Посвящаю памяти Алана Рикмана

Доброй пятницы, дорогие сёстры, всем хороших выходных. Во первых строках со смешанным чувством грусти и облегчения сообщаю, что на этом наши еженедельные посиделки прекращаются. Поданное в четвёртый раз прошение об отставке было частично удовлетворено.

Не поймите меня неправильно: конечно, общение со всеми вами было большой радостью для меня в течение этих трёх?.. четырёх?.. не помню, скольких лет. Однако необходимость гнать нетленку по графику раз в неделю немного утомляет и, в конце концов, приводит к тому, что не остаётся времени на свои прямые обязанности, каковыми я всё-таки считаю сказки.

Сказка – такая вещь, в которой можно высказать абсолютно всё наболевшее, не оскорбив при этом ничьих чувств и не возмутив ничьей души. В отличие от статей. Я не слишком люблю споры и уж тем более такое сугубо интернетное явление, как холивары, поскольку искусство ведения дискуссий у нас давно свелось к избиению оппонента совочком по панамке. Особенно удобно, если не видишь собеседника, а он не видит тебя.

Так что время заседаний прошло. Судя по новым сводкам с полей, Дунаева будет появляться здесь раз в месяц. В остальное время она по-прежнему доступна для восприятия в других местах виртуального пространства.

Ну а сегодня она позволит себе быть такой, какой она бывает только в очень узком кругу. То есть, будет говорить то, что думает, когда не боится, что собеседники её не поймут или поймут неправильно.

Итак, я исполняю обещание, данное в конце предыдущего заседания, и сегодня хочу про то, что огорчает меня давно. Похоже, это единственное, что огорчает меня по-настоящему. Поэтому я прошу прощения, если сегодня я не стану слишком сильно смягчать свои острые углы.

О вымирании искусства и о смерти мастерства.

В одном из последних своих интервью, уже зная, что жить ему осталось около полугода, Алан Рикман печалился о том же, о чём печалятся все художники от Запада до Востока: о том, что из мира уходит традиция, усердие, понимание, чуткость, смирение и ученичество. На смену им врывается наглость, самомнение, самодовольство, гордыня и нетерпимость к любому роду самоограничениям.

Как же мы все проморгали момент, когда это началось?

Хотя я давно считаю, что всё это было сделано намеренно. Да, потому что первой уродливой ласточкой, пролетевшей перед моими глазами по направлению к просторным стойлам, заготовленным для человеческой биомассы, был новый экспериментальный учебник… английского языка. Оформленный в виде забавных комиксов — что само по себе уже не слишком полезно для развития мозгов, поскольку в возрасте старше младенческого развитие происходит через усилие, — но кроме пестрения в глазах от развлекательных картинок в памяти сохранился пункт домашнего задания:

  • Ваш родитель перед выходом на улицу заставляет вас надеть шапку. Объясните ему, что вы лучше знаете, что вам нужно и что вам не холодно. Запишите и переведите на английский язык.

Казалось бы, при чём тут искусство?

Как я уже говорила, искусство начинается с ученичества, а оно подразумевает смирение и терпение. А также доверие к старшим и к традиции. Давайте оставим в стороне и не станем поднимать в комментариях тему плохих учителей, которых надо гнать поганой метлой из профессии. И родителей, которых надо было стерилизовать во избежание появления и последующей необратимой травматизации потомства. Факт того, что в мире есть никуда не годные учителя и преступные родители, не отменяет того факта, что без обучения и воспитания человек становится скотиной — но без часто присущего скотине добродушия, и уж точно далеко не столь полезной.

И вот, под то и другое несколько десятилетий назад кто-то начал закладывать маленькие такие и с виду забавные динамитные шашечки. Насчёт того, например, что подросток — сам себе голова и лучше знает.

Следующим стало то, что любое творческое проявление личности бесценно само по себе, вне зависимости от… да ни от чего. Почему ребёнку, впервые самостоятельно сходившему по-большому на горшок, нужно дать рассмотреть результат? Потому что это первичное проявление творчества. Это я сейчас не стебусь, это мне психолог сказал.

