Нужна ли современным детям музыкалка? Учить ли ребенка музыке, даже если он говорит «ненавижу музыкалку»? Заставлять или нет? Прочитала этот текст и захотелось ответить автору.

Конечно, музыкальное обучение необходимо каждому. Без занятий музыкой не может быть гармонично развитой личности, это еще в 19 веке поняли, а то и раньше.

  1. Молодежь нынче не та?

Когда не можешь найти общий язык с молодым поколением, самое простое — это брюзжать: «Молодежь нынче гнилая пошла! Ничего не хочет, не слушается, лишь бы с гаджетами сидеть!».

Да не в молодежи дело. Как преподаватель с 15-летним стажем, могу уверенно сказать: молодежь нынче — потрясающая. Тонко чувствующая, умная, креативная, осознанная, глубокая, любящая. И очень целеустремленная.

А дело в системе. Государственная система начального музыкального образования абсолютно устарела. Утратила актуальность.

Потому что она построена на принципе «надо — значит надо». На принципе беспрекословного послушания, который исключает всякий намек на индивидуальный подход. Сказали — делай. Твои желания и мнение не в счет, твоя личность — тоже, да и кто ты вообще такой?! Без мучения нет учения. Мучайся. Плачь. Умоляй и кричи, что ты больше не можешь и ненавидишь эту музыкалку. Нет, будешь ходить и будешь часами сидеть над жутким непонятным сольфеджио. Слушайся! Вырастешь хорошим адептом легко управляемого стада. «Надо — значит надо». Насилие и подавление личности со всеми вытекающими.

И дело здесь не только в педагогах: дело в «пищевой цепочке», которая досталась нам в наследство от советской власти. На педагога давит школа: оценки, баллы, аттестация! На школу давит управление культуры: «Не пройдете аттестацию — прикроем финансирование!». А на тех давят еще более серьезные инстанции, которые хотят урезать бюджет настолько, насколько это возможно.

Но разве ребенок обязан становиться винтиком этой системы? Разве, чтобы научить его музицировать или даже играть профессионально, необходимо ломать его об колено?

Чего стоят одинаковые безликие программы, как под копирку: 2 этюда Черни, инвенция Баха, Сонатина Клементи. Я знаю, это, конечно же, шедевры мировой музыки и так далее, но если человеку НЕ нравится эта музыка, а нравится творчество группы Twenty one pilots, или песни The Beatles, или саундтреки к кинофильмам? Плевать на его предпочтения только потому, что ему 7 лет? Плевать на его мнение и вкус? Говорить ему «вот закончишь музыкалку — и играй что хочешь»? Через 7 лет занятий из-под палки, вы серьезно? Когда он закончит обучение, при таком подходе он не захочет ничего. Результатом будет установка «сам никогда к инструменту не подойду и детей своих в музыкалку ни за что не отдам». И ради этого стоило убивать 7 лет своей жизни?

  1. С молодежью все хорошо, это нам пора меняться. И учиться у них.

К счастью, нынешнее поколение детей уже рождается с четким осознанием своих потребностей. И с младенчества отстаивает свои личные границы, свое достоинство. Методы насилия и жесткого давления на них не срабатывают. Да, беспрекословным послушанием они не отличаются. И когда им говоришь «надо», они всегда спрашивают: «а зачем — надо?».

Но разве это плохо? Плохо, что у нас растет поколение личностей? Неужели надо калечить их психику битьем по рукам и оскорблениями за невыученную домашку, которые приходится терпеть от выгоревших педагогов? Лишать прогулок с друзьями, компьютерных игр (которые, кстати, тоже очень развивают!), простых детских радостей просто потому, что кому-то «надо»?

Да нет. Надо просто поменять принцип, выстроить систему заново. Это долгий и нелегкий труд, но тут главное — желание.

