В современном мире царит дух соперничества. С малых лет наши дети учатся жить в ситуации, где ты должен быть в чем-то самым-самым, иначе тебя просто не существует. Пугает, неправда ли? К счастью, в школьные годы они имеют возможность проявить свои способности в конкурсах и олимпиадах, познать желанное ощущение победы и научиться справляться с поражением. Моя сегодняшняя собеседница известна своим материнским подвигом — Мария Гуреева с мужем воспитывают 7 (!) детей, но сейчас мне интересно узнать, как у нее получается воспитывать их в интересе к знаниям и научным достижениям. — Расскажите, пожалуйста, что для Вас значит свой опыт участия в олимпиадах, как это стало интересно и важно? — В первый раз я пошла туда просто потому, что училась хорошо и учителя выбирали тех, кто может участвовать в районной олимпиаде. Мне понравилось, что на олимпиадах вопросы были творческими, не как в школе по учебнику, можно было проявить себя. К тому же, это была возможность пропустить какие-то неинтересные уроки, которые я не любила, типа труда и ИЗО, и поехать на любимую биологию вместе с любимой учительницей. В девятом классе меня пригласили в лагерь для победителей всероссийских интеллектуальных соревнований. Там я познакомилась с молодым человеком, который был призёром международной олимпиады по астрономии (потом он стал моим мужем). Мы разговорились, нашли много общего, и он предложил поступить в тот лицей, в котором учился. Там почти не было неолимпиадников, поэтому участвовать в конференциях и олимпиадах стало естественным. — Как у вас в семье относились к тому, что вы ездите на олимпиады и занимаете призовые места? — Мама и папа были очень довольны. Наверное, они ожидали, что так будет, потому что с детства видели, что учёба даётся мне легко. У меня была очень хорошая память, я делала уроки за 15 минут, запоминала всё с первого раза и шла во двор гулять. Родители не то что были против, но волновались, как двор повлияет, вдруг попадется дурная компания. Поэтому то, что я увлеклась олимпиадами и пошла в лицей, где пришлось очень сильно напрягаться, их радовало. — Когда в первый раз стала актуальна тема олимпиады или какого-то конкурса для кого-то из ваших детей? — Олимпиады начинаются с начальной школы — математическая «Дважды два» и конкурс проектно-исследовательских работ. Мой старший сын за год до школы, будучи в подготовительной группе моего семейного детского сада, вышел на эти конкурсы. Это было его и моё желание, мы просто решили попробовать. Также, ещё дошкольником, он стал призёром и конференции, и математической олимпиады, соревнуясь наравне со школьниками первого, второго и даже третьего класса. Очень многие школьники выступали заикаясь, боясь сказать слово, начиная чуть ли не плакать, когда им задают вопросы, а он очень чётко защитил свою работу, не просто отвечал на вопросы, даже спорил, отстаивал свою точку зрения. Члены комиссии потом отметили, что им интересно было с ним спорить: шестилетний ребёнок абсолютно как взрослый упорно отстаивает свою позицию. — У вас очень «умная» семья, вы с супругом — опытные олимпиадники, победители общероссийских и международных олимпиад. В такой атмосфере семьи у кого-то из ваших детей есть шанс не участвовать в олимпиадах? Есть возможность сказать: «Не хочу никаких конкурсов и конференций»? — Старшие трое уже школьники, участвуют, у них огромное количество дипломов. Про остальных сказать ничего не могу. Но «не хочу» сказать может каждый. Пока никто не говорил, но я считаю, что это их право. И я понимаю, что, например, моему второму сыну с высокой вероятностью через некоторое время придётся сделать выбор. Он призёр олимпиад по биологии и математике, но также призёр конкурсов бально-спортивных танцев. Тренеры говорят, что у него есть все перспективы участвовать в чемпионатах России и даже мира и через пару-тройку лет придётся сделать выбор: в танцы или в науку. — То есть вопрос только в том, в каком направлении он будет чемпионом? — Я не знаю, будет ли. Гораздо важнее, что ему нравится. Они должны идти не туда, где у них шансов больше, а туда, где им будет хорошо, по душе. Это их выбор. Я не хочу, чтобы они были должны нам что-то или стремились