В издательстве «Никея» вышла новая замечательная книга под названием «Одеяние души. О красоте Божественной и человеческой». Ее авторы — психолог и преподаватель Наталия Инина и священник Павел Карташев размышляют о вечной загадке человеческой красоты: о радости принятия себя и своего облика, красоте смирения и мудрости, о том, что такое женская и мужская красота, о внутренней красоте зрелости и старости, а также неразрывной связи красоты, доброты и цельности личности. Сайт «Матроны.ру» публикует главу из книги, написанную Наталией Ининой. Сколько удивительных ипостасей сокрыто в слове «женщина»: мать, жена, возлюбленная, вдохновительница героев, муза поэтов и художников, нежная, пылкая, искренняя, верная, вечно любимая и вечно прекрасная… Однако прекрасный идеал порой бывает так далек от той реальности, с которой нам приходится встречаться ежедневно. Жизнь мнет, давит, ломает этот удивительный образ, и вместо «Джоконды» Леонардо да Винчи или «Весны» Боттичелли — прекрасной Симонетты — перед нами предстают иные образы… Что-то неуловимое и прекрасное, подлинно женственное, безвозвратно исчезает с лиц современных красавиц, знойных и соблазнительных образцов массовой культуры. Женщины перестают быть прекрасными, они начинают использовать этот дар природы как выгодный и скоропортящийся товар. Надо успеть хорошо устроиться в жизни, а красота в этом деле — входной билет, красивой легче удачно выйти замуж, найти хорошую и интересную работу, сделать быструю карьеру и прочее. Для поддержания красоты выстроена целая индустрия всевозможных услуг — от косметических салонов до пластической хирургии. Массажи, пилинги, фитнес-залы, spa-салоны, клиники пластической хирургии, диеты, фармакология — это лишь вершина айсберга под названием «женский бег за красотой». В результате красота становится для женщины неким фетишем, своеобразной формой зависимости — вся жизнь подчинена самоусовершенствованию. Бесконечные подтяжки, удаления морщин, увеличение груди, ее уменьшение, изменение форм тела и так далее, и тому подобное. А теперь представьте себе женщину, которая делает очередную операцию по подтяжке лица и в зеркале, в которое глядит после снятия швов, видит уже не свое лицо, а чужое, зато гладкое, без единой морщинки. Ужас! Герберт Уэллс не додумался до этого, он остановился на этапе исчезновения, если вспомнить его «Человека-невидимку». Есть, правда, похожий образ из классической литературы. Герою Оскара Уайльда в его «Портрете Дориана Грея» могут позавидовать многие современные женщины, ведь он остается навсегда молодым, красивым, без единого возрастного изъяна. Правда, портрет, на котором художник запечатлел его прекрасное лицо, начинает меняться. Каждое содеянное героем зло, не касаясь его лица, оставляет тяжелый след на портрете. В конечном счете с картины на своего вечно молодого и прекрасного хозяина смотрит злобный жестокий старик, безвозвратно утративший всю былую красоту. Помню, в одной из телепередач участвовала Людмила Нарусова, тогда еще просто жена своего знаменитого мужа Анатолия Собчака, первого мэра Санкт-Петербурга. Ее спросили: «Вы же состоятельная женщина, почему вы не сделаете себе пластическую операцию по омоложению лица?» Ответ Нарусовой мне очень понравился: «Я не собираюсь отказываться от своего лица, — сказала она. — За каждой морщинкой стоит определенный этап моей жизни, в которой было достаточно не только радости, но и боли. И я не намерена предавать свою жизнь в угоду современной моде на идеальную внешность». Похожий ответ на вопрос: «Не собираетесь ли вы похудеть?» — дала итальянская актриса красавица Моника Белуччи. Ее ответ был ответом настоящей женщины: «Я не собираюсь худеть в угоду тем инфантильным мужчинам, которые определяют современные эталоны, предпочитая худосочных моделей, больше похожих на мальчиков. Они просто боятся настоящих женщин, их пугает женская красота. Я такая, какая есть, и не собираюсь быть иной, ненастоящей». Эти незаурядные женщины по сути дела говорили об одном — в погоне за внешне идеальным обликом всегда есть риск потерять саму себя. Правда, очень часто именно отсутствие себя, глубинного контакта с собой и порождает эту странную зависимость по улучшению своего внешнего облика. К этому относится и шопоголизм, то есть бесконечный бег по магазинам в поисках очередной красивой вещицы или платьица. Я знаю многих молодых хорошо зарабатывающих женщин, они тратят почти все свои немалые деньги на вещи, которые уже девать некуда, но, тем не менее, не могут остановиться и