«Надо — значит надо» — придется оставить для динозавров, увы. Единственный принцип, на котором может строиться нормальное музыкальное обучение, без травм и слез, без скандалов и поломанных судеб — это «ХОЧУ — значит надо».

И тут задача преподавателя, да и родителя — сделать так, чтобы появилось это ХОЧУ. Это гораздо сложнее, чем давить и угрожать. Иногда голову сломаешь, прежде чем поймешь, как же достучаться до того или иного ребенка, чем его зацепить, как увлечь и вызвать интерес. Но есть универсальный рецепт. Рецепт того, как вызвать у ребенка это желание трудиться.

Все просто: любовь и уважение. Именно на них должны основываться отношения с учеником. И тогда все остальное выстроится здоровым и эффективным образом: уважающий и любящий преподаватель будет договариваться с учеником вместо того, чтобы давить; считаться с ним вместо того, чтобы унижать; стараться быть на его волне, говорить на его языке и смотреть его глазами, подбадривать и вдохновлять. Стараться понять, к чему у ребенка лежит душа, разучивать с ним ту музыку, которая ему нравится настолько, что он готов ради нее потрудиться. Общаться с ним как старший друг, а не как тюремщик и диктатор. И программы обучения тогда будут подстраиваться под особенности и цели ученика, а не наоборот. И пресловутое сольфеджио — прекрасный и безумно интересный предмет — будет встроен в практику музицирования и перестанет быть непонятным и бесполезным. И тогда — о чудо! — желание появится, уверяю вас. Проверено на множестве самых разных детей.

И вот тогда — и только тогда — можно и нужно заставлять. Развивать вкус, помогать видеть красоту музыки Баха и Моцарта, а не вдалбливать эту музыку через силу. Помогать не свернуть на полпути, не сдаться и прийти к своей цели. К своей цели, а не к чужой.

И пора уже снять ореол с советской «музыкалки» как единственного способа научиться музицировать — как для себя, так и профессионально. Диплом музшколы не требуют при поступлении в музыкальный колледж, да и баллов к ЕГЭ эта бумажка не добавляет. Слава Богу, есть сейчас частные музыкальные школы, где и учат на уровне, и с ребенком обращаются бережно, составляя программу обучения под его особенности и потребности.

В конце концов, ни Чайковский, ни Глинка, ни Римский-Корсаков, ни знаменитые пианисты Рубинштейн и Зилоти музыкалку не заканчивали. Не говоря уже о великих музыкантах Европы, где до сих пор не знают, что такое ДМШ. И никто их об колено не ломал, и не заставлял годами играть странную музыку, потому что «надо — значит надо». Кто знает, может быть, именно поэтому они и стали великими?

Татьяна Безменова

Источник: Блог автора в фейсбуке

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

новые старые популярные

Вот полностью соглашусь про любовь и уважение. В университете шла писать курсовые и дипломы только к тем преподам, кто уважал. И я их обожала )) и такие дипломы получались — ммм! и писать я могла часами, с трудом отрывалась на поспать. Потому что препод был мировой и работать с ним одно удовольствие. А это так было потому, что он с первого курса относился ко всем нам с уважением

Natalya Natalya

Что ж вы мировых преподавателей преподами-то называете? Эх..

ttttt

Если человек склонен к авторитаризму, давлению, самоутверждению, то конечно, ему нужно помнить про то, что первично уважение и любовь как к ученику, так и к предмету. А если ученик не уважает учителя, проверяет на прочность, не хочет учиться потому что сначала хотел красиво играть, а потом понял, что это труд — а труд — нафиг, надо застраивать. Конечно надо давать музыку из кинофильмов, пьесы, сонаты в большинстве случаев те которые нравятся в музыкальном отношении, но и нужна обязательная программа, в том числе этюды, Бах. А когда ученик хочет играть Только популярную музыку? Самые лучшие музыкальные школы в России — государственные,… Читать далее »

