Большая или маленькая ложь? Создатели мини-сериала (или, как раньше говорили, многосерийного фильма) ставят между ними знак равенства. Все эти небольшие неправды, мелкие недоговорки и маленькое вранье — всего лишь элементы одной большой и некрасивой лжи. И как бы нам ни хотелось оправдать эти мелочи правильными целями, стоит помнить, что благими намерениями ничего хорошего вымощено не бывает. Ложь настолько пропитала наше бытие и сознание, что уже и не воспринимается как что-то ужасное. Ну, подумаешь — где-то скрыли правду, где-то заретушировали, где-то немного исказили истинное положение дел. Но можно ли скрыть правду надолго? И принесет ли это покой и счастье? Семейное насилие — скрывать или обнажить? Этот сериал изначально заявлен как женский. Но я бы советовала его смотреть всем. Потому что проблемы, которые он поднимает, не специфически женские. Они семейные, они общечеловеческие. И главный вопрос фильма такой: какая правда скрывается за красивым фасадом внешне счастливой семьи? Именно семьи как организма, а не отдельных ее членов. По-моему, это еще одна попытка американского кино оправдать этот древний институт и дать ему шанс на жизнь. Мы видим, что традиционный брак на Западе пережил радикальную трансформацию, на его месте даже построен новый тип брака — партнерский. Но почему-то и он не выдерживает проверки временем. Вроде бы все идет к тому, что брак и вовсе не нужен, даже вреден, потому что является — увы! — рассадником насилия. И эта тема сейчас как никогда актуальна и для нашей страны. Именно сейчас у нас начинают вслух и громко говорить о жертвах сексуального насилия и недопустимости жестокого обращения с женщинами и детьми в семье. В центре повествования пять семей: семьи трех подруг, семья бывшего мужа одной из подруг и семья их «врагини». Две семьи — обычные и вроде бы благополучные и традиционные, одна семья матери-одиночки и ее сына, рожденного в результате изнасилования, и две новых семьи разведенных супругов, что добавляет сложностей и трагизма в их отношения. Все эти семьи в действительности оказываются вовсе не такими, как нам (и соседям) кажется поначалу. Идеальные любовники превращаются в пару жертва и насильник, а несчастные и неудачливые с виду супруги на самом деле обладают скрытыми достоинствами и образуют счастливые семьи — при всех своих трудностях и проблемах. И что интересно — на это не влияет количество денег в семье и профессия супругов. Весьма возможно, что успешная бизнес-леди вовсе не так крута и неуязвима, а небогатая домохозяйка-фрилансер не так уж сера и несчастна. Все не так, как нам видится. И это еще раз подтверждает известное изречение: чужая семья потемки. Поэтому судить других и раздавать ярлыки нужно с большой осторожностью — можно и промахнуться. Не буду пересказывать сюжет, чтобы не испортить вам удовольствие от просмотра. Тем более что действие разворачивается внутри детектива, в котором больше неизвестных, чем обычно. А смотреть очень советую. Потому что фильм очень цельный, красивый и правдивый, несмотря на свою откровенность и местами даже жестокость. И показывает он не только взаимоотношения между мужем и женой (и бывшими мужем и женой, и их новыми партнерами), но и детско-родительские отношения, и проблемы «взращивания» подростка, т.е целую гамму специфических семейных проблем и отношений. В результате картинка получается насколько возможно объемная. Буллинг — наказывать или верить? Тема внутрисемейного и сексуального насилия усиливается сюжетной линией буллинга в школе. Ведь все пять семей отдают в один и тот же класс своих шестилеток, и один из детей оказывается жертвой, а другой обвиняется в насилии, и до конца фильма мы не знаем, кто прав, а кто виноват. И как быть в таком случае матери жертвы? Какие меры предпринять, чтобы оградить свою дочку от жестокости ребенка-садиста? Героиня Лоры Дерн прекрасно, по-моему, показывает ту бурю некрасивых, но понятных эмоций, которые может испытывать любящая мать. С другой стороны, мы глубоко сочувствуем и героине Шейлин Вудли. Вот что бы вы делали на ее месте, если на вашего сына указала девочка, которую душили, кусали и били?! Поверить своему ребенку, отрицающему все, или все-таки «прогнуться» под новый коллектив и заставить сына извиняться? Обе матери испытывают сильнейший стресс, как и их дети. И как раз о чувствах последних мы не вправе забывать. В любой ситуации главное — прислушаться к своему ребенку, поверить ему и защитить, что бы там ни говорили окружающие, какие бы ярлыки ни наклеивали. А тем, кто наблюдает со стороны, хорошо бы не поддаться стадному чувству травли. Потому что и в этом случае правда не лежит на поверхности. Имя настоящего обидчика мы узнаем лишь в конце сериала. Настоящий детектив и психотерапия Как узнаем и имя взрослых — убийцы и его жертвы, о которых говорится с первых кадров фильма. Я же говорила, что это детектив — все очень серьезно. Это подогревает интерес к расследованию, заставляет