У меня нет слуха. У меня нет голоса. У меня пространственный кретинизм. У меня обе ноги левые. Я не способен к языкам. Я даже яйцо не могу нормально сварить. Ничего не понимаю в компьютерах, боюсь их… Вам знакомы такие жалобы-причитания-самооговоры? Наверное, если не вы, то кто-нибудь из ваших знакомых непременно жалуется окружающим на отсутствие способностей к музыке, иностранным языкам, живописи, математике и так далее, и так далее, и так далее. Мне как преподавателю очень часто приходится слышать: у меня нет способностей к языкам. Мне не даются языки. Я не понимаю, как учить язык. Я не запоминаю языки. Когда я руководила хором, нередко убеждала людей в том, что у них есть слух и голос, что они могут и умеют петь, что надо просто открыть рот и запеть… Так и появились мои «программные тезисы». Нет людей, не способных к иностранным языкам. Все люди способны к иностранным языкам. Все люди, говорящие на своем языке, способны выучить другой и с удовольствием на нем общаться. Нет людей, у которых якобы «нет слуха». Или «нет голоса». Нет слуха у людей с ограниченными возможностями. Глухих. Голоса нет у немых. У прочих может быть не развит певческий голос, может быть нарушена координация между слухом и голосом, и этот мостик надо восстанавливать или строить с нуля. (Не могу не сказать здесь, что это мысль не моя, а ряда блестящих музыкантов, у которых мне посчастливилось учиться музыке). Почему же, спросите вы, человеку «не дается» язык, музыка, математика или кулинарные тонкости? Думается, тут может быть несколько причин, и самые важные из них давайте обсудим вместе. Причина первая, наверное, вам уже навязла на зубах, но я не могу не озвучить ее: комплекс родом из детства. Маленькая девочка пытается приготовить салат, но вместо похвалы слышит «ну накромсала, ну пересолила!». Девочка делает вывод о своей кулинарной бесталанности и ставит крест на этом увлекательном занятии. Мальчик играет в футбол со старшим братом и его друзьями и пасует не туда. Слышит, что обе ноги у него левые и шел бы он домой к мамочке. Мальчик приходит к заключению о полной несостоятельности своей спортивной карьеры и в дальнейшем не пытается ее возобновить… Разумеется, я утрирую, но хочется прочертить схемы максимально ярко. Причина вторая. Вы не определились, зачем вам это надо. Ребенок самозабвенно может перекладывать баночки с детским питанием из одной коробки в другую, и не сомневается в том, что это важный и нужный процесс. Предложите заняться таким делом взрослому — и, скорее всего, он логично спросит: а зачем? И правда, зачем? Зачем начинать учить фарси, становиться в 40 лет впервые на коньки и вникать в тонкости квантовой физики? Вам кажется, что я рассуждаю странно? Мол, надо, и дело с концом. Но не все так просто. Если мы не видим конечной цели, практического применения, то на сознательном ли уровне, на подсознательном ли нас будет мучить идея о бесполезности происходящего, о том, что усилия расходуются впустую. Да еще и окружающие порой подливают масла в огонь: «Зачем это тебе понадобились кулинарные курсы?». Проще плюнуть и бросить, чем преодолевать внутреннее и внешнее сопротивление. Ваши потребности (а вам это надо?) могут быть сформированы извне. Все говорят, что надо уметь печь пончики. Но если вам это не надо, а вы только увлеклись модой? Понять свою внутреннюю мотивацию — полезно, а подчас жизненно важно. Причина третья напрямую связана с причиной второй. Вы, может, и знаете, зачем вам понадобился кружок макраме и студия оригами, но вы не научились плести кашпо и складывать бумажные вазы с удовольствием. Ваше неумение и неловкость раздражают вас, нитки путаются, бумага рвется, — сплошные печали. Мозг не хочет возвращаться туда, где его не покормили эндорфинами, и поэтому каждый раз мысль о том, что надо заниматься выбранным хобби не радует, а расстраивает. Позвольте, скажете