Когда-то на лекции по зарубежной литературе преподаватель сказала нам, что Данте был убежден: понять третью часть «Божественной комедии», «Рай», не сможет почти никто из читателей, и лучше ее вовсе не читать. Кажется странным — разве не приятнее и не полезнее читать о радости и светлой жизни праведников, чем о мучениях грешников? Однако кажется, что Данте глубоко понимал психологию человечества, которому легче понять и осознать трагедию, нежели высокую радость. Вот мы и выдержали Великий пост, и пришла Пасха. И после напряжения четыредесятницы встает вопрос: а как из трагедии перейти в радость почти райскую и удержать ее сорок дней — столько же, сколько мы постились, готовясь к Празднику Праздников? Помню, пару лет назад на второй неделе Пасхи я радостно сказала подруге: «Христос воскресе!». Она с недоумением посмотрела на меня и потом спохватилась: «Ой, да, воистину воскресе!». Пришлось, можно сказать, вспоминать, что Пасха еще длится, и что воскресший Спаситель с нами. Получается, что радоваться нам тяжелее, чем скорбеть, и не так уж не прав был Данте, предлагая не читать «Рай» и ограничиться «Адом» и «Чистилищем»? Но этих тем нам, кажется, и так хватает, а как же с радостью? Можно ли ее, эту пасхальную радость, не растратить в первые же дни Светлой седмицы? Знаете, мне кажется, можно. И нужно, нужно. Радоваться, чтобы и другим было радостно и светло. Как? Поделюсь своими «рецептами». Святой Серафим Саровский приветствовал всякого, приходящего к нему, словами «Христос воскресе» в любое время церковного года. Стоит сохранить эти слова хотя бы все сорок дней Пасхи — утром и вечером обращаться к домашним словами пасхального приветствия. «Христос воскресе!» для всех, кто хотя бы издалека знает, что такое Пасха. На вас недоумевающе смотрят и говорят, что, вроде, Пасха же была на прошлой неделе? Объясним, что она на то и Пасха, чтобы длиться не один день, и, может, назавтра недоумевающая сегодня соседка сама скажет: «Христос воскресе!». Во время Светлой седмицы очень здорово хоть раз выбраться на литургию, когда совершается пасхальный крестный ход, или на всенощную, на которой поется канон. А в нашей семье есть традиция совершать на Светлой пешую прогулку по центру Москвы с обязательным посещением всех открытых храмов. Алтари открыты, небесная тишина, и как у Шмелева: «Вот посидите, тихо, поглядите в алтарик наш… ангелы будто ходят. Посидели мы тихо-тихо, задумались. И такой звон над нами, весь Кремль ликует. А тут — тишина-а… только лампадки теплятся. И так хорошо нам стало — смотреть в алтарик… и я там белое что-то увидал, будто дымок кисейный… будто там Ангел ходит! И все будто тоже увидали. Похристосовались со старичком и все ему по яичку дали». В любые походы всегда стоит взять с собой яички — христосоваться, и радость как будто прибывает от этого обмена. А если есть возможность, пасхальное настроение можно принести и тем, кто сам для себя его создать не может. Так, фонд «Старость в радость» собирает на Пасхальном фестивале в Москве нужные для бабушек и дедушек вещи («Добрый дом» работает до 15 апреля), и это только один пример. Проходят благотворительные ярмарки, можно сделать пасхальное пожертвование… Или просто вспомнить старого учителя, преподавателя, дальнего родственника, знакомого, у которого сейчас непростой период, — и поздравить, поддержать, навестить. А еще в светлые пасхальные дни можно помириться с теми, с кем не успели примириться перед постом. Всеми любимая пасхальная традиция — подниматься на колокольню и устраивать на Светлой седмице веселый трезвон. Стоишь в глубоком гудении колоколов, и кажется, что они вычищают что-то наносное из души, оставляя только звучание это прозрачное… Особенно радуются дети. Когда, как ни на Пасху, можно перечитать любимые пасхальные страницы: Шмелева, А. Толстого, Чарскую, Чехова, Куприна, Короленко, Гоголя? В эти дни можно не только слушать и самим петь пасхальные песнопения, но и слушать пасхальные песнопения других православных народов: грузинское «Кристе Ахсдга», сербскую «пасхальную колядку» «Христос васкресе, радост донесе», греческое, болгарское. А еще читать и перечитывать «Огласительное слово Иоанна Златоуста». Пасха не кончается с завершением пасхальной службы. Но я дерзну сказать больше. Она не заканчивается даже с отпустом на отдании Пасхи. Потому что «се Аз есть с вами во вся дни до скончания века». Христос Воскресе!