Что скорее всего подумает православный человек, услышав словосочетание «сакральная архитектура тела», «творец своего внутреннего храма-тела»? Да-да, именно это: секта какая-то. Эзотерика. Йога, примазывающаяся к нашему родному православию. Впечатление усиливается от французского имени автора методики — Натали Дроэн. А уж если все это сопровождается изображениями хрупких улыбающихся женщин в обтягивающих мягких трико, то образ придуманной секты приобретает явный гендерный уклон. В общем, весьма странная вырисовывается картинка. Однако оказывается, что трико — просто самая удобная одежда для занятий. Что никакие восточные практики в этом методе не используются. Что это занятия не для желающих похудеть тетушек или хотящих замуж девушек, а для кого угодно — в том числе их посещают солидные священники, которым после этого гораздо легче служить всенощную. Что главное, чему учит метод сакральной архитектуры тела Натали Дроэн, — это радость и милость Божия, разлитая во всем мире и в каждом из нас. Но ведь до этого понимания еще нужно дойти… В моем случае оказалось, что дойти надо самым простым способом: ногами. Вытащить себя в декабрьскую хмарь, которая внезапно оказывается вполне приятным утром. Не с первого раза найти здание, где проходят занятия — в уютном балетном зале с окнами на светлую улицу. Объехать весь район по кругу три раза в поисках парковки, конечно же, опоздать — и вот так, с размаху, ухнуть в середину уже идущего занятия. Сразу же, моментально включиться и понять, что тебе здесь просто хорошо. Александра Чесанова — одна из ведущих метода «сакральная архитектура тела» (САТ), в течение многих лет обучалась у Натали Дроэн, создательницы этого особого телесного подхода. Как сказано в книге о Натали, которую написала мама Александры, журналистка Татьяна Чесанова, — четверть века назад в Петербурге уже была попытка внедрить метод энергичной француженки. Когда все стали увлекаться шейпингом и фитнесом, родилось и течение «совершенствования тела движением». Однако, просуществовав некоторое время, несмотря на громкую рекламу и первоначальные аншлаги, эта деятельность заглохла. Оно и неудивительно, ведь упор в тех занятиях был исключительно на совершенствование женского тела, на подчеркивание сексуальности, против чего Натали Дроэн гневно восставала. Однако с тех перестроечных времен осталось и второе течение «сакральной архитектуры тела»: без рекламы, скромно и тихо несущее в мир идею одухотворения плоти. Александра Чесанова — Наше главное отличие от всех телесных подходов в том, что вы в зале — не просто тело, которому нужна физическая поддержка. Вы — душа живая, плоть одухотворенная. Все мы знаем, что человек представляет собой три начала: физическое, душевное и духовное. Чтобы быть исцеленным, надо быть целым, цельным во всех трех планах. Именно внутреннее здоровье помогает человеку выполнять свою миссию. Ведь все мы — члены Тела Христова. А все члены, все составляющие любого тела должны быть в порядке. В этом — суть посыла Натали Дроэн; на вопрос, что такое здоровье, Натали отвечала: это образ Божий в нас. Она говорила: «Я в теле все время величаю Бога». Ее метод помогает объединить органы тела и душу, выстроить их в единое целое — внутренний храм, сотворенный Господом. В разговор вступает моя коллега Мария Немчикова, международный волонтер по работе с людьми с инвалидностью. — Вы говорите о целостности души и тела, когда тело является соработником души, само становясь совершенным. Мы побывали на вашем занятии, на первый взгляд все довольно просто: легкие, гармоничные движения, потягивания, никаких резких скачков, выпадов или переворотов. Но при этом весь организм работает, каждая его часть задействована. Возможна ли работа по методу «сакральной архитектуры тела» для людей с ограниченными возможностями? — На данный момент опыт работы группы для детей с ДЦП есть в Казахстане. Честно скажу: я бы мечтала работать с такими группами. Никакого отличия в упражнениях нет и, в целом, даже и быть не может. Ведь Господь видит нас всех одинаково цельными, мы