Сильный мужчина и вообще взрослый, крепкий, надёжный человек любого пола — какой он? Это тот, кто не проявляет эмоций и «никогда не плачет», или признаком силы служит нечто другое, о внутренней силе свидетельствуют какие-то ещё умения? Мои размышления об этом в соцсетях на прошлой неделе собрали несколько сотен комментариев и пару десятков перепостов, так что сегодня, по желанию уважаемого главного редактора, я решила развить этот вопрос до объёма колонки. В нашей постсоветской культуре сложился устойчивый стереотипный портрет мужчины сильного, железного, «настоящего». Присущие ему черты — это твёрдость, некоторая грубоватость, внешняя сдержанность и холодность. Он — каменная стена, ледяная глыба, несокрушимый мозг. «Настоящему сильному» мужчине строго запрещены любые проявления слабости, несовершенства, открытое переживание боли. Если на похоронах близкого человека ему ещё простительно уронить одну-две скупых слезинки, то заплакать в ветеринарной клинике, где усыпляют его неизлечимо больную любимую собаку, — это уже постыдная изнеженность. Мужчине стыдно жаловаться. К врачам можно обращаться только в крайнем случае, когда уже нет сил терпеть. К психологам не подобает обращаться никогда. Много раз слышала от клиенток: «Да, сама-то я к вам пришла, но вот с мужчиной никогда бы не стала встречаться, если бы узнала, что он ходит к психологу. Если ходит — значит, слабак». Церковь — тоже не для мужчин. Довольно часто наблюдала у храмовой ограды такую картину: подъезжает машина к воротам, из неё выходит женщина с младенцем, иногда — несколько женщин с детьми: жена, тёща, сестра жены, крёстная. Муж и отец либо остаётся их ждать за рулём, либо с суровым выражением лица курит в сторонке. Пробовала интересоваться: «А вы не хотели бы в церковь заглянуть? Знаете, там, внутри, есть то-то и то-то». Отвечают обычно что-то из серии: «Да я-то тут причём? Церковь — это их бабье дело. Что я, на коленях там стоять буду, ещё не хватало!» Ну ладно, посещение христианского богослужения требует некоторых усилий и искренней веры, это удовольствие не для всех. А как тогда насчёт восточных практик расслабления? Увы — йога, цигун, а также всякие там тайские и тибетские массажи — это тоже не для настоящих мужчин. В этом нетрудно убедиться, заглянув в любой центр восточных оздоровительных практик или массажный салон. Женщин там будет процентов восемьдесят, а мужчины — они же не расслабляются вообще никогда. Расслабляться — это стыдно и опасно. Вдруг враг подкрадётся незаметно, а ты маслом намазанный и в одном полотенце. Конечно, настоящие мужчины время от времени тоже отдыхают, но чисто по-пацански. К непостыдным для них способам релаксации относится в разных сочетаниях алкоголь, алкоголь и ещё раз алкоголь. Пойти в баню и выпить. Выпить и потрындеть с друзьями за жизнь. Посмотреть в спортбаре футбольный матч под «башню» пива. Поехать на рыбалку, охоту, пойти в поход с той же целью и экипировкой — «четыре бутылки водки и две ириски». Ну, ещё секс простителен, но в том же комплекте — «водка, лодка и молодка». Попробуйте среди допустимых, позволительных в нашей культуре способов релаксации для мужчин назвать хотя бы два не разрушительных для телесного и душевного здоровья, и вам стает ясно, почему у нас в России такая удручающая статистика инфарктов и инсультов у мужчин слегка за 40. А сколько из тех, у кого чудом сохранились здоровыми сердце и сосуды, лет после 35 вынуждены постоянно сидеть на жёсткой диете, потому что стресс они снимали выпивкой и теперь у них холецистит, панкреатит, гастрит и язва. Женщины старательно поддерживают общественный стереотип о силе «каменного» и «железного». Они тратят много энергии на то, чтобы мужчины рядом с ними не расслаблялись. Трёхлетнему мальчику, который упал и разбил коленку, напоминают, что он будущий мужчина, и велят вставать самому, без обнимашек, сочувствия и прочих «сюси-пуси». Взрослых мужчин, рискнувших отправиться с ними на свидание или в какой-то другой ситуации раскрыть сердце, беспощадно наказывают и унижают, записывая в «слабаки» и «тряпки». А потом удивляются, почему мужчины молчат, не идут на откровенность, не доверяют им. Как уже было сказано, поддержание мужчин в состоянии «железных» и «каменных» — предприятие энергозатратное, а вот приносит ли оно хоть какую-то выгоду, прибыль? Что-то ещё, кроме инфарктов, инсультов в 40 лет, хронического алкоголизма и разрушенных органов желудочно-кишечного тракта? Единственная возможная прибыль с этого завода на самом деле иллюзорна. Женщинам страшно встречаться и с настоящими чувствами мужчины, и со своими собственными, поэтому они таким кривым способом поддерживают ложное ощущение собственной безопасности: «Не плачь, не реагируй на боль, тогда рядом с тобой мне не будет страшно». В комментариях к моему посту на ту же тему в соцсетях несколько раз написали, что хорошо бы встретить такого мужчину, который соответствует «золотой середине» — в меру чувствительный и в меру «каменный», в меру эмоциональный и в меру рациональный. С этими выводами я не соглашусь, потому что «золотая середина» — это тоже представление о человеке как о чём-то раз и навсегда в определённом состоянии застывшем, загипсованном. Похожее на заспиртованную лягушку в зоологическом музее. А здоровый человек — он живой. Он умеет в одних ситуациях быстро надевать бронежилет и превращаться в воина без страха и упрёка, а в других — сбрасывать доспехи и быть голым, слабым, беззащитным, открытым. И у него есть безопасные места, где от бронежилета отдыхать можно. И если для кого-то вы сумели стать таким безопасным местом, то цените это как высшую форму доверия, а не отвергайте с презрением. Его мало кто видел без меча и щита, а вам очень повезло. В завершение хочу предложить вам игру: назовите в комментариях известного человека или историческую личность, который умел быть и «железным», и слабым, а, значит, оставался сильным и живым. Галина Иванкина в фейсбуке в пример привела своего любимого короля Фридриха Великого, который, по её словам, был великим воином и одновременно творческим, ранимым, рефлексирующим человеком. Кто продолжит?