В своей прошлой статье я попыталась кратко объяснить, как понять произведение искусства, как «прочесть» то послание, которое художник передал нам с помощью красок и кисти. Чтобы сделать процесс «чтения» еще интереснее, давайте попробуем вовлечь в него детей. Во-первых, даже если впоследствии ваш ребенок не станет художником, скульптором или искусствоведом, он с детства научится ориентироваться в мире культуры. Его кругозор, речь, палитра его интересов, способность мыслить, даже круг общения будут разностороннее и богаче. Вы активизируете воображение и память ребенка, возможно, пробудите желание узнавать новое и изучать незнакомые области науки. Во-вторых, беседы об искусстве в кругу семьи, обсуждение выставок, книг и концертов, изучение чего-то нового вместе очень обогатят ваше общение, помогут вам стать друзьями и по-настоящему интересными друг для друга людьми. Часто родители задаются вопросом, с какого возраста им стоит знакомить ребенка с мировой культурой. По моему глубокому убеждению — с любого, а лучше начинать еще до его рождения. Вот несколько простых правил, которые сделают этот процесс увлекательным для обеих сторон. Правило №1 (оно же главное): Начните с себя. Заинтересуйтесь сами тем, что хотите передать своим детям. Ничто не заразит малыша желанием узнать и увидеть что-то новое лучше, чем неподдельная увлеченность родителей. Если вы искренне интересуетесь тем, что видите, например, в музее или на выставке, ребенок поймет, что это действительно стоит внимания, его пытливое детское воображение сразу отреагирует даже на самые, казалось бы, сложные для понимания произведения. В моей жизни первое знакомство с музеем произошло в два с половиной года, когда мама повела меня на выставку вееров в Останкинский дворец. Конечно, детали я знаю теперь по рассказам очевидцев, но какие-то образы до сих пор (!) стоят у меня перед глазами. В музее мама восхищалась великолепием старинных вееров и постоянно делилась со мной впечатлениями. Выйдя на улицу, она, конечно, спросила, понравилось ли мне. Я подумала и выдала: «У меня музей вмутри!» (То есть внутри). По-видимому, я хотела сказать, что сохранила все увиденное в своем сердце. (Уметь бы мне сейчас так емко выражать свои мысли). Конечно, я думаю, мне хотелось подражать маме, если она восхищалась — значит, это и правда красиво! И тут мы подходим ко второму правилу, которое неразрывно связано с первым. Правило №2: Делитесь с ребенком не только своими впечатлениями, интересуйтесь его мнением. Дайте своему малышу понять, что его усилия, размышления, напряжение внимания прошли не зря, покажите, что вам интересно, что он думает по поводу увиденного. Во-первых, вы активизируете его воображение, он будет стараться понять и сформулировать свои впечатления. А во-вторых, ваше внимание станет для него драгоценнейшей наградой за все усилия, которые он приложил, чтобы сконцентрироваться, не закапризничать в толпе взрослых и не отвлечься на что-нибудь постороннее. Я хорошо помню, как была ребенком и как важно для меня было, когда взрослые считались с моим мнением, выслушивали меня, обсуждали что-то со мной. И как порой обидно было чувствовать к себе, ребенку, отношение как к «недоразвитому» взрослому (к счастью, такое я встречала не очень часто и никогда от родителей). Ребенок — это целиком то, что в него вложили самые близкие люди, родители. Если вам кажется, что он не поймет вас, с ним еще не о чем говорить, может быть, стоит хотя бы попробовать прислушаться к нему? Пусть посещение картинной галереи станет вашей первой совместной задачей: сделайте усилие над собой, заставьте себя хотя бы полчаса посвятить обсуждению искусства со своим малышом. Я почти уверена, что вы узнаете много нового и захватывающего не только о своем чаде, но и о картине, которую, как вам казалось, вы знали досконально. Возможно, мир прекрасного станет для вас тем мостиком, который позволит со временем сохранить связь с вашими детьми. Правило №3: Прислушайтесь к своему ребенку. Я полностью согласна с теми психологами, которые считают, что все дети гениальны, а задача родителей — раскрыть их природные таланты. Покажите им и художественные, и исторические, и научные музеи, водите в театры и на концерты. Чем больше малыш увидит, тем легче он будет ориентироваться в мире культуры. Прислушивайтесь к его