заходят в любой подвернувшийся под руку магазин. За этой своеобразной формой зависимости лежат те же механизмы, что и за любой другой, — глубинный страх, отсутствие контакта с самим собой и утрата смысла собственной жизни. В результате борьба за бесконечное самоукрашение и самоусовершенствование начинает становиться псевдосмыслом, неким идолом, на алтарь которого кладется иногда слишком много. Но есть и другая крайность — молодая привлекательная женщина, выходя замуж и родив одного или двух детей, стремительно превращается в «тетку». Она перестает ухаживать за собой, влезает в удобную, но крайне непривлекательную домашнюю одежду и «встает к станку» — стирает, гладит, готовит, убирает, моет, чистит, и опять по кругу, и так каждый день. Заботы о доме сами по себе являются неотъемлемой частью жизни нормальной женщины, однако и здесь могут быть перекосы. Я никогда не забуду, как мама моей подруги вскочила из-за новогоднего стола за пятнадцать минут до полуночи и помчалась в ванную комнату, вспомнив, что у нее замочено белье и его надо непременно достирать — входить в новый год с тазом грязного белья, оказывается, плохая примета. Обескураженные родственники и друзья замолкли за праздничным столом и терпеливо ждали возвращения хозяйки, которая вернулась к семье как раз во время боя курантов. Грязное белье оказалось значительно важнее, чем живые люди, сидящие за столом. Мужчины, которых мне доводилось консультировать, часто жаловались на то, что их жены больше интересуются домашним хозяйством, чем совместной жизнью. В результате мужчина начинает чувствовать себя придатком к стирке, готовке и глажке, хотя формально именно для него все и делается. Конечно, тема эта очень сложная и неоднозначная. Женщине действительно приходится решать львиную долю домашних проблем, но неучастие мужчин в этом процессе отчасти является результатом отсутствия мудрости и чуткости у современных женщин. Вместо того чтобы мягко и уважительно привлекать мужчину к решению хозяйственных задач, женщина превращает его в носильщика, добытчика и потребителя всего того, что она так старательно производит. То есть мужчина из субъекта, личности, человека низводится до объекта требований или воздействий. «Ну что ты тут встал, не видишь, я пол помыла, натопчешь, а мне опять мыть», «Ну какую ужасную картошку ты принес, неужели не видно, что она гнилая», «Как ты держишь ребенка, ему же неудобно, дай я сама» и так далее, и тому подобное. Женщины жалуются на загрузку и усталость, и это вполне справедливо, однако они сами часто взваливают на себя этот неподъемный груз и тащат его на себе, прогибаясь под его тяжестью. Виноватым, конечно, оказывается именно муж, ведь из-за него, вредителя, ей приходится тянуть на себе всю тяжесть совместной жизни. Обратите внимание, что в семьях, где женщины превращаются в «тягловых лошадей», мужчины частенько выпивают, а иногда и просто пьют. Конечно, в мужском алкоголизме винить только женщин несправедливо. Однако эта связь очевидна, рядом с сильной женщиной мужчина начинает чувствовать себя слабым и ненужным, и, если у него нет отдушины в виде работы или хобби, он, вероятнее всего, возьмется за бутылку. Справедливости ради надо сказать, что тема взаимоотношений мужчин и женщин крайне сложная, системная. Мы уже говорили об инфантилизации мужчин, но пора признаться, что феминизация женщин также является еще одним серьезным препятствием для построения гармоничных, здоровых отношений между мужчинами и женщинами. Мне довелось консультировать одну даму, которая дожила до 45 лет, но так и не построила семью. Она была очень красива, эффектна, занимала высокую должность, вокруг нее всегда крутились мужчины, но все заканчивалось коротким романом. Построение глубоких отношений требовало слишком глобальных изменений в ее устоявшейся жизни, а на это она была совершенно не готова. Однако, когда она подошла к своим сорока годам, оказалось, что в ее идеальной картинке не хватает одной очень важной детали — ребенка. Это стало ее новой бизнес-задачей, и она подошла к ее решению с тем же системным бизнес-подходом, который помог ей подняться на профессиональный олимп. Но оказалось, что такого рода стратегии работают не во всех областях человеческой жизни. Какие бы она ухищрения ни придумывала, ребенок не хотел приходить к ней, живую маленькую душу пугала перспектива, которую эта дама выстроила в своей голове. Я помню один наш разговор. Я слушала, как она говорила о ребенке и мужчине, назначенном ею генетическим отцом. Было такое ощущение, будто