Беда начнётся, если маленький человек на какашках и остановится.

А он непременно остановится, если его остановить.

Никто не любит напрягаться. Все хотят рыбку из пруда — да чтоб без труда. Просто умные знают, что так не бывает. Легко ли ломать свою волю, когда ты хочешь рисовать принцесс, а тебя вдруг взяли в оборот и начали ставить тебе хороший штрих? Нет.

Легко ли вообще учиться?

Нет.

Если легко — это значит, вам просто впарили пустышку. Учимся рисовать за один день. Ставим голос за десять занятий. В наши грустные дни лишь одно искусство в почёте: искусство продаж.

Гораздо легче всем — и взрослым, и их детям, если школа превратится из образовательного учреждения в развлекательное. Напрягаться больше не придётся никому. (Правда, для начала нужно сделать так, чтобы школа стала окончательно ненавистна, а для этого больше всего подходит методика тестов и зазубривания. Говорят, в программу по литературе вернули сочинения. Какой прорыв.)

Так и будет, боюсь: девяносто процентов детей буду ходить в весёлую школу, где их между делом слегка, чтобы не задеть их достоинства, научат писать и считать (оставшиеся десять процентов — дети знатных и богатых семей, и их будут учить по-прежнему сурово). Читать уже не научат, поскольку после того как человечка в полтора года воткнули в гаджет, чтобы не мешался, у него атрофируется способность воспринимать информацию из текста. Это называется функциональной неграмотностью, кому интересно, забейте в поисковик и почитайте.

Зато любые их почеркушки фломастером… да ну, каким фломастером — пальцем на планшете! — будут объявлены прекрасным образцом искусства.

Сейчас прошу собраться и не отключать мышление. Потому что я скажу слово «даун». Попробуйте понять, что я не хочу унижать людей с ограниченными возможностями. Запомнили? Дальше.

Я скажу честно: жизнь довольно трудна для меня, и иногда я завидую «солнечным людям». Насколько я смогла понять, смирение, а вернее, принятие, вложено в них от рождения, это то, чему обычным людям нужно долго-долго учиться, и не факт, что выйдет.

Так вот. И всё же, когда такой ребёнок или уже не ребёнок берёт в руки проволочку, громоздит из неё что-то непонятное, а потом увлечённо обматывает это цветными нитками, я утверждаю, что это не является произведением искусства. Впрочем, подобными вещами уже занимаются и вполне здоровые люди. А важнейшее из современных искусств убеждает всех, что это произведение искусства способом, хотя и отвратительным, но вполне эффективным: «Вы говорите, мусор, а это стОит десять тысяч долларов!»

Если это стоит больших денег — это искусство. Если цена выставлена скромная — это не искусство. Всё.

Когда мне желают — из лучших побуждений — написать бестселлер, я немножко поправляю: «бестселлер» не переводится как «хорошая книга». И, хотя деньги мне весьма не помешали бы, я бы хотела получить их не за отлично продаваемую книгу, а за хорошо написанную.

А хорошие книги — это не то, что случается с человеком каждый год по расписанию. Стабильности в писательском труде искать не следует — а значит, хороший писатель малоинтересен для маркетолога.

Как малоинтересен для маркетолога — представителя главнейшего из нынешних искусств, повторяю — пианист, который не может сыграть ВААПЩЕ ВСЁ и делать это стабильно (стабильно посредственно, но кому какое дело?), как зарядку по утрам, —  не включая ни мозги, ни сердце.

Я слышала и видела Горовица. Горовиц умер. Подобных ему на мировых сценах больше нет. Они есть — в классах музыкальных школ, в полузаброшенных клубах. Но они не спортсмены, они не играют всё подряд. Ибо невозможно вложить во всё подряд душу. Да и нет у них времени вкладывать. Они пытаются выжить, надрываясь на нескольких работах, а искусство, кроме выучки, требует свободного времени и тишины.