пожеланиям: то, что сейчас его не впечатлило, может понравиться через год или два. В каком-то возрасте ребенок легче воспримет романтическую пейзажную живопись, в другом — психологический портрет. Может быть, с малолетства он легко поймет абстракции Кандинского — зашифрованные в беспредметной живописи эмоции и настроения дети часто считывают намного быстрее, чем обремененные условностями взрослые. Почти все мои знакомые экскурсоводы делятся похожим опытом: маленькие дети сначала легче воспринимают скульптуру, а потом уже живопись. Подобно человечеству, которое начало с палеолитических Венер и архаических Куросов, а позже овладело мастерством двухмерного изображения. Я помню, что в трехлетнем возрасте выставка картин наводила на меня тоску, пока в соседнем зале Пушкинского музея я не приметила слепки античной скульптуры. Я остановилась, как завороженная, и ничто не могло меня отвлечь — пришлось смотрительнице пропустить меня в зал, закрытый в этот момент для посещения. И только через пару лет, узнав всю коллекцию слепков этого музея, я почувствовала любопытство к картинам. Правило №4: Рассчитайте силы. Конечно, в два-три года не стоит нагружать малыша большими серьезными экспозициями. Знакомство с искусством ни в коем случае не должно ассоциироваться у него с усталостью и принуждением. Единственный способ развить ум и сердце ребенка — пробудить в нем желание узнать еще больше, чем удалось увидеть сегодня. Это касается и более взрослого, но начинающего ценителя искусства. Если ваш школьник еще ни разу не был в музее, подогрейте его интерес, расскажите, как захватывающа и увлекательна жизнь тех, кто регулярно посещает всевозможные выставки, любуется красотой, узнает каждый раз что-то новое о богатстве и разнообразии мира. Но пусть первое посещение не будет очень долгим, лучше вдумчиво осмотреть несколько небольших залов, чем пробежать за день весь Эрмитаж и отбить у ребенка на всю жизнь желание повторить это испытание. Правило №5: Играйте! Легче всего дети соглашаются на любой эксперимент, если этот эксперимент им представлен в виде игры. В прошлой статье мы разбирали основные правила анализа произведений искусства. Для детей эти правила те же, но понять их будет намного проще, если вы предложите им просто поиграть. Придумайте для всех членов семьи какое-нибудь общее задание, например, найти на картине какой-нибудь небольшой предмет. Особенно весело искать что-то на полотнах импрессионистов: подскажите ребенку, что если вблизи он видит только разноцветные мазки, надо сделать несколько шагов назад и загаданный предмет появится, как по волшебству! Задавайте ребенку неочевидные вопросы, требующие ассоциативного мышления. Какая музыка подойдет той или иной картине или скульптуре? О чем думает изображенный персонаж? На какого литературного героя он похож? От простых заданий можно перейти к более сложным. Обратите внимание детей на основные художественные приемы, использованные автором. Обсудите композицию, равновесие ее частей, движение, свет и цвет в работе. Еще одна игра, которой увлекаются и студенты-искусствоведы, чтобы выучить материал: глядя на картину постарайтесь запомнить все ее детали, закройте глаза и воспроизведите их все в памяти. Думаю, детям понравится проделать это вместе с вами. И напоследок… Сейчас в каждом музее и образовательном центре работают многочисленные детские программы, проводятся экскурсии и мастер-классы. Отрадно видеть, с каким увлечением и азартом малыши отвечают на вопросы преподавателей, которые, в свою очередь, активно вовлекают детей в обсуждение произведений искусства. Часто их ответы поражают своей живой непосредственностью, свежестью и яркостью. Как только ваш малыш сможет посещать такие мероприятия, рекомендую этим воспользоваться, а еще лучше найти семейные занятия для детей с родителями. Ведь, повторю, ничто так не вдохновит ребенка к познаниям, как ваш интерес. Именно поэтому не стоит полностью перекладывать художественное воспитание на плечи учителей. Никакие занятия с профессионалами не заменят вашего общения с детьми. Поверьте, время, посвященное познанию искусства с ребенком не только разовьет его способности, но и вас обогатит новыми и очень ценными впечатлениями, поможет легче найти общий язык (причем не только с ребенком, но и с другими близкими) и укрепить вашу семью.