стоим перед Ним без каких-либо изъянов. А все наши занятия — это о том, как стать цельным перед Господом. Но, конечно, занятия с людьми с ограниченными возможностями потребуют определенных навыков от того, кто ведет, — и послушания от того, кто выполняет упражнения. Но все равно это будут полноценные занятия по нашему методу. Когда я занимаюсь с детьми, мы делаем все те же упражнения, что и со взрослыми — просто в игровой форме и с другими словами. Так же может быть и в случае инвалидов. Я готова к таким занятиям. Мне сейчас Господь все время дает подарок за подарком, поэтому, может быть, и такой опыт меня ждет в недалеком будущем, особенно раз вы об этом спросили. — То есть вы отнесетесь к такому опыту именно как к подарку? — Да, конечно! Главное здоровье идет изнутри. Я порой в зале вижу, как мучается внутри себя человек, крайне успешный с точки зрения современного общества потребления, как ему тяжело. И мне, в свою очередь, тяжело, слишком много его слоев приходится «пробивать», чтобы он «услышал» и выправился, встал на путь выздоровления. И как свободен и легок порой бывает человек, не обладающий большим количеством материальных благ, но ведущий активную жизнь на душевном и духовном уровнях! Я стараюсь снова вернуть разговор к интересующей меня теме: можем ли мы говорить о методе «сакральной архитектуры тела» как о чем-то, что учит и что может ввести в православную традицию. — В основе метода Натали Дроэн — символизм 13 уровней: Христос и 12 апостолов. Есть и другие числовые символы. Зачем это нужно, не кажется ли этот символизм искусственным? — Нет, в теле нет ничего случайного, все четко и гармонично продумано Господом. Каждое числовое значение имеет свой символизм, который мы можем понять и выразить. Что в нашем методе христианского? Все! Тело — соработник души, оно помогает нам быть христианами во всей полноте этого понятия. Когда мы приходим в храм, мы преображаемся на уровнях душевном и духовном. Можем ли мы исправляться только частью себя? Нет! Но нередко именно такой подход практикуют православные: полная заброшенность тела и духовные подвиги, которые, на самом деле, для нас, не святых, а обычных людей, невозможны в отрыве от тела, в его нездоровье. Тело не может быть чем-то посторонним, оно не существует в отрыве от души, как душа при жизни человека не может существовать без тела. Натали Дроэн говорила об этом так: «Высокие богословы будут заниматься высоким богословием, но высоким чудом телесности они заниматься не будут, это словно два разных дела. Меня это всегда поражало. Неужели тело и дух не составляют одно таинство, которое есть желание Господнего чуда — полноценное знание о человеке!». Я считаю, что уникальность подхода Натали именно в том, что она говорит о внутреннем и внешнем здоровье в единой сцепке и исключительно внутри христианской традиции. И для нас огромной поддержкой и радостью является тот факт, что последние годы наши занятия вызывают все больший интерес и у священнослужителей, которым приходится часами стоять на ногах и уметь держать спину и у кого, как говорила Натали, всегда «верх должен держать низ». Но вообще это доступно каждому, наши занятия этому помогают. — То есть это не сугубо женские практики, как может показаться на первый взгляд? — Конечно, нет. Просто Натали делала акцент именно на женщинах: ее огорчало, что в основном во всех телесно-духовных практиках превалирует мужской подход — в любых восточных, например. А ведь как было бы здорово, если бы в процессе воспитания девочек мы бы учили их, что тело — это не инструмент для получения удовольствий, не что-то греховное, а способ разговора с Богом! Приведу такие слова Натали: «Каждый из нас — недоделанное дело Господне, которое мы сами должны доделать». Конечно, метод Натали — не единственный способ разговора с Богом. Она всегда говорила: Я люблю «сакральную архитектуру тела» за то, «что она приближает меня к Богу». Для меня это значит — она помогает оздоравливать и мое тело, и мою душу. Занятие по методике Натали Дроэн — Получается, все довольно просто: