Итак, с приближением поста Интернет буквально разрывает от статей… на тему поста. Да, это правильно, еще раз напомнить о его духовном смысле и задачах, об очищении души и о подготовке к главному событию в нашей жизни — Воскресению Христову. Сразу хочу пояснить, для тех, кто любит воспринимать все на свой счет, что эта статья не нравоучение и тем более не обличение. Это просто попытка разобраться и, наконец, быть честной с самой собой. Писать на злобу дня — дело страшно неблагодарное. Вот если напишешь елейную статью про пост, так все зааплодируют, а на злобу дня — сразу начнут вспоминать о сучках и бревнах, в первую очередь в адрес автора. Евангелие — это такая книга — по ней можно жить, а можно подстраивать ее под себя. Даже здесь Господь дал свободу выбора. Не хочешь жить по Евангелию — живи, как знаешь. Элементарный пример из жизни всё о тех же сучках и бревнах. Один мой знакомый у других знакомых взял в долг некую сумму денег. Знакомые, конечно, все были православные и соизмеряли свою жизнь с Евангелием. Должник долг не спешил отдавать, а заимодавцы стеснялись попросить обратно. Наконец, когда заимодавцы оказались в затруднительном положении, они набрались смелости и спросили должника, когда же он долг отдаст. На что получили ответ: давши в долг, не проси назад. А теперь на минуточку задумаемся: это сказал не кто-нибудь, а сам должник. Думаю, что этот пример из жизни должен стать для нас притчей, как мы, будучи «должниками», извращаем все вокруг нас. Мы так привыкли к словам о спасении души, что перестали понимать их смысл. Мы так привыкли к постам в нашей жизни, что на первый план выносим некую диету. А этот наш общеизвестный грех, который все приносят на исповедь, — «нарушала пост». Имеется ввиду, что попила молочка или съела скоромную печенюшку. И вот бабушка-свекровь-теща, полжизни проведшая в церкви, ни разу не нарушившая гастрономический пост, выверяющая его по настенному календарю на своей кухне, где черным по белому расписано, когда рыбка, а когда сухоядение, идет в храм, бьет поклоны, внимательно стоит на каноне Андрея Критского с раскрытой книжкой в руках, при этом ни на минуту не задумываясь о том, что именно она разрушила жизнь своего сына, дочери, не оставив в ней камня на камне. Именно она умилительно лобызалась на Прощеное воскресенье в храме со всеми прихожанами и прихожанками, просила прощения у знакомых и незнакомых, а застарелый, многолетний, как инфицированный струп, конфликт со своей невесткой, зятем… оставила без внимания. Она никогда не позвонит ей (ему) и не скажет: давай забудем все, давай простим друг друга, давай будем жить в любви и мире. Нет, она пойдет в храм будет поститься и молиться, и такой пост для нее будет диетой, поклоны — фитнесом для старых костей, а Прощеное воскресенье — днем торжества лицемерия. Я не хочу быть обличителем и злым пророком, я не хочу, чтобы люди думали, что вот у автора проблемы в семье и в голове. Это всегда так думают. Одни обижаются, принимая все на свой счет, другие думают, «какие мы хорошие, и это точно не про нас». А если я скажу, что эта самая бабушка-свекровь, ну или теща, или сестра, или мама, или дочка — это не конкретный персонаж, а тот дух, который живет внутри каждого из нас, которого мы должны осознать, признать его присутствие и с ненавистью выгнать из своего сердца? Вот тогда прощение не будет «прощением без прощения», а будет настоящим разрешением от тяжкого бремени и покаянием. Однажды я задумалась, ну или однажды меня осенило, а зачем в Евангелии так много о фарисеях. Мы же ПРАВОславные, «и это точно не про нас». Сколько читала Новый Завет, всегда думала, что фарисеи не про нас, даже не думала, а просто воспринимала подсознательно — мы же другая Церковь, а фарисеи, что фарисеи, были такие исторические персонажи когда-то, ходили важно в смешной одежде, молились и постились, давали милостыню. А теперь стоп! Молились, постились, давали милостыню, ходили в смешной одежде? А не про нас ли нам же говорил Господь? Зачем нам все эти рассказы о фарисеях, если это не про нас? Я даже не буду приводить цитаты из Евангелия, все их знают наизусть, я только скажу, что это — да, про нас. Наблюдение за омовением чаш, фитнес, сорок семь разгрузочных дней и прощение без прощения. Это все про нас. Начнется пост, и кто-то, осознав это, начнет глубокую работу над собой, а кто-то продолжит соблюдать по многолетней привычке свою любимую диету и злобиться и есть ближнего, считая себя правым. Хочется вспомнить царя Давида и его покаяние. Он совершил ужасный грех, многие из нас (Слава Богу!) никогда ничего подобного не делали. Но как он покаялся! Псалтирь говорит об этом. Полное доверие Богу, детский крик души. Это та книга, которая должна стать для нас настольной — особенно в пост. На столе во главе не картошка с морковкой, а Псалтирь. «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое». «Возлюбил еси злобу паче благостыни, неправду, неже глаголати правду». «Боже, во имя Твое спаси мя, и в силе Твоей суди ми. Боже, услыши молитву мою, внуши глаголы уст моих; яко чуждии восташа на мя, и крепцыи вызскаша душу мою; и не предложиша Бога пред собою. Се бо Бог помогает ми, и Господь Заступник души моей». Аминь.