Однажды человек поймал жука. Жук смешно ползал. Человек оторвал ему лапку, и жук заползал ещё смешнее. Тогда он оторвал жуку все лапки, но жук не стал ползать совсем, а только лежал, усталый. — Ты очень скучный! — сказал он тогда жуку. — Это не так, — ответил жук, — просто у меня не осталось ног. — Причину всегда можно найти! Оглянись, мир полон любви! — Это да, — согласился жук. Притча от Олега Андреева Я нередко говорила о культуре причинно-следственных связей, но сейчас хочу сделать одно важное замечание. Очень часто психология вроде как обещает найти причины того, что с нами происходит, в нас же самих. Ну там, «если у вас нету тёти, то, возможно, вы просто еще не очень сильно захотели, чтоб она была». Правда, звучит как-то странно? Вот-вот. Не всегда причинно-следственные связи срабатывают. Возможно, с некоторой натяжкой можно говорить о том, что «если у вас нет водительского удостоверения, то вы не очень-то и хотите управлять автомобилем». Но вот в случае с тётей такие законы не действуют. Вот скажите на милость, в чём была вторичная выгода Иова Многострадального много страдать? А личная вина в чём заключалась? И ровно столько же вторичных выгод у маленькой девочки, которая стала жертвой изнасилования, у женщины, которая потеряла всю свою семью в автокатастрофе, у мужчины, чья мама родила его «для себя» и вообще имеет официальный диагноз «шизофрения». Мы регулярно сталкиваемся с некоторыми необъяснимыми данностями. Почему умирают дети? Почему в мире существуют страдания, войны, насилие? Почему столько людей были уничтожены в концлагерях, погибли от голода, были раскулачены? Ответов на эти вопросы не существует. Но нам от этого не легче. Если всем сердцем принять идею о том, что жизнь — это цепь страданий, а мы лишь мелкие винтики в череде несчастий, то… я вам дам координаты хорошего психиатра, который подбирает отличные таблетки от депрессии. Жить с такими убеждениями и не заработать этот диагноз просто невозможно. Впрочем, человеческая психика прекрасно устроена и всегда будет искать способы как-то или объяснить необходимость страданий, или всеми силами отрицать тот факт, что повлиять на их появление в жизни никак нельзя. Это инфантильные защиты. Как они проявляются в реальной жизни? В церкви, к сожалению, есть много очень неэмпатичных тетенек (реже — дяденек), которые легко вам объяснят, почему с вами произошло то или иное несчастье. И даже расскажут, что это зачем-то нужно их богу (кровожадному и беспощадному, конечно, потому с маленькой буквы), а вы просто не понимаете всего глубокого смысла происходящего, а потом поймёте. Так что хватит тут страдать и взывать к милосердию и справедливости. Надо радоваться. Или раскаиваться. А лучше и то и другое. Что-то подобное говорили и нашему дорогому Иову его друзья. Говорили долго и нудно. И совершенно не про его ситуацию. Я нередко встречаю таких жертв дружеского утешения, которые делятся своей бедой: «Мало того, что я в безвыходной ситуации и жить не хочу, я почему-то ещё должен от этого испытывать радость и благодарность». Ответ очевиден — не должен. Те, кто так с собой поступают, занимаются мазохизмом. Есть и другая крайность — сделать вид, что мир полон любви и добра, создавать вокруг себя правильные энергетические поля и притягивать к себе всё хорошее, что только есть в мире. Порхать, улыбаться, варить борщ. Если уж расставлять диагнозы по аватаркам, то это можно назвать манией. Чем же взрослый взгляд на мир отличается от всех этих инфантильных игр в прятки со смертью? Дело в том, что жизнь ни о чем не говорит и ни от чего не предостерегает, она просто течет. Мы можем в ней видеть что-то своё, но скорее как входящее в резонанс с нашими внутренними процессами, а не знаки свыше. В жизни самой по себе, в происходящих вокруг нас событиях общечеловеческого смысла не больше, чем в таблице умножения. Психически зрелый человек умеет считаться с тем, что происходит вокруг, реагировать на мир, создавать для себя наилучшие условия, ориентируясь при этом на морально-этические ценности. То есть не будет ходить по головам ради собственного счастья. Потому что он умеет сопереживать другим. Потому что он умеет сопереживать себе. Это очень сложный вызов реальности — научиться выдерживать ее противоречивость. Пока вы читаете этот текст, в мире родилось несколько человек и умерло несколько человек. В этом красота и неотвратимость жизни, мы можем смотреть на нее и восхищаться ее величием и неподвластностью нам. Именно в ней, такой непостоянной и изменчивой, мы можем радоваться, печалиться, творить или просто сидеть у озера с удочкой на рассвете, наслаждаясь тишиной. Главная задача психологии вовсе не в том, чтоб сделать человека счастливым или эффективным, нет. Я сама свою задачу как психолога вижу в том, чтобы быть с человеком, пока он идёт по этой внутренней дороге из желтого кирпича в поисках возможности вернуться домой, к самому себе. А целью психологии всегда озвучиваю поиск внутренних ресурсов для того, чтобы выдерживать реальность такой, какая она есть, не убегая из неё, не прерывая с ней контакт, а сохраняя ощущение непрерывности жизни и ощущение её глубины и могущества здесь и сейчас. Такой подход не имеет ничего общего с поведением того человека, который отрывает жучку лапки, чтоб он весело ползал и наполнял жизнь человека смыслом. У жука своя жизнь, у человека — своя. И калечить тогда никого не надо… А если бы им ещё было о чём поговорить, однажды они могли бы стать друзьями…