В нашем мире делается всё, чтобы у нас не было ни того ни другого. У нас —  у тех, кто всё ещё хочет идти вглубь. Но в основном следят за тем, чтобы таких становилось всё меньше и меньше. Старшее поколение вымрет уже скоро. А нашему поколению перекрывают все ходы.

Без церберов в отделах кадров. Просто искусство перестаёт быть востребованным. Потому что не может быть интересна высшая математика тому, кто еле-еле освоил таблицу умножения, да и то не наизусть.

Однако этот человек —  при незаметной помощи других людей —  убеждён, что знает про математику абсолютно все. Потому что в детстве никто не научил его учиться и желать достичь большего, а теперь, когда он вырос и стал тупым потребителем телешоу, ни вы, ни я не сможем прямо сказать ему, что он тупой, недалёкий и отсталый тип, который, хотя и считает себя экспертом по всему, на деле жалок и никчёмен. Мы, может, и захотим, но в последний момент вспомним, что не он сам изобрёл для себя учебник, в котором было написано, что надо отстаивать свою свободу и своё мнение, а не слушать людей, у которых, вон уже и седина проглядывает…

«А я считаю, что это круто!» — непобедимый аргумент, завершающий сегодня любую дискуссию, касающуюся любого вида искусства.

Да потому что вы не можете объяснить нехудожнику, немузыканту, нетанцовщику и так далее, что всегда существовали, существуют и всегда будут существовать ОБЪЕКТИВНЫЕ критерии оценки. И вы бы могли доказать, что этот отстой, повешенный на вашу стену в соцсети, — отстой. Но увы: собеседник не знает языка, который ещё лет сорок назад, похоже, знало большинство.

Потому что необязательно сыпать специальными терминами. Более того: это в принципе всегда считалось не слишком вежливым. Художник, освоивший законы своего искусства на достаточно высоком уровне, даже если он не знает ни одной ноты, прислушается к мнению музыканта. И наоборот. Искусства разные, но в высших ступенях они сходятся, и законы хотя и различны для каждого, как различны материалы исполнения — слова, краски, звуки, — но принципы общи для всех.

Поймёт это и учёный, да и любой зрелый человек, прошедший серьёзный и сознательный путь.

Но сколько их — тех, кто прошёл? Тех, кто успел пройти — протиснуться, — до того как всякое обучение назвали ограничением свободы творчества? И кто смог уберечь от всеразъедающей душевной и умственной лени своих детей?

Когда я слышу, что произведения художника NN в очередной раз не приняли в Третьяковскую галерею, я радуюсь. Не злорадно хихикаю, потому что не люблю оного гения одинаковых портретов, а радуюсь, что — ещё есть те, кто охраняет последние оплоты.

Вопреки тому, что многие, должно быть, возмущены их косностью и нетолерантностью. И поливают их гораздо более резкими комментариями, чем те, которые я, возможно, прочту под этой статьёй.

Им плевать, что умение похоже нарисовать лицо — это ещё не искусство. У них есть ИХ МНЕНИЕ. Не соглашаться с ним — значит смертельно оскорблять автора этого мнения.

И если я говорю кому-то, что RR не имеет отношения к искусству пения, то, как бы мягко я ни выражалась, мои слова звучат для оппонента оскорблением. Потому что он ИМЕЕТ СВОЁ СОБСТВЕННОЕ МНЕНИЕ. Хотя я имею не только мнение, но и опыт, и инструменты анализа, и критерии, выработанные в течение нескольких веков сотнями мастеров, это уже мало кому интересно в наше время.

Когда у людей из всего арсенала понятий остаётся «круто — не круто» и «торкнуло — не торкнуло», остаётся лишь горевать.

И я горюю. Первоначально я хотела назвать своё заключительное заседание «век победившего ИМХО». Но потом решила, что это всё ещё неправда. Мы проигрываем, но мы ещё живы. И мы не сдадимся, пока не умрём.

А когда умрёт последний — вряд ли мир продолжит существовать. Это попросту станет невозможным. Миллиарды мелких частных мнений, никогда не знавших ничего выше себя, раздувшихся от ничем уже не сдерживаемой гордыни, попросту разорвут его в пыль.