она говорит о каких-то финансовых потоках или строит масштабную логистику. За ее словами не было видно живых людей. Я сказала: «Вы уверены, что вы действительно хотите ребенка? Возникает такое ощущение, что он нужен вам для того, чтобы заполнить какую-то пустоту, которая есть в вашей жизни. Но ребенок не может быть средством решения ваших проблем, он является ценностью сам по себе. Вы уверены, что вы действительно хотите именно ребенка, а не очередную игрушку, которая развлекла бы вас на некоторое время? Представьте, ведь он будет и плакать, и болеть, и расти, довольно быстро он перестанет быть милым пупсиком, и вам придется решать его уже не детские проблемы. Иметь ребенка — это ведь очень серьезно и ответственно!» Она будто не слышала меня: «Да! Я уверена, что хочу ребенка!» «Хорошо, — продолжала я, — представим, что вы родили его. Что вы будете делать дальше? Какой станет ваша новая жизнь?» Ответ был честным: «Я посижу с ним месяца два-три, потом найму няню, пусть она с ним сидит, а я выйду на работу. Ничего особо не должно измениться, просто появится маленький ребенок, ведь это так чудесно!» — сказала она, мило улыбаясь. Таких историй я знаю множество, все не перескажешь, но очевидно одно — эгоцентризм женщин так же мешает им войти во всю полноту женской сущности, как и эгоцентризм мужчин стоит на пути к их подлинной мужественности. Помню, как-то мне пришлось консультировать одну взрослую, успешную женщину. Она зарабатывала достаточно, чтобы регулярно посещать всевозможные процедуры по улучшению своего внешнего облика. Мы работали с ней примерно полгода, и вдруг на одной из встреч она сказала искренне и с отчаянием: «Мне все так надоело! Эти дурацкие развлекательные поездки, массажи, пилинги, тренажерные залы. Я зарабатываю, чтобы все потратить на эту роскошную жизнь, и опять зарабатываю, и опять трачу… Это какой-то дурной бег по кругу, у которого нет конца. Я не хочу больше крутиться в этом чертовом колесе. Я хочу обрести иной смысл своей жизни!» Эта женщина в глубине души была умной и глубокой, и у нее были нормальные человеческие потребности, однако среда и профессия (она занималась рекламой) наложили отпечаток на ее стиль жизни. Однако здоровая часть ее личности не могла смириться с тем пустым и бессмысленным блеском, которому она вынуждена была соответствовать, поскольку окружающие ее люди жили именно так. Осознание того, что жизнь — это нечто большее, чем деньги и удовольствия, подтолкнуло ее к поиску иных смыслов. Она постепенно стала заниматься благотворительностью и через короткое время совершенно изменила свою жизнь. Нет, она не бросила работу и не ушла в монастырь. Просто она почувствовала глубинную радость от того, что может помочь кому-то, что ее жизнь нужна не только ей самой. Ее душа, ее сердце открылись навстречу любви и состраданию, и это дало ей иное, более глубокое ощущение собственной жизни. Она встала на путь обретения себя, а не только своей внешности. Как-то я зашла в храм, был праздник, посвященный Богородице. Я ехала издалека и потому довольно сильно опоздала на службу. Народу было очень много, и я не стала пробираться в центр храма, а встала неподалеку от входа. Прямо перед моим взором оказалась икона Божьей Матери. Я стала внимательно смотреть на лик. Постепенно мои мысли затихли, и внутри наступила какая-то особая тишина, было такое ощущение, что я смотрю на икону не физическими глазами, а взором сердца, души. И мне открылась удивительная картина — Дева держит на руках маленького Бога, Её Сына Иисуса Христа, держит нежно, надежно, ласково, но Её взор устремлен не на Ребенка, Она глядит в Небо, туда, откуда пришел этот дар. Господь дал Ей это Дитя, Он доверил Ей нечто очень дорогое, бесценное, Она в ответе за этот дар, но Её душа одновременно и прежде всего устремлена в иной мир, с которым связь Её нерушима. Я была потрясена глубиной этого ощущения. Именно эта одновременная представленность двум мирам — удержание Небесного света, Божественной любви, покорности, смирения, благодарности, верности, но в то же время способность любить и этот мир, заботиться о нем, наполнять его миром и покоем — это и есть настоящая женственность. И если это высшее предназначение женщины нам удается удержать в своем сердце, в своей душе, то все остальное — внешняя красота, забота о привлекательности близких, собственного дома, желание украсить, усовершенствовать мир — оказывается частью общего и прекрасного замысла: нести в мир Божественную красоту — красоту добра, созидания, мира и любви.