Что читать малышам и подросткам? Как увлечь десятилетнего ребенка классикой и современной литературой? Стоит ли читать с ребенком книгу, сюжет которой его пугает или расстраивает? Как говорить о книгах с детьми, которым некогда читать? На самые острые вопросы родителей отвечает Екатерина Асонова, кандидат педагогических наук, мама 3 детей, автор проектов о чтении и детской литературе. Вопросы задавали пользователи фейсбука. 1) Что не надо разрешать ребенку читать по возрасту? Отличная формулировка вопроса со словом «разрешать»! Я бы все разрешила. Запретов хватает — так пусть хоть в чтении свобода будет! Именно так сказала бы: «читать разрешаю», так как возраст — сам по себе ограничение в чтении. То есть, если ребенок что-то читает, то это ему по возрасту. Если ему будет нужно, позже перечитает. Я бы посмотрела на этот вопрос иначе: есть книги, которые не вписываются в культуру семьи, в которой растет ребенок. Примерно до 13 лет их читать не стоит. В остальном — расслабьтесь и получайте удовольствие от гордости за дитя, читающее сложные книги. 2) Как заинтересовать ребенка 10 лет чтением? Настойчиво и оптимистично искать нужную ему книгу, но быть готовым к тому, что ею окажутся «Печные работы» или «Голодные игры». 3) Как делать это эффективно, ведь после 3-4 попыток ребенок может отказаться пробовать дальше? Это очень важный вопрос. Ответ на него витиеватый: 1. Лучше меньше да лучше, то есть лучше расслабиться и не стараться найти ему книгу прямо и сейчас и в обязательном порядке; 2. Нужно каким-то образом заслужить доверие ребенка и понять его запрос (странно пытаться советовать в ситуации, когда совета не просят). 3. Возможно, эту задачу лучше решит кто-то другой, или есть место (библиотека, магазин, клуб и т.п.), где ребенок с этой задачей справится сам. Но не читать — тоже право ребенка, и его не так просто принять и уважать. 4) Что предпринять, чтобы ребенок не разочаровался в чтении в подростковый период? Родителям — расслабиться, ребенка — не грузить. Можно ненавязчиво предлагать, в идеале — варианты поиска, выбора: магазины вроде «Бампера» (детский книжный автобус-клуб-магазин), библиотеки, сайты. 5) Что делать с детскими страхами во время чтения: ребенка что-то пугает в книге, и он отказывается читать дальше? Имеет право. Это же нормально — испугаться и не хотеть читать дальше. Нужно дать время, понимая, что очень многие взрослые сохраняют эту особенность — эмоционально реагировать на искусство. Я, к примеру, не могу читать «Тихий Дон» — страшно! Самое главное — страх при чтении у ребенка скорее говорит о том, что с эмоциональной сферой у него все в порядке. Научить его надо жить с такой подвижной эмоциональностью — например, научить успокаиваться. 6) Как увлечь детей классикой? Нужно ли специально что-то делать или просто дождаться, когда ребенок сам дозреет до серьезных произведений? Тут как с овсянкой: только дождаться понимания полезности. Вообще, чем больше мы доверяем ребенку, тем вернее будет определен его читательский путь. И еще: в чтении художественной литературы нет ничего верного и правильного для всех — тут все строго индивидуально. 7) Некоторым детям читать скучно и неинтересно, не нравится сам процесс. Длинные тексты они вообще не могут одолеть — словно дыхания не хватает. Что делать? Это нормально, так и должно быть в мире: кому-то тома читать, кому-то слушать, а кому-то руками работать, свои тексты в камне или дереве создавать. Есть люди, которые не любят читать и не испытывают никакого удовольствия от процесса — и мне кажется, что их большинство. А вообще дети, читая, устают. Это не отговорка. Особенно когда читают то, что задали в школе, а не выбранное самостоятельно. Но и любимую книгу ребенку читать непросто: и физически, и интеллектуально. Если родитель читал в детстве запоем, это не значит, что ребенок будет его копией. 8) Как уберечь детей от одноразовой современной детской литературы? Не замечать ее. Литература — не реклама в телевизоре: пока читать не начнешь, вообще никакого вреда принести не может. 9) Что почитать ребенку в возрасте до 3 лет? Самому маленькому гулять и говорить важнее, чем читать. А конкретные книжки полистайте на сайте Папмамбук, там есть тематический поиск по возрастам. 10) Как совмещать чтение на двух языках? Что делать, если на одном языке ребенок читает сложные книги, а на другом простые? Как не потерять любовь к чтению на родном языке? Методом проб и ошибок, поскольку тут все индивидуально. Пока учишься читать на новом языке, вряд ли сможешь читать много сложной литературы на родном, значит — будешь выделять на это время в каникулы. Чаще всего у детей вырабатывается практика использования каждого из языков для разных тем и сфер жизни. 11) Как читать со школьниками стихи, не заставляя учить наизусть? Вслух, с прибаутками, играми, топаньем. Кажется, тут секрет в систематичности, количестве (надо много!), качестве и разнообразии. 12) Девятилетнему сыну задали на лето прочитать «Белый Бим Черное ухо». Мальчик очень чувствительный, и я боюсь давать ему эту книжку. Точно знаю, что он очень расстроится. Что делать? Варианты решений: 1) Читать. В печали, слезах, переживании горя нет ничего плохого. 2) Начать читать и остановиться, если станет чрезмерно тяжело. 3) Плакать и понимать, что это правильно, хорошо и человечно. Выбор за вами. 13) Дочери 7 лет на лето задали прочитать по списку 41 книгу и написать на каждую рецензию. Ребенок сопротивляется такому причинению добра. Что делать? Проигнорировать задание, либо написать только о том, о чем захочется. Поговорить серьезно с учителем и задать ей вопрос: готова ли она сама вместо отпуска написать 41 рецензию? 14) Как говорить о книгах с детьми, которые утверждают, что им некогда читать? Начать с зачина: «Так как тебе некогда читать, разреши, я быстренько сейчас тебе кое-что перескажу…». И помнить, что не читать — тоже право свободного и уважаемого человека, которым и является ваш ребенок! 15) Как научиться рекомендовать (рекламировать, продвигать) понравившуюся родителю книгу, чтобы читающий подросток перестал сопротивляться и заинтересовался? Никак: просто и почти равнодушно говорить, что понравилось (может, с парой деталей), и ставить на полку(!). Сам выберет и почитает. Но! Стоит перевернуть ситуацию: спрашивать совета, что почитать у подростка. Тогда шансы на обсуждение собственных предпочтений повышаются. 16) Что обязательно нужно прочесть ребенку, помимо того, что предлагает школьная программа? У меня нет четкого списка. Если очень общо говорить про «нужное чтение для джентльмена», то это все произведения, подарившие человечеству вечные сюжеты. Например, «Приключения Пиноккио», «Алиса в Стране чудес», «Пеппи Длинныйчулок», «Винни Пух», «Приключения Тома Сойера», «Властелин колец», «Хроники Нарнии» и т.п. Из русских авторов — просто нужно сесть и вспомнить всех, чьи имена вам важно вместе с ребенком сделать общими. Если говорить о современной литературе, читайте об этом на сайтах Папмамбук http://www.papmambook.ru (портал для читающих родителей), Библиогид http://bibliogid.ru/ (проект Российской государственной детской библиотеки — здесь и о классике можно много интересного найти) и Переплет http://vpereplete.org/ (журнал о деткой литературе). И очень советую сайты библиотеки им. А. Гайдара, издательства «Розовый жираф», «Самокат», «КомпасГид», «Настя и Никита», «Белая ворона».