Мы шли с подружкой в школу, а урод шел за нами. Он был года на два младше, страшный и противный. Мы сначала хихикали, а потом стали громко шутить над его писклявым голосом и походкой. Урод стал выкрикивать ругательства, мы в ответ смело и решительно огрызались. К воротам школы подошли победителями схватки. И вдруг к нам подскочил пацан на голову ниже. Он подошел ко мне вплотную и прошипел, зло глядя в глаза: «Если ты еще скажешь ему что-нибудь обидное, я тебя ударю! Мало не покажется!». Я опешила от наглости козявки, но продолжать серию победных шуток расхотелось. Главное, было непонятно — что он так за него вступается, это же урод!

У этого мальчика, которого мы, тринадцатилетние злые подростки, дразнили ни за что, был ДЦП. Он сам ходил в школу и неплохо учился. Он выделялся, конечно. Про детский церебральный паралич я тогда ничего не слышала. Как не слышала ничего про то, что люди бывают разные. И особенные в том числе. И про то, что особенные тоже бывают разные: аутисты, с синдромом Дауна… Люди, не воспринимающие речь на слух. Люди с дислексией… Да с миллионом других особенностей! У меня было два слова: урод и дебил.

Откровенно говоря, от меня доставалось не только ребятам с ярко выраженными особенностями. Я издевалась над старомодно одетыми девчонками. Над флегматичными прыщавыми мальчишками. Над троечниками и двоечниками. И я ясно помню, почему. Потому что они НЕ НОРМАЛЬНЫЕ, не соответствуют общим ожиданиям, идеалам и норме, о которой все время говорили взрослые. А я зато — да! Я стараюсь, я гораздо лучше!

Я училась очень хорошо, была послушным и усидчивым ребенком, но даже у такого «подарочного» ребенка могут оказаться родители, которые своеобразно понимают процесс воспитания детей. Больше как дрессировку собаки. Когда похвала и доброе слово — только за ощутимо хорошее, вроде пятерки или вымытой посуды. Когда если поделился сокровенным — через неделю это вернется к тебе обратно в виде насмешки или упрека. Я ни в коем случае не обвиняю во всем свою семью. Моя родная сестра не была таким монстром, как я. Просто на ростки перфекционизма и тревожности родительское воспитание легло именно так. И ни воспитатели в детском саду, о которых я с ужасом вспоминаю до сих пор, ни учителя в школе не объяснили мне, что ошибаться, быть непохожим на других и быть собой — это как раз нормально. А из кожи вон лезть, чтобы «быть хорошим», и считать, что весь мир вокруг должен меняться под эту одну гребенку, — абсолютно не нормально.

Я так уверенно об этом рассуждаю, потому что хорошо помню, когда перестала травить других детей. В 14 лет я попала в Театр юношеского творчества, ТЮТ. В первый год новые ребята занимаются в «студии» — делают этюды, отрывки, изучают театр. В нашей студии была очень худенькая смешная девчонка в очках. Однажды она показывала этюд, где шла то ли по тонкому льду, то ли по канату. И пока она шаталась, очки смешно съехали у нее с носа. А так как она показывала этюд и балансировала руками, то не могла себе позволить поправить их рукой — ведь тогда была бы неправда, и она могла бы свалиться с воображаемого каната! И мы, остальные студийцы с «рабочих окраин», сидели и ржали над ней. А она продолжала балансировать на канате… После этюда великий педагог Алиса Ахмедиевна Иванова тихо и грустно сказала, что мы были очень плохими зрителями. Она говорила спокойно, но твердо. Об уважении к творчеству, о своеобразии и неповторимости каждого из нас. Эти слова задели что-то внутри, отозвались в сердце. Больше такое никогда не повторялось. ТЮТ после этого стал моим родным домом. Я там громко и много смеялась, пела на лестнице, задерживалась допоздна, влюблялась, жила… В общем, мораль совсем простая. Как только меня приняли — с моим громким «неприличным» смехом, шумную, пухлую девчонку — такой, какая есть, у меня просто пропало желание обстругивать «до нормы» других. Как только меня начали уважать, разрешили быть уникальной личностью — я сразу стала добрее к окружающим…

А тот мальчик из школы, которого мы так жестоко дразнили, погиб через несколько лет. Попал под колеса автомобиля. Он медленно ходил, правда. И не смог отпрыгнуть, как часто отпрыгиваем, покрываясь холодным потом, когда машина летит на нас, мы — люди, которым Бог дал возможность быстро ходить и бегать. Я об этом узнала лет в 19 и несколько дней плакала. Мне и тогда, и сейчас кажется, что я тоже виновата. До сих пор забыть не могу его голос. Он был тонкий и звонкий. А уродом была я.

И еще. У меня самой теперь ребенок с особенностями развития. И ему достается в школе. Я это видела своими глазами: как маленькие тревожные, часто сложные и не принятые в этой своей сложности дети за счет моего сына пытаются привести картину мира хоть в какой-то порядок. Если говоришь с их родителями, детям просто «прилетает». И принципиально ничего не меняется.

Может, переведу в другую школу. Хотя наша лучшая из тех, что я знаю. В остальных даже за немодный телефон ребятам достается от «лидеров». Ладно. Сын у меня молодец. Держится. Мы держимся. Мы все уникальные, мы все не такие, как все.

N.

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

новые старые популярные
logo

Спасибо!

Ух ты, у человека настоящее покаяние и в связи с этим личный рост! Это такая редкость! Мне кажется, те, кто травят, про это просто забывают. Это те, кого травят, потом помнят всю жизнь каждую интонацию и думают «за что».

