В сети обсуждают социальную рекламу одного банка. Для тех, кто не в курсе — страшная история о том, как жуткий (вроде как маньяк) Дед Мороз похищает чрезмерно занятую маму, не уделяющую дочери внимания, и таскает ее по горам и долам, а потом, когда она уже совсем загналась, отдает ей письмо, где ее дочка просит Дедушку Мороза подарить ей маму. Финал, конечно, позитивный. И вот я думаю, неужели я одна оказалась такой глупышкой или сентиментальной дурочкой, которой понравился этот ролик и которая не усмотрела тут ни насилия, ни унижения женщины, ничего, за что этот ролик ругают и всех, кто не согласен, решительным кликом мышки отфренживают? Нет, что-то со мной не так. Но что? Во-первых, я не могу воспринимать буквально историю, в которой появляется Дед Мороз. Раз сказочный персонаж, значит, сказка, у которой есть свои законы, в том числе временные. На этом фоне смешной кажется такая, например, претензия к авторам ролика: «А с кем девочку оставили, пока мама проходит испытания? Она в это время получила жуткую психологическую травму». Мне кажется, это вопрос из серии: «А где родители Машеньки, пока она бегает по лесу и дружит с Мишкой?». Коротко — это сказка. Значит, девочка или с няней, или еще где-то, а Дед Мороз сделал так, что мама ей позвонила и сказала, мол, уезжаю в командировку, не плачь, зайка. Или еще что-нибудь. Или бабушка с дедушкой малышку забрали и успокоили. Так, с судьбой девочки, надеюсь, разобрались. О девочке, надо думать, Дед Мороз позаботился. Теперь о самом страшном. Зачем похищать и издеваться? Ух. Пропаганда насилия, конечно, дело страшное. Но меня тянет рассмотреть это жестокое действо с разных сторон. Во-первых, вспомнить, как в сказках происходит изменение героев, их становление. Помните, девица-красавица уходит искать суженого (или тот — свою Василису прекрасную)? «Пока семь пар башмаков железных не истопчешь, да семь караваев чугунных не источишь, не найдешь». А вы подумайте, каково это — в железных башмаках ходить? Мне и представить страшно, в какое кровавое месиво ноги после первого дня превратятся. Мама девочки не сама пошла, ее похитили? Ну, и такое бывало в наших сказочных лесах. Злую красавицу за ее гордость похищают, да еще и усыпят, а потом проснется — и будет кроткая-кроткая, милая-милая. И будет всем счастье. Есть, например, такая испанская сказка «Инфанта Инесса». Там злую инфанту может спасти только тот, кому она не сделала зла. В целом королевстве только один человек нашелся! А уж то, что инфанта вовсе не хотела, чтобы ее посещали, я и вовсе промолчу. Кому же такого захочется? Во-вторых, не могу своим воспаленным воображением не усмотреть и вовсе библейской аллюзии (да-да, библейской!). Дед Мороз со своим сверкающим ножом на вершине горы мне Авраама напоминает. Который готов был в жертву возлюбленного сына принести. И ведь принес бы, между прочим, только, конечно, Бог не допустил. Но если представить, какой ужас и боль пережили сын и отец в те секунду, когда нож был занесен над юношей – тут Дед Мороз и вовсе не таким страшным покажется. А что, не похоже разве? Гора. Тяжелое восхождение. Нож в руке. Любящий (наверное) людей Дед Мороз. Страх смерти. И освобождение не только от страха смерти, но и от пут. Еще древние греки говаривали о пользе катарсиса. Очищение через страдание — идея, которая, наверное, противна современному гуманному сознанию. Но ведь снова и снова мы читаем трагичные истории, и иногда сопереживаем людям, которым приходится переживать эту боль. Может, мы продолжаем искать катарсис? По мне, так очень даже катарсис в ролике этом. Но это по мне. Впрочем, Деда Мороза можно рассматривать еще и в другом ракурсе — это сама жизнь героини ролика, которая тащит ее, и тащит, и она и не хочет, но идет… А может, это ее подсознание ей рисует, как она сама себя утаскивает от дочери? Ведь старик оказывается за рулем машины, когда женщина смотрит на фотографию дочери… Поди разбери! Иногда надо набить много шишек, пройти огонь и воду, чтобы понять, как важно быть с тем, кто тебя любит. Да, все работающие мамы хотят только самого лучшего для детей, но… Ведь мы купим все-все-все, а сколько раз они проедутся у нас на закорках? Не в глубинном ли понимании того, что мы «недодаем» детям, лежит неприятие этого ролика? Пугает только меня, что настолько буквально люди восприняли это видео. Прямо как с листа прочитали: женщина – несчастная, Дед Мороз — маньяк, фу, какая гадость! Ведь если так пойдет, то и басни скоро разучимся понимать. И вообще — разучимся. Это ведь аллегория, не находите? Фантазия? А если так, то зачем же такой буквализм? Вот еще про чувство вины забыла… Это отдельная тема, конечно, но все-таки скажу пару слов. Не кажется ли вам, что нам внушили, будто чувство вины — это плохо? Именно внушили. Нет, конечно, не скажу, что с утра до вечера грызть себя мыслью «я виновата, виновата, виновата» — хорошо и спасительно. Но иногда почувствовать свою вину, особенно перед близкими, очень полезно. Сошлюсь в качестве авторитета на Николая Бердяева: «Не аристократична всякая психология обиды, всякая психология претензии. Это — плебейская психология. И аристократична психология вины, вины свободных детей Божьих. Аристократу более свойственно чувствовать себя виновным, чем обиженным. Этой аристократической психологией проникнуто христианство. Христианское сознание сынов Божьих, а не рабов мира, детей свободы, а не детей необходимости, — аристократическое сознание. Те, которые чувствуют себя пасынками Божьими, обиженными судьбой, теряют благородные, аристократические черты. Аристократ, благородный должен чувствовать, что всё, что возвышает его, получено от Бога, а всё, что унижает его, есть результат его вины». Наверное, мало в детстве нынче читают сказок. Буквализм все растет и растет… А чувства вины боятся…. Dixi. Отфренживайте.