Но пока мы живы. И я счастлива, что, глядя вверх, могу видеть всё ещё многих выше себя. Некоторых даже — живыми. Потому что они обозначают и мою возможность восхождения, без которой моя жизнь превратилась бы в тёплое, уютное, вонючее стойло, в котором меня, без сомнения, хотелось бы видеть вместе со всеми вами тем, кто придумал те гаденькие комиксы-«учебники» и продолжает ударно работать в данном направлении.

На прощание я хочу дать слово одному из тех людей-маяков, которые всё ещё указывают нам путь. В сущности, я могла бы ничего не писать, а вставить этот абзац — и всё было бы сказано куда лучше.

Но я хотела напоследок показаться вам без грима. Да и обязанностей моих до конца этого месяца никто не отменял.

Итак, Номура Мансай: о традициях, мастерах, ученичестве и искусстве.

По-восточному вежливо, образно и обтекаемо, но пока я ещё не прочла перевод, а просто смотрела интервью и слушала непонятную для меня японскую речь, я боялась, что у Номуры-сэнсея, который старше меня всего лишь на девять лет, случилось какое-то большое горе. Но он всего лишь сказал следующее:

«… Мы подражаем нашим мастерам. Мастера обучают нас от реплики к реплике, от интонации к интонации. Мы начинаем с копирования каждого движения, передаваемого нашим мастером. Важно самому соответствовать образцу твоего предшественника. Люди могут сказать: «Не носи чужой пояс». Но да, соответствие образцу другого похоже на ношение его пояса. Но для меня важно изучение по образцу, который не создан в «моем» размере. Если этот пояс изношен за 600 лет, это гораздо больше, чем может совершить один человек. Для того чтобы носить этот пояс, тебе следует откормить себя. Тебе нужно становиться больше. Вместо того чтобы творить в своем собственном размере, вы раскрываете себя во что-то гораздо большее. Тогда ваши возможности расширяются. Это результативность образца. В некотором смысле, если вы упорно трудились, чтобы соответствовать какому-то из образцов или если вы действительно можете соответствовать образцу вашего мастера, тогда вы превосходны, тогда вы сможете достичь определенного уровня как исполнитель. Вследствие этого […] не всегда плохо быть связанным образцом. Сегодня в этом ориентированном на индивидуальность мире дело может закончиться тем, что один размер будет подходить всем».

Уходя и уже зная, что уходит, об этом же на другом краю света печалился великий Алан Рикман. Это и моя печаль тоже. И вы можете счесть меня странной, окончательно зазнавшейся или свихнувшейся, но я чувствую, что эта печаль связывает меня с ним. С ним и с теми дорогими мне, кого я не встречу — никогда или уже никогда в этом мире.

Этот мир — странное и не слишком весёлое место. В нём даже есть поговорка: те, кого любит Бог, умирают молодыми. И какая-то толика правды в ней есть.

Однако, видя это и сознавая год от года всё яснее, я также всё яснее осознаю, что эта короткая и полная невзгод жизнь просто не может быть единственной.

Не единственная, да. Но решающая. Наша последняя битва. И кому-то хочется вывести из борьбы больше людей — о, не убив, нет, а удобно уложив на диваны с пивом и чипсами. И мы все знаем — кому именно это нужно.

В материале использован кадр из фильма «Последний самурай» (реж. Эдвард Цвик, 2003).

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Писатель, художник по куклам, дирижёр, оперная певица и педагог по всему, что хорошо умеет сама (то есть, кроме писательства). Повести «Дождь», «Эльфрин», «Первая заповедь блаженства» и кое-что по мелочи были изданы или переиздаются в «Никее» и ИД «Димитрий и Евдокия». А ещё я крестиком могу вышивать, и на машинке.

Другие статьи автора
новые старые популярные
Даша

Спасибо.Спасибо.Спасибо Вам.

