С началом учебного года все более острыми становятся дискуссии о том, чему в школе учат, чему не учат, и почему это полезно или бесполезно в современном мире. Обсуждают все: от программ первоклашек до уроков астрономии, и, конечно, впадают в крайности. Вот, например, одна из таких крайностей: зачем писать от руки? Сейчас, когда есть компьютеры, планшеты, умные гаджеты и многое-многое другое, что так удобно использовать, если надо составить план на день, записать важную мысль или целую статью. Быстро, удобно, без помарок, легко исправить, можно красиво оформить. И леса не надо на бумагу рубить… И вообще, в Финляндии вон планируют убрать из школьного образование письмо от руки, а уж там-то школы впереди планеты всей! С другой стороны, в интернете легко найти информацию о том, почему успешные люди пишут от руки, и зачем это нужно. Так все-таки писать от руки или нет? Чего мы лишаемся и что приобретаем, если овладеваем этим навыком? Хорошо или плохо, когда от детей, приходящих в первый класс, требуют не просто знания букв, а красивого почерка? Давайте попробуем разобраться. Начнем с науки В Советском Союзе жил да был психолог и основатель интересного направления – нейропсихологии – Александр Романович Лурия (1902-1977). Во время Великой Отечественной войны Лурия руководил крупным нейрохирургическим госпиталем, и не только лечил раненых, но еще и занимался серьезными научными исследованиями. Он и его коллеги-ученые внимательно наблюдали и описывали случаи ранений в голову. В зависимости от того, какая часть головы (и, соответственно, мозга) была повреждена, менялись проблемы, которые пациент испытывал, пытаясь восстановить свои навыки письма, имевшиеся до ранения. Например, при поражениях теменной области человек не мог верно написать слово, если сам громко его не проговаривал, если страдала височная часть, появлялись проблемы при письме под диктовку и т.д. Эти исследования описаны ученым в книге «Очерки психофизиологии письма», и, пожалуй, ни до, ни после Лурии никто не изложил так просто суть процессов, происходящих в мозге человека при письме от руки. Если говорить обобщенно, письмо — это сложнейший процесс, в котором задействованы практически все области мозга, каждая из которых «отвечает» за свой раздел: слуховой анализ звуков, внутреннюю и внешнюю артикуляцию, собственно моторное порождение письма, а еще хранение в памяти идеографических элементов и так далее. Получается, учась писать от руки, мы учимся анализировать слово по его звуковому (или, правильнее, фонемному) составу, мы проговариваем его (и потом это проговаривание оказывается важно для понимания силы слов), мы пишем или задумываясь над каждой буквой, или сразу «выдаем» целое слово, настолько привычно оно для движения руки. Ничего себе система! И если вспомнить слова старой песенки «буквы разные писать тонким перышком в тетрадь учат в школе, учат в школе, учат в школе», становится понятно, почему к процессу обучения письму подходили очень серьезно, разрабатывались методики, учились писать сперва карандашом, а потом ручкой… А сейчас? — воскликнет кто-нибудь. Зачем это нужно сейчас? Что за каменный век! Дети в школу идут, уже умея писать. Но хорошо ли это? Немного о детях и школе начальной Итак, нередко в школах от ребенка при поступлении в первый класс требуют, чтобы он уже умел писать, и при этом хорошим почерком. Первая задача первого класса — научить писать (правильно, красиво, проходя все этапы шаг за шагом) оказывается задачей семьи. Но… Предъявляя к ребенку при поступлении в школу требование уметь красиво читать и писать, мы тем самым навязываем ему невротический ритм нашего времени, разве нет? Вечно «нет времени, не хватает времени, не хватит времени, надо успеть». Интересно, на что должно хватать времени у первоклашек? На компьютерные игры? На освоение космоса? А, может быть, первоклассник должен логично, разумно и в соответствии со своей физиологией и психологией развиваться? Учиться правильно сидеть за партой (да, да, бросьте в меня камнем, но для меня идеал — полусказочный фильм «Первоклассница», где учительница учит девочек сидеть правильно, и мои школьные учителя, которые пытались спасти наши спины от сколиоза). Учиться правильно держать ручку. Правильно выводить буквы. Проговаривать слова, и по слогам тоже. Ведь