Говоря языком формальным, научным, родительский стиль воспитания — это сложная совокупность разных видов деятельности опекунов ребенка, направленная на то, чтобы изменить поведение ребенка. Невзирая на то, что разные ее проявления — такие как физические наказания или чтение на ночь — могут быть очень важны для конкретного ребенка, ни одно из индивидуальных проявлений родителя само по себе не может быть рассмотрено как решающий фактор. Важно учитывать все эти проявления вместе. Современные представления о воспитании детей базируются на работах трех исследователей: Дианы Бомрид, сделавшей в семидесятых годах акцент на контроле, а также на работах Элеоноры Маккоби и Джона Мартина, которые критиковали работы Бомрид и добавили еще одно измерение — родительскую ответственность против родительской требовательности. Важно также понимать, что чем больше расхождение между двумя детьми в семье — пол, возраст, порядок рождения, степень родства (усыновленный ребенок, ребенок погибшего родственника или свой), темперамент (тревожный ребенок или спокойный, общительный или закрытый), тем больше могут отличаться родительские стили даже одного и того же родителя для двух разных детей. В результате сопоставления двух измерений в изучении родительских стилей были сформированы (и многократно изучены) следующие типы воспитания: 1. Авторитарные родители — очень требовательные и директивные, но не ответственные. Они ожидают, что ребенок будет исполнять их требования (что, по мнению родителей, должно сделать его «человеком» — то есть привести к социальной успешности) без дополнительных объяснений и комментариев. Эти родители формируют вокруг ребенка среду, состоящую из правил, которым нужно следовать. И, в зависимости от отношения к этим правилам, авторитарные родители бывают двух типов: — неавторитарно-директивные — они устанавливают правила, но не насаждают их навязчиво и не слишком часто прибегают к своей власти и силе; — авторитарно-директивные — навязчиво-директивные, с высоким уровнем психического контроля, пытающиеся воздействовать не только на действия и расписания ребенка, но и на его мысли и рассуждения. 2. Недирективные родители — более ответственные, нежели требовательные. Как правило, это нетрадиционные семьи (в том смысле, что родители в этих семьях чаще выбирают роли осознанно, нежели распределяют их по патриархальной традиции), они позволяют ребенку — во многом, но не во всем, конечно, — самому определять свой график, ритм жизни и стараются избегать конфронтаций и скандалов. В качестве основного элемента контроля используют позитивный контроль — то есть простые вопросы в духе «Как у тебя дела?», «Как ты себя чувствуешь?», «О, сегодня у тебя получилось гораздо лучше!». Также бывают двух типов: — демократические — более организованные, склонные обсуждать и договариваться с ребенком, а также вовлекать его в принятие решений; — недирективно-попустительские — скорее склонные пускать все на самотек, минимально участвуя в контакте. 3. Авторитетные родители. Отличаются от авторитарных — и значительно. С одной стороны, они склонны устанавливать определенную структуру семьи и у них тоже есть правила. С другой стороны, эта структура обычно строится в соответствии с потребностями и особенностями ребенка, она ненавязчива и недирективна, а их дисциплинарные методы скорее поддерживающие, нежели наказывающие. Грубо говоря, для поддержания структуры они, скорее, используют пряники, а не кнуты. Они настроены на успех ребенка в социуме не за счет жесткого соблюдения правил, а за счет умения находить контакт, быть социально ответственным и независимым в суждениях и поступках, хорошо поддерживают автономию и принятие решений ребенком. 4. Невовлеченные родители — родители с высокими показателями безразличия и равнодушия к ребенку. В качестве максимальной выраженности могут отвергать его и даже не разговаривать с ним. У этих родителей нет ни ответственности, ни требований к ребенку. Такой стиль считается одним из самых опасных способов воспитания, во многих источниках даже описывается как крайне негативный, хуже, чем жестко авторитарно-директивный с применением насилия и категорических запретов. Последствия для детей Как уже говорилось, с 80-х годов было проведено множество исследований последствий разных типов воспитания для детей. Вот некоторые из них: — Дети и старшие подростки из авторитетных семей в целом более успешно социализируются, более компетентны в социальных взаимодействиях (легче находят единомышленников и получают помощь в коллективах), обычно более успешны в школьных предметах и легче поступают в высшие учебные заведения, чем все остальные дети, включая детей из демократических и авторитарных семей. Они реже попадают в плохие компании и более внимательны к позитивному (хорошо учиться и добиваться успехов в работе), нежели к негативному (пить-курить-совершать противоправные поступки) влиянию социума. — Дети и подростки из невовлеченных семей, как правило, демонстрируют более высокие показатели в склонности к депрессии и неврозу, чаще употребляют алкоголь и химически активные вещества, с трудом находят контакт с другими детьми и обладают самой низкой успеваемостью по сравнению с другими детьми. — Дети и подростки из авторитарных семей обычно показывают неплохую успеваемость в школе, которая резко снижается в переходный период или после поступления в высшие учебные заведения (когда контроль родителей ослабевает), к тому же имеют более слабые социальные навыки, с трудом принимают решения, имеют низкую самооценку и склонны к депрессии. — Дети из недирективных семей в школе имеют среднюю успеваемость (в вузе она выравнивается), зато у них высокая самооценка, хорошие социальные навыки и нет склонности к суицидам и депрессии. В общем и целом, можно сказать, что у авторитарного стиля есть свои преимущества — дети авторитарных родителей более удобны и управляемы, а также послушны в раннем детстве — где-то до 8-10 лет. При этом тяжело переживают пубертат и поступление в высшие учебные заведения, где зачастую обнаруживают, что учатся не тому, чему хотят, а чему хотят — не знают. Дети из недирективных семей не интересуются учебой и больше заинтересованы в дружбе и каких-то социальных взаимодействиях в ранней школе, но затем находят работу и занятие по душе за счет развитых социальных навыков. У детей из авторитетных семей нет проблем ни первых, ни вторых. Самый же негативный стиль воспитания — это невовлеченный, который, как правило, приносит много вреда и ощущения собственной ненужности и некомпетентности детям. Но если ребенок обладает определенными сложностями темперамента с раннего детства — вялый, закрытый, нервный, тревожный, кричащий или часто болеющий, есть вероятность, что попавший в депрессию или трудную ситуацию родитель будет обращаться с ним хуже, чем с другими своими детьми. Хорошая новость для всех тех, кто сейчас задумался в стотысячный раз, не испортил ли он жизнь своему ребенку: на протяжении последних двадцати лет ученые замечают, что дети становятся более любимыми, менее депрессивными и родители все чаще выбирают поддерживающую, а не критикующую роль.