Мисс

Очень близкие и понятные мне рассуждения и переживания. Людмила, Ваши заметки были одними из качественных здесь. Без саморекламы псих. услуг и тренингов, рерайтинга и нытья, как у некоторых авторов. Конечно, это понятно, что выдавать хороший материал по расписанию невозможно. Успехов Вам и вдохновения!

Юлали

Бедные Матроны, как же они будут без Людмилы 🙁 Останется только "мониторинг СМИ" 🙁 Автор, нам вас будет очень не хватать по пятницам 🙂 В любом случае — счастья Вам и спасибо за то, что Вы так долго продержались с нами 🙂 А по поводу мастерства… Я об этом давно думаю, имея художественное образование… Но к сожалению, пока не нашлось таких учителей, чтобы замереть и сказать: вау, я хочу десять лет тереть у него в мастерской краски и мыть полы. Для того,чтобы хоть немного научиться и может быть, он когда-нибудь доверит мне нарисовать левый сапог второстепенного персонажа на заднем плане… Читать далее »

Людмила на совсем не уйдет, только будет появляться реже. И, надеюсь, что написание текстов будет для нее снова огромной радостью. /Лика

ольга

возникли такие же мысли((( сразу подумалось "ну вот, мониторинга сми все больше, интересных авторов все меньше…."

Люша

Сейчас выскажусь безотносительно Вас, а вообще всем, кто в последнее время жалуется, что портал "уже не тот".

Критиковать умеют в принципе все. Критиковать тех, кто что-то делает (бездействующих критиковать не за что). Но это попахивает мазохизмом: возмущаться, но все равно приходить сюда и читать статьи. Мне кажется, что лучше действовать. Внести свои предложения Дорогой Редакции или самим написать статью.

kiriniya

Вот согласна. И вношу предложение (очень надо!): дайте материал про то, как создать в коллективе приятную рабочую атмосферу. И как на работе поддерживать такие отношения с другими руководителями, чтобы и общее дело делать, и по возможности от принципов не отступать (ну не согласна я, что культуру можно внедрить с массы с помощью шуток ниже пояса и показа голых поп). Это как раз по теме статьи, кстати.

Olga_23_april

Если Kiriniya не возражает, добавлю к просьбе: хочется материала как противостоять агрессии и хамству. Противостоять не в смысле бить в печень или по ребрам, а в смысле как успокоить оппонента и перевести конфликт в мирное русло.

kiriniya

Добавлю: как распознать, возможно ли вообще конфликт перевести в мирное русло. То есть способен ли оппонент слышать и идти на диалог, потому как есть, допустим, такие существа, диалог с которыми желательно поручить силовым структурам — и без всякого сожаления. Есть такие, которые единственным достойным собеседником себя, любимого, считают опять же себя, любимого, компетентного. На таких тоже лучше силы не тратить.

Юлали

Я порой пописываю 🙂 Но мой опыт говорит о том, что если что-то не нравится — надо высказываться, чтобы была обратная редакция. Пока терпимо, мы ходим, читаем, комментируем. Но уже не так интересно как раньше. Если молчать и тенденция продолжится — может стать хуже. У всех у нас есть фейсбуки и жж с психологами "по интересам", новости постят практически везде. Чего ради нам собираться здесь, если не будет авторских статей, интересных историй, доброжелательных комментириев? А часто вижу, когда люди вроде не критикуют, а потом уходят, потому что им не нравится то, что стало. И если это замечают люди, от которых… Читать далее »

Люша

Так критика хорошо, но в конструктивном формате 🙂

Свинка Пеппа

Поддерживаю Вас!!!

Марина

я обычно ничего не комментирую, не считаю, что могу написать что новое и ценное)))) Но эта статья меня поразила до глубины души. Я все это чувствую в нашей повседневной жизни, просто не с кем обсудить даже это все… И еще я тоже люблю Алена Рикмана. Спасибо Вам Людмила за все Ваши статьи, а за эту особенная благодарность.

Настенька

То есть когда я сажаю дочерей за учебники со словами "а ну работайте лентяйки!" это я мир спасаю? Прикольно.А они еще и недовольны!

Ирина

Их мир Вы точно спасаете.