повторить наши достижения. Я за свободный выбор. Если им сейчас интересно, радостно участвовать в олимпиадах — они участвуют. Если они скажут, что нет, нам интересно другое, не знаю, делать видеоролики или играть на гитаре — это их выбор. — Вы говорите о свободе выбора. А каким еще принципам Вы следуете в воспитании детей? — Принцип наглядности, я применяю его не только со своими детьми, но и с учениками в школе, где я преподаю биологию. Чтобы объяснить им, как работают лёгкие, альвеолы, я приносила виноградную гроздь и показывала на ее примере, что такое легкое: «В каждой виноградинке много сока, а в альвеоле есть кислород». Процесс переваривания пищи я объясняла путём выливания кислоты на что-то и показывая, как оно сжигается. Мы собирали конструктор, и я говорила, что клетки — это блоки, из которых строится наш организм. Еще один важный принцип — это принцип многократного повторения. Я постоянно разговариваю со своими детьми на эти темы. Мы идём по лесу, и я говорю: «Давайте посмотрим, какие явления в жизни растений происходят весной? Хотите, я объясню, почему снег около дерева растаял, а дальше — нет?» Дети всегда запоминают такую информацию, им интересно учиться новому. — Судя по всему, Вы очень вовлечены в общение с детьми. Я вспоминаю современных родителей, которые используют разные способы занять ребёнка чем-то, что не касалось бы их участия. — Мне нравится быть с детьми, именно поэтому я пошла работать в школу. Поработав и учителем, и в администрации, могу однозначно сказать: уроки — это самое прекрасное, что есть в школе. Мне кажется, что у меня с детьми полный контакт. Не думаю, что кто-то из моих учеников меня боится. Я знаю, что они мне доверяют — от младшей школы и до 11-го класса про свои проблемы они всегда могут рассказать мне и рассказывают. Они знают, что я никогда никому не расскажу их секрет и точно постараюсь помочь. — Как Вы выходите из ситуации, когда Ваш ребёнок не получает того места, на которое рассчитывал, не достигает результата, который он от себя ожидал? — Я сразу настраиваю детей на то, что олимпиада — это не контрольная, которую можно написать на 5, если выучил всё, что требовалось. Олимпиада — это соревнование тех, кто действительно увлечён предметом. Если он не достиг определенного результата, это не значит, что он знает плохо, это значит, что есть тот, кто успел к этому моменту больше. Тут нет причин расстраиваться, просто нужно сделать вывод, что сейчас у нас такие талантливые, умные, замечательные ребята в Москве, что нужно готовиться лучше. А с другой стороны — значит, олимпиады будут с каждым годом всё интереснее и интереснее, будет с кем соревноваться. Олимпиадники понимают, что те сто человек от Москвы, с которыми они соревнуются, — самые лучшие. Просто из ста лучших кто-то должен быть сотым, но подумайте, сколько в городе десятков тысяч школьников. — У Вас нет ощущения, что острая конкуренция с такого раннего возраста вредит детям? — Конкуренция вредит, если она нездоровая. Если ребёнок пошёл на олимпиаду, набрал мало баллов и потом переживает, расстраивается, злится на тех, кто набрал больше — наверное, это плохо. Я знаю, что даже на серьёзных олимпиадах в 9-10-м классе если кто-то забыл формулу — ему обязательно подскажут. Победители, проигравшие — они не конкуренты. Знаете, как в спорте: есть соперники, но нет врагов. Знаете, как проходят подготовки к всероссийским олимпиадам? Дети, которые завтра выйдут конкурентами, сидят и вместе готовятся, помогают друг другу разобраться с задачами, которые у тех не получаются. И победители, и проигравшие вместе идут отмечать своё участие. Там нет нездоровой конкуренции, скорее, дружественная атмосфера и желание стремиться к большему, становиться лучше. — Какую практическую пользу дает участие в олимпиадах? — Даже если он их не выигрывает, олимпиады дают любому ребенку возможность применить свои знания в нестандартных условиях. Иногда на олимпиадах дают задачи, решение которых не знают даже ученые, и смотрят на то, как ребенок рассуждает. Такое умение рассуждать, понимать, делать выводы, синтезировать, помогает потом и ЕГЭ легче написать, и применять свои способности в жизни. Вся наша жизнь — это одна