — это некая история о том, как мы обходимся с болезненной реальностью. Цель терапии — научиться реальность выносить и быть в ней, выстраивая отношения с настоящим и не сбегая из них в уютную норку. Но, впрочем, краткий справочник психологических защит я могу дать и вот прямо в этой статье. Первичные защитные механизмы Всемогущий контроль — восприятие себя как причины всего, что происходит в мире. Диссоциация — отделение себя от своих неприятных переживаний. Интроекция, в частности Идентификация с агрессором — бессознательное включение в свой внутренний мир воспринимаемых извне взглядов, мотивов, установок других людей. Отрицание — полный отказ от осознания неприятной информации. Примитивная идеализация — восприятие другого человека как идеального и всемогущего. Примитивная изоляция, в частности защитное фантазирование — уход от реальности в другое психическое состояние. Проективная идентификация — когда человек навязывает кому-либо роль, основанную на своей проекции. Проекция — ошибочное восприятие своих внутренних процессов как происходящих извне. Расщепление Эго — представление о ком-либо как о только хорошем или только плохом, с восприятием присущих ему качеств, не вписывающихся в такую оценку, как чего-то совершенно отдельного. Соматизация или Конверсия — тенденция переживать соматический дистресс в ответ на психологический стресс и искать в связи с такими соматическими проблемами медицинской помощи. Вторичные защитные механизмы Аннулирование или Возмещение — бессознательная попытка «отменить» эффект негативного события путём создания некого позитивного события. Вытеснение, Подавление или Репрессия — активное, мотивированное устранение чего-либо из сознания. Вымещение, Замещение или Смещение — бессознательная переориентация импульса или чувства с первоначального объекта на другой. Игнорирование или Избегание — контроль и ограничение информации об источнике пугающего психологического воздействия либо искажённое восприятие подобного воздействия, его наличия или характера. Идентификация — отождествление себя с другим человеком или группой людей. Изоляция аффекта — удаление эмоциональной составляющей происходящего из сознания. Интеллектуализация — неосознанное стремление контролировать эмоции и импульсы на основе рациональной интерпретации ситуации. Компенсация или Гиперкомпенсация — прикрытие собственных слабостей за счёт подчеркивания сильных сторон или преодоление фрустрации в одной сфере сверхудовлетворением в других сферах. Морализация — поиск способа убедить себя в моральной необходимости происходящего. Отыгрывание, Отреагирование вовне или Разрядка — снятие эмоционального напряжения за счёт проигрывания ситуаций, приведших к негативному эмоциональному переживанию. Поворот против себя или Аутоагрессия — перенаправление негативного аффекта по отношению к внешнему объекту на самого себя. Раздельное мышление — совмещение взаимоисключающих установок за счёт того, что противоречие между ними не осознаётся. Рационализация — объяснение самому себе своего поведения таким образом, чтобы оно казалось обоснованным и хорошо контролируемым. Реактивное образование — защита от запретных импульсов с помощью выражения в поведении и мыслях противоположных побуждений. Реверсия — проигрывание жизненного сценария с переменой в нём мест объекта и субъекта. Регрессия — возврат к ребячливым, детским моделям поведения. Сексуализация или Инстинктуализация — превращение чего-то негативного в позитивное за счёт приписывания ему сексуальной составляющей. Сублимация — перенаправление импульсов в социально приемлемую деятельность. Вот я начну прямо здесь про себя в качестве сферического примера в вакууме. Естественно, у описанной выше девочки диагностируется контрзависимость во всю голову. Это базовое убеждение мне всю жизнь мешало вступать в близкие и душевные отношения, формируя ещё и синдром непромокаемого чайного пакетика. Защиты я использовала самые что ни на есть простые. Направлены они все были на то, чтобы убрать из сознания собственную уязвимость и зависимость от других, а так же повысить иллюзию контроля над происходящим в жизнью. Выражаясь сухим научным языком, я постоянно использовала рационализацию, всемогущий контроль, идентификацию с агрессором, вытеснение, изоляцию аффекта и, наконец, гиперкомпенсацию. Результатом всей этой свистопляски стал тот факт, что я практически поверила, что я не нуждаюсь в других людях, построила вокруг себя высокую непроницаемую стену, об которую время от времени безуспешно бились желающие приблизиться, и… очень сильно переживала каждый праздник, что у меня нет близких друзей. Терапию свою я начала со слов: «Я хочу научиться плакать». Ну а потом в сознании моментально всплыла учительница, на которую я вначале очень сильно рассердилась. Обозвала её нехорошими словами. А потом, через годик, даже простила. То есть перестала идентифицироваться с агрессором. Чего и вам желаю. До встречи в комментариях!