2 мая в концертном зале имени П.И. Чайковского собрались счастливые ценители искусства, чтобы поздравить с 65 днем рождения, без преувеличения, одного из величайших музыкантов нашего времени — Валерия Гергиева. По традиции публика шла в зал, не зная программы концерта, ведь имена Гергиева и Мацуева, заявленные в афише, служат бесспорным гарантом высочайшего качества исполнения и вызывают безоговорочное доверие слушателей. Знаменитый Пасхальный фестиваль под руководством Валерия Абисаловича, частью которого стал праздничный концерт, проходит в этом году уже семнадцатый раз и неизменно приносит утонченное эстетическое наслаждение, удивление и новый взгляд на знакомые произведения мировой классики. Одним из таких удивительных открытий для меня стало исполнение симфонической поэмы нелюбимого мною Рихарда Штрауса «Жизнь героя», прочувствованное и интерпретированное оркестром Мариинского театра и его заслуженным дирижером так живо и выразительно, что увлекло даже меня с моим предубеждением. Вслед за этим ярким повествовательным музыкальным полотном мы прошли путь от загадки к умиротворению, от тихой неги к тревоге, от грусти к торжеству и просветлению, пережив сражения и победы, сложные размышления и эмоциональные вихри. Во втором отделении были исполнены «Озорные частушки» Родиона Щедрина, что особенно интересно, в присутствии самого автора, судя по всему, очень довольного интерпретацией. Широкая и богатая палитра этого очень русского по звучанию произведения вызвала в памяти и смелый супрематизм Казимира Малевича, и яркое звучание кустодиевских «Маслениц», подготовив слушателей к восприятию не такого выраженно народного, но совсем не менее русского Концерта №4 Сергея Рахманинова. Под виртуозными пальцами Дениса Мацуева эта музыкальная поэма вспыхнула щемящей красотой, страстью, глубиной и кристальной чистотой образов. Игру Мацуева сложно даже назвать интерпретацией или исполнением произведения — кажется, что он полностью принадлежит этой музыке, которая в этот самый момент выбрала именно его. Непросто представить, что за этой легкостью и естественностью исполнения стоят сотни и тысячи часов репетиций, заучиваний и тренировок. Слушая это прочувствованное и живое исполнение, я вспомнила нашего современника, великого композитора Владимира Мартынова с его философским осмыслением реальности. Все мы, по его убеждению, живем в двухмерной серой плоскости существования, и только в детстве или в пору любви и молитвы эта плоскость прорывается трехмерной голубой глубиной бытия, и мы на время перестаем анализировать и наблюдать подлинную реальность, мы погружаемся в нее и живем в ней. И, на мой взгляд, такие прорывы в голубую глубину бытия случаются с человеком в моменты соприкосновения с настоящим искусством. Именно поэтому они нам так необходимы. Погружаясь в зыбкое пространство искусства, мы живем каждой клеточкой своего существа, мы чувствуем себя в другом измерении. Позволяя музыке вести за собой и управлять нашими чувствами, мы учимся чувствовать и видеть, нащупываем дорогу к прекрасному, возвышенному образу счастья, наша душа разворачивается в новом многомерном пространстве, где расцветают ее лучшие грани. Богатство и многообразие душевных вибраций, которые вызывает у нас такая филигранная трактовка неувядающей классики, порой могут быть неожиданны для нас самих. Поэтому их переживание так много может нам рассказать не только о радостном, ужасном, возвышенном или позорном, но и о нашем внутреннем мире, о нашей способности чувствовать и понимать прекрасное в самых разных его проявлениях. Именно о таких мгновениях как всегда точно сказала своим пронзительным языком Анна Ахматова: «Не живешь, а ликуешь и бредишь, Иль совсем по-иному живешь…» В завершение концерта Денис Мацуев, резко и очень умело сменив настроение публики, исполнил одну из своих уже ставших легендой импровизаций в стиле великих композиторов — от Бетховена до Шопена, от Баха до Щедрина. На этот раз темой для вариаций стала мелодия «Happy Birthday», посвященная юбиляру. Излишне упоминать, что и зал, и оркестр зашлись хохотом и аплодисментами, с восторгом встречая каждую новую импровизацию. По традиции события Московского Пасхального фестиваля продлятся до 9 мая (в этом году рекордные 32 дня), включат в себя богатую симфоническую, камерную, хоровую и звонильную программы, а география фестиваля охватит почти 30 городов России и даже выйдет за ее границы. Общедоступные и благотворительные концерты позволят как можно большему числу зрителей услышать первоклассное исполнение музыкальных произведений разных эпох и стран. Такой возможностью приобщиться к миру искусства нельзя не воспользоваться, особенно в эти светлые Пасхальные дни, когда вместе с просыпающейся природой пробуждается и наша жажда гармонии, а «голубая глубина бытия» кажется ближе и доступнее. Фото Александра Шапунова