Manypenny

Ха! Сами назвались Настенькой (не Настюха полное брюхо), а они лентяйки? вот она, темная сторона силы. Выбирайте выражения аккуратнее. Может, и будут довольны.

Настенька

Не, не будут.Как только от приятных занятий отрываю и за уроки сажу уже буря недовольства:)Отсюда и такие слова в напутствие.Фраза "а не будите ли вы так любезны мои любимые девочки решить пару уравнений" только ухмылку вызовет.

Jeniay

Настенька, я с Вами. Человеческую природу не денешь никуда. Детям проще ничего не делать, поиграть или на диване поваляться. Я еще до детей начиталась всяких про то, что при правильном подходе дети будут сами с удовольствием работать и учиться. Фигня это все. Мы тоже заставляем: учиться, работать, хорошо себя вести. И видели детей, которых не заставляют. Это тихий ужас!

Manypenny

А Вам начальник тоже задания дает со словами: "Лентяйка, за работу немедленно!"?

Manypenny

Сейчас нашла прелестное про школу. "В 1913 году был проведен опрос 500 американских детей, работающих в тяжелых условиях на заводах и фабриках. 412 из них предпочли потогонные условия промышленного производства занятиям в школе с ее «монотонностью, унижением и жестокостью»" http://mi3ch.livejournal.com/3205711.html

Саша Васильева

Я соглашусь. Работать физически гораздо лучше и приятнее чем учиться. Я едва доучившись до 8 класса пошел работать. Учица это обширное понятие. Одно дело тому что тебе нравиться,сам выбираешь,что интересно и читаешь в свободное от работы время.Другое дело в школе-вся эта алгебра-геометрия,абс мне неинтересная и ненужная -отвратительно.Рабртать "головой" вот тоже.. Одно дело пофилософствовать на всякие темы),а другое дело-в офисе торчать весь день,сидя на попе,я б сразу ласты склеил.)Так что..с моей точки зрения работать мышцами тела гораздо лучше и полезнее,чем работать в офисе или учица в школе/институте.

Верлиока

Работяги тоже нужны! Спасибо Вам! Не важно какое у человека образование,важно какой он сам.

Jeniay

Если начальник говорит это без любви, то возмущусь. А если у него просто такой резкий стиль общения, за которым реально стоит забота о подчиненном, то я не напрягаюсь. У нас режиссер в театре иногда матом орал, если чето не так сделаешь. Но я точно знала, что он всех нас любит, и постоянно ощущала на себе заботу со стороны театрального начальства. Посему, поплакала и за дело. И дети мои хорошо понимают, с каким чувством я такое им говорю и не переживают.

Manypenny

Взрыв эмоций, если что-то случилось — это не страшно. А каждодневное "лентяйки" — это просто унижение. Если у мамочки что-то не получается — мамочке надо помочь, если у девочек что-то не получается, их надо обозвать.

Jeniay

По-моему, Настенька писала совсем не про обозвать. А после того, как Вы, помнится, пожелали смерти двухлетнему ребенку, Ваши советы на тему, как надо воспитывать детей, очень сложно воспринимать.

Верлиока

Вот помочь, когда не получается — это одно, но для того, чтобы что-то не получалось, надо это что-то хоть начать делать. О том и пишет Настенька, что она заставляет делать. Сомневаюсь, что она не помогает, когда у девочек появляются проблемы.

Саша Васильева

А зачем,простите?..Вы не Господь Бог и не знаете всего наперед.)Вот меня мама тоже в детстве учицп застааляла,хотя я наперед уже знал что мне это не понадобится.А писать и читать я умею с 4 лет.И вышло все по моему а не по маминому.Только время потерял.Лучше б учился труду физ или занялся спортом.Еще пример.Бабка с детства меня кутала не по погоде,от этого я постоянно болел.Если б я не послал бабку с матерью,чтоб они со мной сотворили?Превратили б меня в слабого больного полуинвалида не годного ни к чему вобще только к могиле.Родительская "любовь"часто слепа бывпет и несет вред.А бывали случаи гораздо хуже.Это я… Читать далее »

Настенька

Пардон, вы все-таки он или она?Как-то понять не могу.
Не, ну есть такие люди которым только читать-писать и все, на этом можно образование заканчивать.Мои девчонки умные.И я их люблю.Потому и заставляю.
Как раз верить я их не заставляю.Не знаю как можно человека верить заставить, если честно.