Но все же это от общего культурного уровня. Дети и подростки ориентируются на то, что их окружает, иначе автор не пересмотрела бы своего отношения от одного лишь замечания преподавательницы театральной студии. Значит, и учителя, и родители в общей массе считают такое отношение нормальным. Иначе его не было бы

Автор пересмотрела свою позицию не в театральной студии, а когда начала воспитывать особого ребёнка. Чтобы сочувствовать чужой беде, надо самому её пережить. Иначе просто не «дойдёт». А 14 лет она просто повзрослела. Мы взрослели раньше, чем нынешнее поколение.

Не знаю насчет автора, Нина, но про себя могу сказать, что сочувствовала и дружила с девочкой с ДЦП задолго до рождения своих детей, и в голову не приходило ее дразнить. А во-вторых, совсем необязательно сочувствовать, достаточно просто не гнобить.

ДЦП-это явное нарушение, таких и не травили никогда, насколько помню, как и даунов. А вот легкий аутист вполне бы стал объектом травли в наше время, и становится объектом травли сейчас. Он похож на всех, с виду нормальный, но отличается. Он слаб. Такие дети особенно не защищены. Они гораздо незащищённей дцпшников и даунов.

Мария Франциска

О да!.. Я была этим ребенком. Причем училась в очень хорошей школе, но все равно.

Нина, почему Вы решили за автора, когда она пересмотрела свои взгляды?
И не все люди, испытавшие горе, сочувствуют другим. Многие из них ожесточаются.

Я выросла в жестокое время, но чтобы травить дцпшника, как автор, -это надо отмороженной быть полностью. Мы таких не трогали, с даунами вообще дружили. А вот легкие аутисты-это да, объект травли в силу непонимания. Учатся лучше, значит не дураки , не инвалиды, можно издеваться, вымещать зависть.

Delete

Спасибо за статью, автор. Требуется много мужества, чтобы рассказать о своих ошибках, не боясь «тапок». Думаю, ваша статья многим поможет… простить.

Поэтому и рождается сейчас у нас много особых детей. Неспроста, а чтобы изменились мы. Вспомнили даже грехи детства, потому что -это чушь, что дети безгрешны

Я в третьем классе пялилась на мальчика, который мне нравился. Он сидел за соседней партой. Однажды ему это надоело и он показал мне язык. Потом ещё надо мной при значительной части класса подтрунила на эту тему учительница. Поэтому я жутко обрадовалась высказанному моей подружкой соображению (сама бы «не учуяла») , что от мальчика чем-то пахнет и начала его дразнить вонючкой. Подключился весть класс. Надо отдать должное педагогу, она очень быстро это дело прекратила.

Так ведь покаяние существует уже для детей 7-и лет и старше. До семи лет они тоже могут быть далеко не безгрешны, но это безотчетно. А вот лет с семи уже сознательно

Оно существует, но в советской практике вопросы о травле детям на исповеди не задавались. Обычно спрашивали, какие молитвы знаешь и отпускали все грехи.

Не знаю, меня вообще в детстве ни о чем на исповеди не спрашивали, я сама грехи называла. Смысл спрашивать, это же должно самим человеком осознаться как грех

какой-то деревенский храм с пятью прихожанами?

Wasp

Спасибо за статью, автор! Таких (или примерно таких) слов ждешь от своих былых преследователей всю жизнь — а травля помнится долго, детство из памяти изгнать трудно, как ни старайся. Не раскаяния, а вот этого » я понимаю, каково вам». И не имеет значения, каким способом было добыто это понимание (вот автор — расплатилась сполна). Просто после этого ты начинаешь видеть в агрессоре и обидчике человека. Становится легче дышать — и что-то в душе сдвигается, в сторону прощения и, наверное, света. Тут пришло в голову: а вдруг эти внутридушевные «расстрельные списки», это не утихающее даже с годами желание «воздаяния» агрессорам связано… Читать далее »

Не чушь. Очень многое зависит от родителей. Если родители не прививают сострадания-его не будет. Я дразнила в своё время мальчика вонючкой, чтобы никто не заподозрил, что он мне нравится, а потом таких вонючек домой водила (у них телевизора не было). Была поблизости асоциальная семья. Трое детей без отцов, алкоголичка-мать, которая нигде не работала (это в советское время). У них не было дома кроватей, только раскладушки, от них воняло грязью и потом, но я сидела с этой девочкой за партой, я ей помогала с учёбой и относила ей свои вещи и всё , что для них собирала на своей работе моя… Читать далее »

Berry

Не только это, еще высмеивали кого-нибудь, учителей доводили и доставали, и все это нарочно. Агрессия и бунт-через край, вот и нужно было реализовывать..а там уж кто подвернется. Не потому, что они не нормальные. Они нормальные, но очень хотелось выделиться..

Ezhik

Тринадцать лет? в современной культуре (по моему скромному мнению) личное мировоззрение формируется годам к 22-24,очень редко к 18,нередко к 26-27. И дальше человек может пересмотреть свои взгляды под влиянием общества,например. Так что говорить и низкой или высокой гибкости мышления у 12-13 летнего-очень смело,как мне думается. Есть какие-то и врожденные моменты реагирования,конечно,но роль родителей и общества в этом возрасте еще очень большая.

Арина Доробкова

Травила , а потом сама родила такого же. Это закон бумеранга. С ним ничего не поделаешь.

Похожие статьи