Ezhik

И пусть играет 80% популярной музыки,а 20%-этюдов и классики. Какая разница,на чем оттачивать навык,если об этом? Но если «на выходе» будет мотив из к/ф,популярная песня (не обязательно низкопробная,можно и подобрать,поразмыслить,что годится)-это уже и какое-то уважение перед сверстниками,собственный интерес. Кто знает этюды Черни? а уж их долбили-долбили…не знаю как сейчас,а когда я училась,были только и этюды и классика,причем даже классика в основном-не из известных…вот и долбили сонатину какую-нибудь Клементи до упаду да полонез Огинского.

ttttt

Если запрос «немножко подбирать, играть», то можно и только популярную музыку. А если «научиться играть», то без сонат, пьес, полифонии не обойтись, в большинстве популярной — однотипные варианты, на которых не научишься. Но я за то, чтобы вместе с учеником выбирали программу, то, что ему нравится. И может, была возможность заменить этюд подобной пьесой. И выбирать например, одно произведени — «из популярных» (такая возможность не у всех есть). Как вариант — самим искать, предлагать произведения, которые нравятся (нет, не для того, чтобы облегчить жизнь педагогу, я никого не защищаю) — а чтобы показать, вот это нравится — это хочу сыграть.… Читать далее »

Ezhik

Для тех,кто выбирает музыкальную стезю как профессиональную-безусловно,конечно. Но все же тут нужна и одаренность тоже-к усидчивости. А при способностях средних и ниже-бессмысленная трата времени. По итогу на выходе 7-8 никому не интересных вызубренных сонатин и этюдов. Вполне возможен,кстати,и первоначальный ранний профотбор-как делают в сильных спортшколах,у нас во всяком случае. Если с целью вырастить звезд. Ходят по детсадам и смотрят на детей,и тем,кто кажется им перспективным-дают приглашения,а там уж как пойдет. Тогда снижается запрос на «массовость» как необходимое условие появления гениев. Наверное,природный слух вполне виден уже у дошкольников. А вообще заметила,что в музшколах конкурсы на более простые и интересные отделения-хоровое,фольклорное,вокал,а на… Читать далее »

tttt, Вы, видимо, не совсем внимательно читали текст, или не до конца. Я как раз и писала, что можно и нужно заставлять. НО! Только в том случае, если ребёнок сам твёрдо решил, что ему это надо. Если до него удалось донести ценность того, к чему он придёт в результате этого труда. Если ребёнку просто неохота — то напоминаем ему о его цели, о желании выучить пьесу своей мечты. Если он начинает сомневаться в самой цели «а точно ли мне это надо» — тогда тоже необходимо выводить на разговор, понять, почему он охладел, что заставило его поменять выбор. Возможно, на него… Читать далее »

ttttt

Я не спорю ни с чем, акцентирую внимание, что за словами «неинтересно» может скрываться много чего разного, в том числе представление о том, что научиться играть на инструменте — это процесс, который не требует усилий. Бывает за «отсутствием интереса» стоит позиция родителей, которые «нечего фигней страдать, пиликать ерунду на нервах, иди лучше посуду помой, строишь тут Моцарта», откуда тут интересу взяться. Но это уже к другой теме. Кто не хочет, так пусть и не играет, но Чаще всего понять хочет- не хочет, можно только когда хотя бы года два пробовал поучиться — об этом речь. Я за когда то что… Читать далее »

ttttt

В большинстве случае научиться играть на инструменте предполагает не только наличие интересной части, но и умения концентрироваться, заучивать, отрабатывать самостоятельно. И необходимо участие родителей. Часто получается так что не получается из-за отсутствия этих навыков, но причина объясняется — потому что неинтересно, не так преподает. Нужно любить музыку, преподаватель должен стараться дать музыку, которая нравится, честно передавать опыт, стараться научить.
Но родители, ученик должны понимать, что при игре Не всегда должно быть интересно, нужно учиться усидчивости (кроме небольшого ряда исключений), самостоятельной работе, если бросаешь потому что слишком трудно и хлопотно этот навык перейдет и на другие виды деятельности.

ttttt

представление о том, что учеба игре на инструменте, балету и т.д. может состоять только из интереса, тем более на начальном этапе — первые два, три года представляет нереальным, хотя исключения в отношении особых талантов есть, конечно
Но обычно таланты появляются там где есть массовость, у нас эта массовость музыкального образования осталась в далеком советском прошлом.