проговаривание, которое лежит в основе обучения письму, на самом деле закладывает очень интересный и важный навык — оценивания звучания слова как такового. Что может быть важнее в жизни, в общении, чем правильно подобранные и произнесенные слова? Вам кажется, что я преувеличиваю, но сравните, как относились к звучащему слову раньше, например, редакторы: выдающиеся представители этой профессии читали вслух целые корректуры, чтобы ничего не резало именно ухо читателя. А начало — в том, чтобы «взвесить на слух» слово, которое предстоит написать. Так стоит ли гнаться за почерком до школы? Систему, увы, не изменить, но хотя бы понять важность правильного обучения письму — стоит. О каллиграфии Наша современница, известный ученый и специалист по психолингвистике Т.В. Черниговская в одной из своих лекций говорит, что в древнем Китае претендовавшие на высокие посты должны были сдавать два экзамена: стихосложение и каллиграфию! Несомненно, китайская каллиграфия, как, впрочем, и любая другая — это целая философская система, но в какой-то степени любое письмо от руки — это ни что иное, как простая философия. Философия смыслов, чувств, ощущений. И философия логики, последовательности, иерархии мыслей. Что сказать сначала, а что потом? Замечательно об этом пишет Лурия: «Если ученик должен написать свободное изложение или письмо, замысел сначала ограничивается определенной мыслью, которая позднее формируется в фразу, из фразы уже выделяются те слова, которые должны быть написаны первыми». Сложнейший процесс, который мы порой даже и не осознаем. Сложнейший процесс, структурирующий и дисциплинирующий мыслительную деятельность. Есть мнение, что каллиграфия обладает терапевтическим эффектом: успокаивает, приводит мысли в порядок. Наверное, не зря психотерапевты советуют для борьбы с тяжелыми мыслями (любого толка) написать эти мысли от руки на бумаге, а потом сжечь эту бумагу. А если на практике? Слова и теоретические выкладки не всегда убеждают, но порой оказываются важными наблюдения. Работая с бизнесменами, заканчивавшими программу MBA Лондонской школы бизнеса, я обратила внимание, что они на всех встречах все записывают от руки в большие общие тетради. Почему? Зачем? Оказывается, таким образом большая часть запоминается, легче структурировать мысли и вопросы, легче выстраивать дальнейшую стратегию, расписывать задачи и их решения. Линейное мышление востребовано как никогда, и письмо от руки весьма и весьма помогает его развивать. Можно возразить, что и клиповое мышление призвано выполнять свои задачи, но, думается, со сложными научными проблемами ему не справиться. Оба типа мышления важны для выполнения разной работы, но для обработки сложных массивов информации — того, что можно условно назвать «нудным чтением», линейность необходима. А корни ее – в письме. Мы разные, конечно Разумеется, все люди разные, и дети разные. И кому-то письмо дается тяжело (с этим можно и нужно работать… впрочем, не буду пересказывать книгу Лурии), кому-то легче. Но если вы любите и умеете писать от руки, то вот какие дополнительные плюсы появляются в жизни: вы можете вести дневник и чувствовать себя немного героем романа… перечитывать дневник на досуге и думать о публикации автобиографии; если вы студент или школьник, вы можете писать записочки другу или подруге — преподаватель даже не подумает, что вы пишете записку — зачем, если у всех есть телефон? вы можете писать новогодние открытки, и это будет вашим фирменным стилем; если хочется кому-то наговорить гадостей, то эти гадости можно написать большими злыми буквами и порвать бумагу. Может, поможет? на скучном заседании можно делать вид, что вы серьезно записываете все, что говорит оратор — на самом деле вы пишете стихи, составляете список покупок, записываете свои мысли и выстраиваете гениальный план развития бизнеса на весь год — на бумаге он получается быстрее и лучше; вы можете устраивать с ребенком «веселые диктанты» — диктовать друг другу смешные тексты и давать ребенку проверить ваш диктант… если вы студент, то при записи лекций вы можете делить страницу на две части: большая — для конспекта, а меньшая — для дополнений, вопросов, своих примечаний и даже — для рисунков! А еще (только это уже тайна) вы можете, как Татьяна Онегину, писать о своей любви изящным почерком…