нас вслушиваться в отрывочные показания свидетелей и пытаться самим понять, кто же кого убил. Впрочем, это даже не самое главное. Важнее выяснить, где в благополучной богатой и счастливой семье заканчивается любовь и страсть и начинается садизм и созависимость. Мы наблюдаем за развитием событий и постепенно видим, что это не невинные сексуальные игры по обоюдному согласию, а жестокая и страшная патология. И понять суть проблемы нам помогает психотерапевт этой семейной пары. Селест (героиня Николь Кидман) великолепно показывает нам сомнения и страх жертвы насилия, когда она сама себе перестает верить, когда становится так трудно понять, что простительно и допустимо, а что переходит границы дозволенного. Справиться с этим в одиночку практически невозможно. Особенно тому, кто скрывает правду и не может поделиться стыдными подробностями даже с самой близкой подругой. Вот для таких сложных случаев и существуют психотерапевты. И это еще один штрих. Сколько смотрю американских фильмов, ни один не обходится без психолога. На сей раз специалист требуется даже шестилетнему ребенку. Возникает закономерный вопрос: как люди жили раньше без всего этого? Было меньше травм? Или люди были мудрее? Или просто в традиционной семье на все эти травмы не обращали внимания? А, может, наоборот: терпение и любовь залечивали раны? Я здесь не о том, что терапия никому не нужна, я как раз о том, что с каждым годом она требуется все большему числу людей даже в благополучной Америке. А еще о том, что это работает. Вот здесь, в фильме, не будь профессионалов — психолога в школе для Зигги и семейного психотерапевта у Селест, — неизвестно, чем бы все закончилось. Весьма возможно, что жертв было бы гораздо больше. Трудно быть подростком И, конечно, я не могла пройти мимо темы пубертата. Потому что еще труднее быть в этот период мамой. Пройдя через несколько подростковых бунтов в собственной семье, я хорошо понимаю, какой это сложный и серьезный возраст, и как все бывает непросто и для самого ребенка, и для его родителей. Мне хорошо понятны чувства, которые испытывает героиня Риз Уизерспун, когда подросшая дочка вопреки ее ожиданиям не оценивает по достоинству усилия матери, растившей и воспитывавшей ребенка в одиночку, а восстает против ее влияния и уходит жить в новую семью отца, бросившего их и не занимавшегося ребенком совершенно. Мужество Мадлен в этой ситуации достойно подражания. А еще очень хорошо показал себя здесь ее второй настоящий муж (Адам Скотт), который все время ее поддерживает, находит нужные утешительные слова, да и вообще ведет себя достойно. Но сильнее всего зацепил эпизод со званым обедом. Когда мать узнает о «секретном проекте» дочки, ее начинает тошнить прямо за столом, и это та самая реакция, которую невозможно сдержать или подделать. Разговор Мадлен с дочерью я бы выделила как образец. Она находит удивительно верные слова, чтобы донести до подростка главное — никакие благие цели не могут оправдать вреда, который человек может нанести себе необдуманными действиями над собственным телом. И здесь известный девиз феминисток: «Мое тело — мое дело!» окрашивается в новые цвета. Продавать девственность на аукционе под любым предлогом — это большая и непоправимая ошибка и настоящее насилие над собой, своим телом и своими чувствами. Еще один обман, еще одна ложь — маленькая или большая, это как посмотреть. Океан и его тайны Очень большой плюс фильма: его приятно смотреть. Он прекрасно снят. В кадр гармонично вписан океан во всех своих видах и состояниях, как метафора семейной жизни, да и бури житейской в целом. Диалог Мадлен с младшей дочкой об океане и его скрытых секретах вносит нотку таинственности с самого начала. Тут хорошо видна слаженная работа оператора, режиссера и сценариста. Важно, что все серии сняты одним режиссером — Жан-Марком Валле, известным по фильмам «Дикая» и «Даласский клуб покупателей». А сценарий написал Дэвид Э. Келли совместно с самой Лиан Мориарти, бестселлер которой теперь я очень хочу прочитать. Говорят, оторваться невозможно. Хорошая литературная основа — это половина успеха, я считаю. И, конечно — сильный актерский состав. Николь Кидман, Риз Уизерспун и Лора Дерн в очередной раз продемонстрировали свое высокое актерское мастерство. Приятным открытием для меня стали Шейлин Вудли и Зои Кравиц. И мужчины прекрасны, конечно. Александр Скарсгард, Адам Скотт и Джеймс Таппер. А еще очень понравился герой Джозефа Кросса, который оказался мужественным и гетеросексуальным, несмотря на сплетни о его ориентации. Вот вроде бы женщины в центре внимания, но без мужчин и самой интриги бы не было. Что доказывает: семья все еще нужна и мужчинам, и женщинам. Но семья без зависимостей и насилия. Добрая, любящая и дружная — нормальная семья со всеми горестями и радостями, проблемами и взаимной поддержкой. И такие семьи действительно существуют. Вот что радует и вселяет надежду. Скучная жизнь была бы у нас друг без друга.