если взять метод «сакральной архитектуры тела» в отрыве от внутренней идеи, что все подчинено Господу и христианским традициям, то это просто физкультура, помогающая держаться прямо и чувствовать себя лучше. Но это не будет той полнотой, которой учила Натали? — Натали очень не любила применительно к себе слова «учитель», «мастер», и мы тоже их избегаем. Мы не учим — мы помогаем познать себя, построить свой внутренний храм, найти внутреннюю вертикаль. Благодаря осознанию себя, своего места в мире, и мужчины, и женщины начинают лучше понимать, в чем заключается их служение в этой жизни. А вертикализироваться только на уровне физиологии невозможно, это должно быть стремление к Богу. — Но ведь на входе в зал у вас нет «фэйс-контроля» по религиозному признаку? — Конечно, нет! Мы очень рады, когда к нам приходят воцерковленные люди, матушки, священники. С ними легче говорить на каком-то одном языке, одними терминами. Но это не значит, что мы не радуемся другим приходящим. Натали любила повторять: делайте и радуйтесь! Замечательно, когда человек готов понять что-то, готов принять, стремится жить в Духе. Готов услышать наши слова о вере. — Были ли случаи прихода из зала — в храм? — Да, конечно. Что там говорить: в свое время Натали привела к вере меня. Не только она одна, там была совокупность событий, но именно ее я могу назвать примером для подражания, духовной наставницей. Все, что делала Натали, несмотря на большую строгость и собранность, — было про полноту жизни, про радость и про милосердие. И я чувствовала, что у меня постепенно нормализуются все три слоя — физический, душевный, духовный. Строится тот внутренний храм, о котором мы говорим. И на место страдающей, бездуховной плоти приходит какой-то новый человек, который начинает понимать, с Кем он идет и куда. Справка: Натали Дроэн прожила удивительно яркую и насыщенную жизнь: более 90 лет, в которых были и суровые испытания, и бесконечная любовь, и бедность, и достаток. Но главным, что она всегда пыталась увидеть в жизни, были радость и любовь Господа. Натали Дроэн в 86 лет Натали Дроэн родилась в 1924 году в Праге, куда ее родители, потомки старинных дворянских родов, бежали от Октябрьской революции. Вскоре после рождения девочки семья переехала в Париж, и Натали с трехлетнего возраста жила и воспитывалась именно во Франции — никогда не забывая Россию. Мать разговаривала с детьми (у Натали было трое братьев) только по-русски, как потом будет беседовать и со всеми своими внуками. Тяжелая жизнь заставила родителей поменяться местами: мать зарабатывала на хлеб и не давала всему семейству расслабляться и впадать в отчаяние, а отец пытался сохранить остатки красивой жизни, вел разговоры и мало помогал с бытовой точки зрения. Со временем Владимир и Ольга развелись, и эта драма оказала огромное влияние на Натали и ее мировоззрение: она считала не только отца «утратившим мужской чин», но и обвиняла мать, что та не выполнила до конца свое назначение, не смогла быть женщиной в полном смысле этого слова. Что это значит? Именно этому поиску женской полноты Натали и посвятила всю свою жизнь. В возрасте 23-х лет она выходит замуж, и этот брак был тем, что случается однажды и на всю жизнь. Супруги всегда называли друг друга на «вы», родили и вырастили семерых детей («На каждый день недели», — как любила говорить Натали) и дождались множества внуков. Натали пришлось пережить потерю двоих взрослых сыновей, но и в эти моменты она пыталась говорить о радости и Божьей милости. У семьи Дроэн не было каких-то особых богатств, но их жизнь была довольно обеспеченной. Усадьба недалеко от Парижа, где Натали собирала своих последовательниц и проводила с ними семинары и занятия, стала гостеприимным домом и местом встреч для многих женщин не только из России и Украины, но и из других стран. В этой усадьбе и родился ее метод, который она по крупицам создавала много десятилетий, — и оттуда он разлетелся по всему миру для тех, кому он нужен и может помочь. К методу Натали Дроэн можно отнести еще одно слово: метафизиология. «Это не