Давным-давно… Кажется, в прошлую пятницу… Я читала воспоминания Николы Теслы, одного из величайших ученых и изобретателей ХХ века. Поразил меня один факт. Тесла писал, что никогда не переносил на бумагу и тем более не начинал создавать модель своего изобретения, пока полностью не продумывал и не «видел» его мысленно. Вплоть до того, что в своем воображении он «рассматривал» все пазы, втулки и шестеренки, заставлял устройство работать, понимал, где, что и как не вертится и не крутится, мысленно же это устранял… И лишь добившись идеальной работы воображаемого прибора, чертил его и создавал модель, которая функционировала безупречно. Сразу. Мне кажется, здесь есть над чем задуматься. Конечно, мы не гениальные ученые, и далеко не все занимаемся научной или целиком и полностью умственной деятельностью. В жизни много других дел и обязанностей — и обед приготовить, и посуду помыть, и почитать новую интересную статью, которую уже третий день держишь открытой в закладках… Но почему же я говорю, что нам есть над чем задуматься? Расскажу о том, как родился замысел этой статьи. Укачивая очередной раз ребенка в коляске, я ходила туда-сюда по улице и думала, что обещала кое-что написать для сайта, но до сих пор даже не начала — вроде бы не хватает времени, или возникают срочные дела, или вдохновения нет, или силы воли. (Конечно, отговариваясь отсутствием вдохновения, я намеренно забывала гениальные слова П.И. Чайковского: «Нужно терпеть и верить, что вдохновение неминуемо явится тому, кто сумел победить свое нерасположение»). Но тут, баюкая ребенка, я решила, что бездарно трачу время и надо его употребить с пользой — хотя бы на обдумывание статьи: с чего начать, чем продолжить и чем закончить. Мыслительный процесс начался бодро — я продумала первую фразу. Потом… потом я начала думать о каких-то срочных делах и спохватилась, что моя гениальная идея сформулировать статью в мыслях, а затем быстренько зафиксировать ее, не работает, потому что я не текст обдумываю, а блуждаю в каких-то сознательно-подсознательных далях. Как же так? Я вернулась мысленно к первой фразе и решила упростить задачу — создать не целый текст, но хотя бы его подробный план (как учили в школе). Во второй раз мне удалось сделать целых два шага — продумать логическую связь между пунктом номер один и пунктом номер два предполагаемой статьи. И снова думы заплутали в лесах далеких и густых. Процесс этот продолжался — у меня уже возник спортивный интерес: смогу ли я, подобно великому физику, если не изобретение в мыслях выстроить, то создать статью, достойную того, чтобы ее напечатать, не мучаясь хотя бы порядком изложения фактов и идей? Борьба с собой и своими мыслями продолжалась и продолжалась. Укладывая ребенка спать во второй раз, я уже смогла придумать три темы статей, которые давно просились на бумагу, и продумать некую логику их изложения. С каждым разом «прокручивание» в голове нужных мыслей, идей и фактов становилось все проще — как бывает легче и легче проговорить все стихотворение, которое учишь, или иностранные слова. Пока я открывала для себя Америку мнемонических техник и дисциплины мыслительной деятельности, мне вспомнился мой студент, который мог по памяти перечислить все выступления нашего хора (около пятидесяти) и даты этих выступлений. Когда я пристала к нему с вопросом, как же ему это удается, юноша поделился секретом: оказывается, каждый день, засыпая, он старался вспомнить эти самые выступления, места, где они были, и какую-нибудь яркую деталь. Простейший, казалось бы, прием мнемотехники, но как здорово он работает! Что же еще можно делать, чтобы помнить, не забывать и контролировать свои мысли, свои скакуны? Несомненно, не стоит забывать старый добрый инструмент: ручку и бумагу. Можно полагаться на свою блестящую память, но чтобы не кусать потом локти, восклицая «какая была хорошая рифма / удачная идея / отличный заголовок / логичная стратегия / интересная проблема», лучше записать на бумаге. «Забить» в телефон или планшет тоже можно, но кинетическая память — дама капризная, и от «тыкания» пальчиком в дисплей она может обидеться и уйти. Каждый раз, закрыв очередную интересную книгу, с удовольствием потянитесь, закройте глаза и попробуйте пройти мысленно от начала до конца книги, вспомнить сюжет, последовательность событий, действия героев, какие-то удачные фразы. Потом еще раз и еще раз. Нередко в разговоре мы сбиваемся с основной мысли и говорим «да, а к чему я это?». Вернитесь на шаг, два шага, три шага назад. Можно даже вслух «мы говорили об этом, а потом об этом, а потом об этом». Собеседник будет стараться помочь, и больше шансов выстроить тот ассоциативный ряд, который привел и к упоминаемому предмету, и к боковому ответвлению от него. Блеснуть в разговоре цитатой иной раз приятно, а иной раз и к месту. Память только порадуется тренировке, если время от времени мы будем учить наизусть стихи. Эти простые приемы помогут и нашим детям. Вспомнить день — «где мы были, куда пошли, кого видели, какого цвета была машина», рассказать подробно (с помощью ваших вопросов) про фильм или спектакль — и уже легче сосредоточиться, выстроить причинно-следственную связь и выучить стихотворение. А того самого студента я встретила случайно на днях. Мы давно не виделись, радостно обнялись, вспомнили прошлые радости. И он сказал: «А ведь в этот день в 2008 году мы поехали на Валаам»… Я напряглась, начала подсчитывать, пересчитывать. И оказалось, что это именно так. А что удивляться такой памяти, если мой чудный студент — соотечественник Николы Теслы?