Ладить с собственным телом очень важно. Нужно хорошо его знать, понимать и беречь. Не стыдиться там, где позволительно чувствовать себя свободным. Но учить такому отношению к себе нужно уже с детства. Как помочь ребенку принять и полюбить себя? Об этом рассказывает психолог, мама троих детей и бабушка троих внуков Хельга Гюртлер. Взрослые часто «не дружат» со своим телом. Они считают себя слишком толстыми или худыми. Кому-то не нравится, как нос сочетается с лицом, кому-то — как двигается подбородок. Преображение внешности с помощью диеты или операции становится одним из главных сюжетов на телевидении. «Все больше молодых девушек и даже парней заболевают анорексией и другими пищевыми расстройствами. Своей внешностью недовольны очень многие», — говорит психолог и мама троих детей Хельга Гюртлер. Подростки воюют с собственными телами. Ради идеала красоты они готовы на все. Но если человек не может смириться с длиной своих ног и формой ушей, у него попросту нет гармонии с собой. Он себя не уважает и не ценит. «Если я хочу изменить одну часть своего тела, это значит, что я не могу принять себя целиком», — объясняет психолог. И тогда речь идет не только о недовольстве внешностью, но и об отсутствии полноценного контроля над своим организмом. Человек, недовольный собой, вряд ли сможет правильно толковать сигналы своего тела. Вкусно ему или нет? Приятно ли ему чье-то прикосновение? Дальше — больше, от этого зависит умение выстраивать границы с другими людьми. Дети понимают себя лучше Собственное тело мы воспринимаем не только рационально, но и на основе ощущений. Мы видим цвета и фигуры, чувствуем запахи и вкус, слышим звуки, осязаем. Ребенок знакомится со своим телом через все эти каналы восприятия. В детстве нет никаких комплексов и недовольства. Наоборот, малыши ужасно заинтригованы своими способностями и приходят в восторг даже от вида собственных ручек. Взрослые уже воспринимают свое тело более равнодушно. Порой мы не обращаем внимание на собственные ощущения. Подумайте: вы всегда реагируете на запахи? Всегда замечаете, какие звуки, какую музыку слышите? Дети обращают внимание на все, каждый способ восприятия для них очень важен. Задача взрослых — сохранить и развить такую способность ребенка. Малыш должен различать приятное и неприятное, болезненное и нейтральное. Если он будет чувствовать себя свободно в своем теле, то и в старшем возрасте у него не будет проблем с восприятием своей внешности, самооценкой, самоконтролем, наконец. Первое, что должны сделать родители для новорожденного ребенка — обеспечить его достаточным питанием. Кроме того, малыша нужно ласкать. Да, да! Как можно больше! Мама и папа должны сделать так, чтобы ребенку в его теле было уютно. А чтобы чувствовать себя уверенно, ребенок должен иметь право как можно свободнее распоряжаться своим телом. Разрешайте ребенку бегать босиком, облизывать мебель и собственные ножки. Горшок: повод для гордости или стыда? Иногда родители сами нарушают связь ребенка с его телом. Обычно это случается, если старшие с чрезмерным рвением приучают ребенка к порядку. Объясняют, что в этом случае должно быть противно, а в этом — стыдно, тогда, когда сам ребенок этого еще не чувствует. Хороший пример — туалет. У маленького ребенка еще нет отвращения к содержимому своего горшка. Напротив, иногда это — предмет гордости! Но взрослые рассказывают ему, что горшок — это неприлично и отвратительно. И если они сами выносят его горшок с излишней брезгливостью, то ребенок перенесет это отношение на собственное тело. Умение пользоваться горшком в обществе считается показателем родительской ответственности и умения воспитывать ребенка. Некоторые мамы делают все, чтобы дети перестали пользоваться подгузником как можно раньше. Но Хельга Гюртлер не одобряет такой подход. Она считает: ребенок должен сам ощутить такую потребность. Если малышу стало неприятно в пеленках и подгузнике, значит, пришло время горшка. Когда все происходит само собой, у ребенка не возникает отвращения к себе. Он просто хочет быть чистым. Стремление к чистоте становится понятной и интересной задачей. Ему нравится контролировать свои потребности и умело пользоваться туалетом или горшком. Конечно, каждому нужно усвоить, что содержимое подгузника нельзя размазывать по стенам, что не стоит бегать голым в общественном месте. Но не стоит говорить ребенку, что это стыдно. Лучше объяснить, что нагота и прочие проявления телесности — это слишком личное, и нельзя демонстрировать это всем. Кстати, исследуя свое тело, ребенок сразу должен понимать, что никто не может трогать его без его разрешения. Если он запомнит это, то потом взрослым с преступными намерениями будет труднее его обмануть. Ребенок не всегда чувствует то, что «должен» У детей очень рано появляется чутье, связанное с потребностями собственного тела. Они очень хорошо понимают, что им нужно, а что было бы полезно. Чаще всего ребенок прекрасно знает, когда ему поесть, а когда можно бегать без шапки. И родители могли бы опираться на это, выбирая для ребенка подходящую одежду или время для обеда. Но вместо этого они навязывают ему свой субъективный взгляд. Объясняют, что он хочет есть, что он замерз или устал, когда ничего этого нет. Хельга Гюртлер убеждена: детям нужно позволять доверяться собственным ощущениям. Тогда даже самый рассеянный малыш сможет накопить достаточно опыта, чтобы научиться ладить со своим телом. Ведь шалости, игры, беготня — во многом и есть накопление такого опыта. Дети любят кричать до звона в ушах, бегать, пока не раскраснеются. С удовольствием возятся в липкой грязи или даже валяются в лужах. «Знаете, как это может быть весело? Как приятно коже ощущать грязь и жижу?» — напоминает психолог взрослым. А дети исследуют свои ощущения, они пробуют окружающее пространство с разных сторон. Не только разглядывают, но и прислушиваются, пробуют на вкус и щупают. Родители могут помочь детям подружиться с их чувствами. Это очень просто. Разминайте в руках мягкую глину, стройте вместе с детьми глиняные башни, мастерите безделушки из папье-маше, устраивайте замки из песка и теста. Дети поделятся с вами своей радостью и энергией. И они, и вы почувствуете себя счастливыми и любимыми! Источник: Liliput-lounge.de Автор текста: Silke R. Plagge (Силке Плагге) Перевод с немецкого Веры Шараповой