теория, не система и не методика. Это иной образ восприятия всей жизни», — так говорила сама Натали, и попробуем объяснить, что она имела ввиду. Главная ее идея — вертикализировать жизнь — в принципе, понятна: выстроить всего себя, все свои и физические, и душевные, и духовные стремления от земли к Богу. И если все время внутри себя человек будет помнить об этом, то не только он будет стараться стоять ровно перед Господом, но и Господь будет помогать ему совсем иначе, откроет Свои тайны и понятия. Внимательно относиться к своему дыханию (чтобы каждый вдох славил Бога!), к каждому движению. Помнить, что «движение без молитвы — это абсурд, но молитве необходима наука послушания». «Дыхание телом, положенное на движение» — вот довольно емкая характеристика того, что происходит на занятиях по САТ, когда движения, в общем-то, просты, выполняются плавно, спокойно и свободно. Цель занятий: чтобы каждый участник мог не только осознать напряжение своего тела, но и постепенно учился освобождать его. И тут можно смело сказать, что основа метода Натали: осознанием себя цельным во всем. Не «накачивание» рук, ног или пятой точки, но совершенствование целостности. Когда тебе в упражнении нужно поднять ногу, и ты не с усилием поднимаешь нечто отдельное, но чувствуешь, как поднимается часть всего комплекса, целого тебя, цельного, — тогда и упражнение становится не нагрузкой, а радостью доверия себе, своему телу и Богу. Натали Дроэн Методика единения духа, души и тела через осознанное движение — то, что на самом деле может подойти любому христианину. Поэтому неудивительно, что некоторые епископы применяют на практике метод «сакральной архитектуры тела», а рядовые священники не стесняются посещать ее занятия. Вот, что говорит об этом протоиерей Александр Дягилев: В нашей православной традиции тело все время словно остается за бортом, из житий святых мы нередко черпаем мысль о том, что плоть необходимо только умерщвлять. Но обратимся к Писанию: в Послании к Коринфянам апостол Павел поднимает тему тела, поскольку у коринфян было две крайности разделения тела и духа. Первая крайность — люди блудили, наслаждались всяким изобилием, но говорили при этом, что это все грешное тело, а вот душой-то они с Богом, а потому чисты. Вторая крайность при этом доходила до того, что люди, состоящие в браке, жили как брат с сестрой, гнушаясь плотских отношений. В пику и тем, и другим апостол говорит, что Бога следует прославлять и в душах, и в телах. Это логично: ведь человек — единое целое, потому и грешит он едино, и служит Богу едино. Нужно укреплять тело на служение Господу, но теме укрепления тела в христианстве посвящено так мало! А для священников, например, это большая проблема: болят ноги, суставы. Конечно, можно списать все на дьявольские козни, а можно просто освоить серьезный физический подход. И, несмотря на то, что методика Натали Дроэн создана изначально для женщин, мужчинам она тоже помогает. Я это проверил лично и благодарен Богу за знакомство с этим методом. Отцу Александру вторит его супруга, матушка Любовь Дягилева: Я долго искала ответ на вопрос, где нам, христианам, взять правильное отношение к своему телу. Жила духовной жизнью в храме, а тело было словно само по себе. Но ведь телесность требует какой-то заботы, поддержки! Йогу я категорически отвергла, на шейпинге мне было скучно. А когда узнала про «сакральную архитектуру тела», где в основе лежит христианская духовность, мой пазл сложился, я поняла, что это по-настоящему интересно и нужно. Я занимаюсь по этой методике уже год, и начала чувствовать свое тело, понимать его. Плюс к тому, «сакральная архитектура тела» для меня — это путь к женственности. Нет, я не как-то очень сильно похудела, и не стала внешне идеальной, но чувствую в себе единение всех трех начал. Понимаю в полноте, что если ты верующий, то нужно приводить в порядок свой внутренний храм, свое тело. А то получается, что ты и объедохся, и опихся, а борешься только с внутренним проявлением, «чистишь» душу — а внешнее тело что? Подготовила Ольга Немчикова