Уже не первый год бушует в обеих столицах выставочный бум, в музеи выстраиваются бесконечные очереди, один за другим перед глазами исполненной энтузиазма публики сменяются шедевры. Не берусь судить о причинах этого явления, да и не важно, что влечет толпы людей на Айвазовского и Рафаэля — тяга к прекрасному, жажда самообразования или мода, мне просто радостно, что это происходит. Но вот мы отстояли свои пять или шесть часов на морозе, протолкнулись в переполненный гардероб — и наконец — вот оно, счастье! И тут происходит странное. Конечно, статья куратора и краткая биография художника встречают нас уже в дверях выставочного зала, но, как оказывается, все, что можем мы сказать после выставки в ответ на завистливые расспросы менее удачливых друзей — классно, красиво, мне понравилось. Или в лучшем случае перечислить несколько дат биографии. Как же подготовиться к выставке так, чтобы, увидев подлинники, составить свое мнение, повысить свой образовательный уровень и даже обогатиться душевно и духовно? То есть в буквальном смысле увидеть то, на что мы смотрим. А еще — суметь об этом рассказать так, чтобы нас поняли. Мне очень повезло с педагогами — в буквальном смысле — с теми, кто за руку вводил меня в великолепный мир культуры и заражал любовью к искусству. Сначала это были родители-искусствоведы, а потом талантливейшие преподаватели в университете. И поскольку теперь часто мне приходится быть для кого-то из своих знакомых таким гидом в мир прекрасного, попробую поделиться своим опытом знакомства с ним. Правило №1: опишите то, что вы видите. Первое правило для понимания произведения искусства (давайте сейчас будем говорить о живописи, хотя те же правила можно приложить и к скульптуре, архитектуре и другим видам изобразительного искусства): начните описывать то, что вы видите. Причем лучше всего ручкой на бумаге — нет лучшего способа стимулировать мыслительный процесс и заставить себя сосредоточиться. Старайтесь фиксировать не то, что вы узнали об изображенном персонаже или, скажем, батальной сцене, а непосредственно зрительный образ. Именно языком стиля художник донес до нас свою идею. Правило №2: проанализируйте композицию картины. Начните с композиции, найдите ее зрительный центр. Совпадает ли он со смысловым? Двигайтесь от общего к частному. В композиции картины заложена ее основная фабула. Обратите внимание на основные линии в работе: плавные они или резкие? Горизонтали вносят спокойствие в общую картину, диагонали заставляют взгляд двигаться в заданном направлении, пересечение линий создает напряжение, а закругляющиеся силуэты — гармонию и тишину. Давид. Клятва Горациев. Благородный порыв изображен с помощью движения четких пересекающихся линий. Правило №3: посмотрите, как художник работал со светом. Прикройте глаза и оцените равновесие частей композиции: здесь важна не только форма изображенных предметов, а скорее их цветовая и световая акцентированность. Даже самое стремительное движение линий может быть успокоено в рамках картины с помощью световых пятен, а может быть усилено направлением светового потока как будто за рамки изображения. Питер Клас. Завтрак. Движение зарождается, развивается, достигает кульминации и затухает, подчеркнутое совершенно театральным освещением. Правило №4: оцените форму и объем изображенных объектов. Очень много о характере изображенных объектов нам скажут их легкая, невесомая, почти плоскостная структура или тяжелые, пластичные, объемные формы. Микеланджело Буонарроти. Потолок Сикстинской капеллы. Титаны на потолке Сикстинской капеллы Микеланджело. Их трудные, неудобные позы, огромный масштаб в рамках изображенных архитектурных деталей создают впечатление величия, грандиозности и в то же время трагичности их судеб. Напомню, герои повествования — библейские пророки и античные сивиллы. Дионисий. Митрополит Петр. Храм Рождества Богородицы, Ферапонтово. Противоположный пример — образы на иконах и фресках Дионисия. Их силуэты вытянуты и плавны, руки и ноги миниатюрны и изящны, хотя в центральной части фигуры достаточно широки. Это создает гармоничный эллипсообразный абрис, но совершенно не придает образам тяжести и телесности. Его персонажи светлы и легки. Правило №5: обратите внимание на цветовую палитру. Также на общее впечатление влияет выбранное художником сочетание цветов. Нежная или кричащая, безмятежная или напряженная — палитра оттенков способна сказать нам порой больше, чем, например, выражение портретируемого лица. О. Ренуар. Портрет Жанны Самари. Характер модели — весь в переливах розового. Правило №6: оцените манеру наложения краски. Еще один аспект, без которого понимание живописи было бы неполным. От тонкой кисти, которая дает едва различимые глазом мазки, до широкого мастихина — инструменты художника и характер наложения мазка могут варьироваться в зависимости от его замысла. От спокойной безмятежной поверхности до вибрирующей световоздушной среды, передаче которой такое большое внимание уделяли импрессионисты. Правило №7: составьте общее впечатление о картине. Теперь обратите внимание на то, какой из перечисленных приемов художник считает главным, каким языком он повествует о предмете, ведь не всегда он использует все художественные средства для достижения одного впечатления. Редуцированная палитра может оттенять выразительность композиции, как в большинстве работ Рембрандта. Уравновешенность линий порой контрастирует с пульсацией активных цветовых сочетаний. Вид из окна, Танжерский триптих Матисса Подойдите близко к картине, рассмотрите живописную фактуру, потом отойдите чуть дальше, еще немного. Чем крупнее мазки, тем дальше от холста находится точка, с которой взгляду предстанет не яркая масса красок, а глубокое пространство. Излюбленный прием фовистов — контрастная обводка изображенных предметов, которая на определенном расстоянии дает почти осязаемый, скульптурный объем. Н.С. Гончарова. Мытье холста. Очень полезно поделиться своими впечатлениями с близкими, поэтому я всегда советую ходить на выставки с теми людьми, чье мнение для вас по-настоящему важно и интересно. Обязательно вовлеките детей в обсуждение — вы можете получить совершенно неожиданные, свежие и яркие эмоции и идеи, да и поход в музей станет для вашей семьи не тягостной обязанностью, а веселой игрой. Постарайтесь заранее узнать о предстоящей выставке как можно больше, но, глядя на картину, обязательно сопоставьте то, что вы прочли или услышали, со зрительным образом, вообразите себе ту среду, в которой существовал художник в момент создания работы, его эмоции и мысли. Попытайтесь отрешиться от внешнего мира и «войти» в тот, изображенный на полотне, почувствовать его ритм, движение, услышать его музыку, ощутить его гармонию. Возможно, вам не понравится там внутри — вы имеете полное право на свое мнение, но благодаря этому вы сможете объяснить, что именно вам не близко в работах того или иного автора. А возможно, вы откроете для себя безумно притягательную и упоительную жизнь, которая скрывается за плоскостью холста — как когда-то открыла и полюбила ее я.