Ezhik

Это так, согласна. Стоит ли «долбежник» сотен детей,которые потом говорят «я инструмент выкину,как только закончу»,или не говорят так,но к нему не подходят (не хотят,ничего не умеют), ради того,чтобы извлечь десяток,а то и единицы талантов-не знаю.

Вот я тоже не знаю,стоит ли, но думаю, что нет. Сама музыке не училась, и детей отдавать не планирую, разве что сами прям очень захотят

Natalya Natalya

Ерунду Вы говорите. Я понимаю, что Вы опираетесь на опыт, но разве не видно, что сейчас во все эти школы отправляют детей без разбора? А ведь каждому свое. Бывают такие дети, которым классно в балетной, а кому- то классно в музыкалке, кому-то в художке( там кстати то же самое). Просто при наборе в школы надо смотреть не на подготовку, а на данные. И тогда человеку будет хорошо после занятий и он вряд ли бросит.

ttttt

Нет, это Вы ерунду говорите, аргументы на такого рода ответ писать желания нет. Тема интересная и сложная и обсуждать в таком духе смысла не вижу. Если надо, перечитайте мои посты, а не надо, так и не надо.

Если по уму, то как раз первые 1-2 года, особенно у дошкольников, все и должно быть построено на интересе и уважении к ребенку — и сие есть первоочередная забота педагога. Прошлась как-то по нашему детскому дому творчества, послушала, как идут занятия. Педагоги на 3-5-летих детей орут так, что стекла дрожат, не стесняясь, матерятся, обзывают, строят так, как в армии не строят, могут и руку приложить. А у дверей стоят родители и подобострастно внимают этому безобразию… Нафиг такую массовость…

5+, Статья великолепная! 1000 раз да. У нас в школе та же песня и уже не одно поколение детей замордовали этими Гедиками-шмедиками! Я из тех детей который закончив школу, закрыли крышку ф-но навсегда. Я не желаю того же своим детям. Но встречаю непонимание учителей.Ну хорошо раньше были одни хрестоматии и сборники за Н-й класс, ну сегодня интернет кишит различными популярными и не очень на любой вкус произведениями! Можно подобрать и крупную форму и пьесы какие ребенку будет интересно играть и для своих одноклассников. Спрашиваю почему нельзя взять Бородина — Хор половецких девушек из оперы «Князь Игорь», ответ: «потому, что это… Читать далее »

ttttt

Дополнила очевидные для многих вещи, между прочим, из интересов «ребенка», чтобы не было профанации, что обучение — всегда легко и интересно, типо кофе в кафе попил, развлекся. Это и так все знают, но как-то специально или нет «не так понимают» посты. Что главное уважение, любовь, не орать, не бить — это и так понятно.
Массовость не самоцель, а вообще правильно, пусть учатся заинтересованные, например, корейцы, японцы, у них в культуре все это сохранилось.

NataKa

Да, обучение музыке должно быть с индивидуальным подходом. И не обязательно ходить в музыкальную школу, можно заниматься частным образом. Музыка сильно развивает и обогащает, и именно классическая музыка. Знакомство с языками композиторов-классиков может быть непростым, но если это будет не формально, а с любовью и неравнодушием со стороны педагога и ученика, результат не заставит себя долго ждать. Как при изучении языков, наук, искусств, человек начинает смотреть на мир более широко, так же и при подлинном изучении музыки, человек приобретает неоценимые сокровища для своих ума и сердца.

Похожие статьи