В День всех влюбленных хочется поговорить не о влюбленности, а о любви. Оставим в стороне все эти штампованные валентинки, дежурные букеты цветов, скачанные из Сети любовные послания, слащавых мишек и зайчиков, фантики от популярной жвачки и все разнообразие шоколадных конфет от известных кондитерских фабрик. Я благодарна моему мужу за то, что он умеет дарить цветы именно тогда, когда этого совсем не ждешь. Не в честь какого-то события или мероприятия, а просто так. Потому что любит и таким образом показывает свою любовь. По крайней мере, мне хочется надеяться на это. К слову, данное качество не было врожденным, но сформировалось в процессе семейной жизни. Но сейчас не об этом. Долгое время я не могла никак понять, отчего последняя российская императорская семья Романовых, была канонизирована, то есть причислена к лику святых. Такие же люди, как и мы все: со своими слабостями и достоинствами, с таким же впадением в мирские соблазны и непрестанной борьбой с ними, как и у всех. Почему? Почему именно они? За принятие мученической смерти и отказ от попыток избежать ее? Не только. И даже совсем не из-за этого, как мне показалось впоследствии. Читая дневниковые записи и переписку императрицы Александры Федоровны, непрестанно поражаешься, сколько любви вмещало это страждущее сердце – любви к Богу, к семье, к стране и к народу. Каждое ее письмо императору Николаю II или детям было пронизано безграничной любовью, мудростью, смирением и терпением перед всеми заботами и тревогами, которых выпало немало на долю этой по-настоящему счастливой семьи. Казалось бы, супруга императора должна вести монотонный, размеренный образ жизни: каждодневные обязательства, светские мероприятия, дела государственные. Но мне увиделось нечто иное в ее жизни. Там всегда была любовь. И служение, в высшем его проявлении. Служение Богу, любимому супругу, желанным детям, нуждающимся и вопрошающим к ней. Вот выдержка из записей Александры Федоровны 1899 года о браке и семейной жизни: «Долгом в семье является БЕСКОРЫСТНАЯ любовь. Каждый должен забыть свое «я», посвятив себя другому». Безмерно сожалею, что рушатся многие вековые традиции и устои, а вместе с ними истинное понятие о любви. Ведь как оно бывает: сделаем что-то, как нам кажется, во имя великой и большой любви, а потом ждем ответа. Ну как же, я же весь такой хороший, я вот всего себя отдаю, значит, и мне должно быть счастье, любите меня. А не получается. Потому как продажная любовь-то выходит – не настоящая, не бескорыстная. Современный образ жизни диктует нам свои правила, призывая брать от жизни все (но не давать), быть счастливым (но не делать счастливыми других), давая понять, что все имеет свою цену. В таком мире нет места подлинному чувству. Потому как все вышеперечисленное, на самом деле, антипод той самой настоящей любви, о которой говорит святой апостол Павел в своем первом послании к Коринфянам: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит». Часто встречающаяся цитата, но как верно сказано. В этих словах вся суть Любви. Память человека порой бывает очень избирательна. Однако, хотя прошло уже восемь лет, перед глазами отчетливо стоит строгий образ любимой мамы, а в ушах — ее слова, сказанные мне накануне свадьбы. Тогда они мне показались весьма шаблонными и «не про меня». Но время показало, что про меня они были, даже очень. Она сказала, что двух любящих людей должно связывать еще что-то помимо влюбленности, страсти, чувств и эмоций, что все это с годами уйдет (такова человеческая природа), но должно остаться что-то важное, нерушимое, единое на двоих. Да-да-да, конечно, все так и есть. После одного очень тяжелого периода в семейной жизни я поняла, что не любила. Не любила той самой любовью, о которой говорит апостол Павел. Той самой… Где-то я прочла, что любовь исчезает там, где человек начинает жалеть себя и считает, что достоин лучшего, чем имеет на данный момент. Воистину это так. Как любить окружающих, когда мы своих же родных и близких так и не научились любить? По-настоящему, по-взрослому. Устали от отношений, — и слово-то какое, «отношения», сегодня одни, завтра другие, — и давай все менять, старое на свалку, да здравствует новизна. Проходит время, и новые чувства тоже остывают. Так что? Снова все поменяем, перепишем жизнь заново? Здорово! Отлично! Слишком просто и… неправильно. Нельзя сменить супруга (-гу), если что-то идет не так, как хотелось бы, нельзя поменять детей, если они огорчают и разочаровывают, нельзя забыть о долге перед родителями, если они становятся немощны и требуют нашего повышенного внимания и заботы, нельзя выкинуть животное на улицу, если оно нам надоело. Но мы так делаем. Хотя бы мысленно. От нелюбви и нетерпения. Ведь что такое любовь? Это не романтические воздыхания при разговоре с любимым по телефону в период временной разлуки, это не громкие слова и страсть напоказ, это не вечный праздник и фейерверк эмоций. Любовь тиха и скромна, смиренна и терпелива. Она как благородная верная дева, скользящая мягкой поступью по нашим судьбам. Любовь постоянно борется с гордыней, тщеславием, эгоизмом, жадностью, жалостью к себе, усталостью и неверием. Только вот оружие ее не меч и забрало, а молитва. Когда бывает тяжко и кажется, что все, нет ничего внутри, ничто не трогает, кругом пустота, следует мысленно помолиться: «Господи, помоги. Научи любить. Любить той самой любовью, бескорыстной и жертвенной». Говорят, что с желаниями надо быть осторожней. Чего прекрасного в жертвенности? Как говорится, никакого удовольствия от процесса. Но тогда назревает вопрос: «А зачем я здесь вообще? Вот на этой самой земле?» А мы здесь для того, чтобы научиться любить. Той самой любовью. Той самой.