сплошная нестандартная задача. Мы должны соотнести совокупность всех окружающих факторов, понять, что может повлиять на ситуацию, сделать единый вывод и принять решение, произвести действие. Наверное, олимпиада — это первый шаг в умении применить знания на практике, привлекая все возможные знания, а не только те, которые относятся к ситуации «в лоб». — Я полагаю, что для талантливого школьника очень важно окружение, которое поддержит и направит его в нужное русло. Как искать для него тех наставников, которые помогут развиваться в интересующей области? — Нужно искать человека, который настолько увлечён этим предметом, что будет не просто доносить информацию, а будет обучать ребёнка с восторгом, с радостью. Где искать? Наверное, в школах. Я за то, чтобы относиться к выбору школы очень тщательно. Очень важно пообщаться с педагогами, спросить: «Как вы учите? Чем интересны ваши уроки? Что нестандартного вы делаете на уроках?» Если учитель в восторге от своей работы, вы увидите это сразу же. Когда учитель начнёт рассказывать о своей работе, вы поймёте, формально ли он декларирует правила ФГОС, которые выучил, или действительно рассказывает о своей профессии как о каком-то уникальном удивительном приключении. — Как вы думаете, что можно посоветовать родителям, если ребенок демонстрирует способности в каком-то предмете, но быстро теряет к нему интерес? Хватается за что-то и гаснет. — Способности есть абсолютно у любых детей. Загорается и гаснет? Это нормально. Я думаю, родителям нужно почитать книжки для студентов факультета «PR и реклама» — для того, чтобы понять, что ребёнку нужно постоянно «рекламировать» ту область, в которой у него есть талант. Мы можем увлечь ребенка чем-то и постоянно подпитывать его интерес: что нового произошло в этой области, сходить в музей, сыграть в игру — все это создает «вау-эффект». Детям нравится тот предмет, который у них получается, в котором есть что-то интересное, где учитель действительно любит детей и свою работу. Если все три фактора совпадут — ребёнку будет нравиться эта область. — Не все хорошо проявляющие и показывающие себя на олимпиадах ученики потом становятся успешны во взрослой жизни. Как Вы думаете, от чего это зависит? — От человека. Каждый человек должен найти себя, своё место, свою работу, то есть то, что ему будет интересно. И он может это либо найти, либо нет. У олимпиадников есть шикарное знание и понимание какой-то области. Но знание и понимание не всегда говорит об успехе. Успех складывается из коммуникативной сферы, из умения представить себя, взаимодействовать, не конфликтовать с людьми, быть пунктуальным, ответственным. Если человек выиграл олимпиаду по информатике, это значит, что у него очень хорошо получается программировать. При этом у него может не быть навыков тайм-менеджмента, он может забывать поручения, не доделывать проект и конфликтовать с коллегами. Он хорошо пишет код, но этого недостаточно, чтобы быть успешным программистом. — Есть ли у Вас идеальная картинка того, чего достигнут Ваши дети на школьном отрезке времени? — Идеальная картинка — это когда в худшем случае к одиннадцатому классу, в лучшем — к восьмому-девятому ребёнок придёт и чётко скажет: «Мама, я прочитал (увидел, узнал) про такую профессию, в которой я мечтаю работать. Я готов целыми днями бесплатно заниматься только этим!» Мое идеальное будущее — это счастливый ребёнок, у которого есть любимая работа, которая ему по душе, любимая семья, близкие, друзья, интересная и разнообразная жизнь. — Как Вы думаете, в какой мере способность найти эту сферу может зависеть от родителя? — Я считаю, что родитель должен не просто любить ребёнка (все родители любят), а демонстрировать, что он любит его безусловно, без каких-либо ожиданий. Тогда ребёнок не будет бояться делать выбор и ошибаться. Если у человека есть свобода в должной степени, наверное, он будет счастлив. Свобода — это не значит, что ребёнка пускают в свободное плавание и не помогают. Он должен понимать, что родитель никогда не будет делать выбор за него, но, в то же время знает: в любой момент он может обратиться за советом, и его не будут осуждать и оценивать, а примут и поддержат. Беседовала Вероника Заец