вы, но какое удовольствие может быть при изучении сложного языка на самом раннем этапе или на тяжелой тренировке по русскому рукопашному бою? Найти это удовольствие сложно, но давайте попробуем. Говорят, тренировки надо заканчивать «на вкусе». В тот момент, когда ты почувствовал, что можешь еще, еще и еще… Надо поймать этот момент. Не всегда это возможно, особенно если это групповая тренировка, но и в группе надо ловить это ощущение, вспоминать, когда оно возникало. И после тренировки, может быть, вернуться к проделанному упражнению и опять почувствовать легкую эйфорию: «Это-то у меня получилось!». С иностранными языками и сложнее, и проще: можно выучить песню и петь ее себе, можно слушать музыку, можно смотреть мультфильмы переведенные на изучаемый язык. Причина четвертая. Не нашли педагога. Надеюсь, собратья по преподавательскому цеху меня простят. Но найти «своего» преподавателя совсем не просто. Мы все очень разные. Люди вокруг нас очень разные. Потребности и желания у всех разные. И если мы собираемся в группе на курсах, то у всех оказываются свои представления о том, что и как нам должны преподавать. Блестящие педагоги умеют справляться с этой проблемой, но временами разочарование неизбежно. Если речь идет об индивидуальных занятиях, то еще сложнее: преподаватель все время на виду, и вы все время на виду. Разочарование, раздражение, внутренняя обида, а то и какая-нибудь досадная мелочь вроде тяжелого аромата духов или лосьона после бритья может полностью уничтожить ваше твердое решение выучить этот проклятый санскрит. Причина пятая. У вас не хватает времени. Вам кажется, что вы хорошо начали: и отличный педагог, и учебник чудесный (танцевальные туфли изумительные), и вдруг — стагнация, расстройство, и злость на себя: так хорошо начал, а теперь? Для закрепления навыков кому-то нужно больше времени, кому-то меньше, кому-то нужно «переспать» с новой темой ночь, а кто-то будет обдумывать ее не меньше недели. Надо знать свои временные привычки и не дать себя в обиду… себе же. Причина шестая. Вам есть на кого положиться в этом деле. Нередко «не ориентируются в пространстве» те, рядом с кем находятся прирожденные гиды. Не готовят те, у кого дома имеется изумительный кулинар. Значит ли это, что таланта нет у вас? Нет! Просто еще не пришло время его проявить. Когда я была маленькая, мне все говорили, что я не умею петь. То же самое говорили и моему брату. Однако учась в последних классах школы, мы оба начали заниматься музыкой: с педагогами, самостоятельно и опять с педагогами. И многие из этих педагогов повторяли: не бывает людей без слуха. Не бывает людей без голоса… Недаром выдающийся психолог Виктор Франкл говорил, что надо переоценивать людей. Если рассматривать человека таким, как он есть, мы делаем его только хуже. Но если мы его переоцениваем, даем ему завышенную оценку, мы способствуем тому, чтобы он был тем, кем он на самом деле может быть. Не нужно бояться ставить высокую планку. Это бывает очень сложно. Но все же… Три года в Сербии я руководила хором. В аккомпанементе у меня играл на гитаре чудесный молодой человек, которому было дано все: и музыкальность, и слух, и голос. Но петь он отказывался категорически. Однако обстоятельства сложились так, что всей дружной толпой мы попали в Россию, и уже совсем другой человек, не я, предложил моему чудному гитаристу запеть. И — чудо совершилось. Он запел, да так, что, уже вернувшись в Сербию, вскоре стал одним из основателей и солистов целой музыкальной группы… Получается, иногда надо, чтобы о способностях вашего друга сказали ему не вы, а посторонний человек? Что же, нередко бывает и так. Не бывает людей, не способных к пению. К ориентации в пространстве. Господь дал всем дары щедрой рукой. Конечно, есть особые таланты, но ведь на то они и таланты. А мы можем пока только начать находить радость в том, что делаем…