Jeniay

Такое ощущение, что это он :))) Я так и подозревала, когда еще комментарии в женском роде читала.

Гость

Я могу поверить, что ребенок научился читать с 4 лет, но писАть… Так и вспоминается знаменитое "Не верю!". Да и коммент какой-то неподходящий для читающего человека… или нарочито неграмотный? Неприятный осадок после него. Есть подозрение, что это то самое "воинствующее ИМХО" и подало свой голос.

Людмила, мне тоже жаль — ждала Ваших пятничных статей. Ни в Фейсбуке, ни на ЖЖ у меня нет аккаунта, поэтому остаюсь здесь в приятном ожидании пусть редких, но долгожданных виртуальных встреч.

Jeniay

Моя вторая дочь сама, смотря за старшей сестрой, научилась писать в 3-4 года. Не письменно, конечно, но вполне понимабельно. А голос подало мужчино, которому почему-то нравится сидеть в женском обществе :))))

qweeny

просто игнорируйте этого тролля))

Саша Васильева

Ну-ну.)А вдруг я не тролль?)И окажется что зря наклеили очередной ярлык на очередного немного неординарно мыслящего человека.Наше общество любит сей несложный процесс-наклейку ярлыков.Кстати я не только на этом сайте появляюсь,на многих самых разных.При желании меня можно найти и вк,и на фейсбуке само собой..и много где еще.

Jeniay

Саша, не обижайтесь, пожалуйста. Я не со зла и хорошо к Вам отношусь. Больше не буду смеяться.

Саша Васильева

Какое там "воинствующее".. Мне доводилось сталкиваться с воинствующим мнением.К примеру на разных якобы православных (и не очень)форумах,где то самое имхо выносит вердикты подобного рода:"не имеющий семью-недочеловек","женщина не желающая иметь детей-недочеловек,"не любящий свою родину,антипатриот-недочеловек","не принадлежащий определенной
расе-недочеловек",и тому подобное.Те кто разделяет мои взгляды,обычно только защищают свои права,пусть и агрессивно,а с той,противоположной стороны-пытаются отобрать их у других.Мы пытаемся снять путы стереотипов,убрать ненужные ограничители,открыть границы,чтоб жилось и дышалось немного легче и свободнее,а они наоборот-придавить,запретить,перекрыть,отобрать и не пущать.Так кто тут воинствующий?..На насилие им ответят насилием,на агрессию агрессией,на боль болью.Мы не святые великомученики с безграничным терпением.

Мадлена

Тогда я тоже ухожу ( ( в слезах…

noufaro

Людмила, а где Вы есть? На Facebook?

Марина

Спасибо большое за все Ваши статьи Людмила, а за ЭТУ особенная благодарность.
P.S. Очень люблю Алана Рикмана.

Jeniay

Все так, да… Как задумаюсь, когда мы живем и куда катится мир, становится очень горько… Но, к счастью, все не заканчивается этой жизнью и только поэтому стоит бороться.

*Natalie

Дорогая Людмила, позвольте поблагодарить Вас за то, что более трех лет Ваши чудесные статьи давали мне возможность познакомиться с самой собой, получить поддержку в трудных ситуациях, разрешить очень важные для меня вопросы. Я твердо убеждена: всё, что Вы делаете как писатель, художник, вокалист — самый достойный ответ тем, кто готов принести настоящее Искусство в жертву своему непомерному "имхо". А Ваша повесть о короле Ооле теперь навсегда одно из моих любимейших литературных произведений. Конечно, мне, как и многим, будет очень не хватать еженедельного общения с Вами, но тем радостнее будут новые, пусть уже и не такие частые, встречи. Счастливой Вам дороги… Читать далее »

Похожие статьи