Четвертый ребенок в нашей семье учится в первом классе. И у меня, конечно, уже нет того запала, который я наблюдаю у родителей остальных первоклашек. Они полны энергии, готовы участвовать во всех школьных инициативах, делать затейливые поделки на конкурс «Весна красна», сопровождать детей на праздники в рабочее время, готовить своих чад для участия во всех школьных концертах, бесконечно скидываться на подарки «дорогим учителям» — и прочее, прочее, прочее. Я не имею для этого ни эмоциональных сил, ни времени. И испытываю легкое раздражение, открыв утром родительский чат в своем телефоне и увидев 30 новых сообщений. О таком же раздражении, сдержанно, я слышу от подруг, особенно многодетных. И читаю в соцсетях у френдов — уже гораздо менее сдержанно, подчас нецензурно. Нередко мамы и папы вынуждены удаляться из соцсетей и мессенджеров, чтобы не видеть такой плотный информационный поток. Да и немудрено: у каждого из детей чатик класса, чатик кружка, чатик другого кружка, а если детей двое-трое-четверо?.. Поэтому, когда я вижу сообщение типа «Алена Смирнова покинула беседу», я, во-первых, как будто слышу звук резко хлопнувшей двери, а, во-вторых, это нисколько не удивляет. Что делать с неумеренной родительской активностью? «А давайте всем классом поучаствуем в школьном концерте!», «Девочки, давайте поднажмем, в прошлый раз макулатуры собрали меньше всех!», «Родители, вы не против, если мы на 15-летие студии подарим усилитель? Это дополнительно по 700 рублей всего», «Мамы, у нас такие шкафы грязные в классе, давайте помоем дополнительно к окнам!», «Давайте на празднике подарим ребятам красивые ручки с блокнотиками?» (далее в 150 сообщениях следует обсуждение блокнотиков, перемежаемое призывами: «Родители, подключайтесь! Еще не все высказали свое мнение!»). Некоторые мои знакомые мужчины иронизируют над подобной активностью в духе «пошла бы поработала, совсем, что ли, делать нечего?». Из гендерной солидарности я молчу, хотя мысль об избытке свободного времени у некоторых родительниц неминуемо посещает и меня. Не знаю, может, я какая-то неправильная, но у меня совершенно нет времени отмывать шкаф в классе. Я свой-то не могу отмыть полгода. Мне даже проще скинуться на клининг — я уже посчитала, что это всего по 100 рублей в месяц. А вот на усилитель совсем не хочется скидываться: мы и так сдаем «мимо кассы» в этой студии по тысяче в месяц «на нужды коллектива». Также я не могу себя заставить обсуждать блокнотики, ручечки и прочие подарочки кому-либо. Мне безразлично, уж простите. Ручки и блокнотики дети все равно «съедят» через неделю. Подарком учителю все равно не угодить. Пусть это будет просто знак внимания. Да, а самое страшное для меня — это поделки «Осень золотая», «Зимушка-зима», «Весна красна» и прочее. Почему-то они из традиций детского сада перекочевали и в младшую школу. И что бы я ни сделала со своими детьми (делают они сами, конечно, но они маленькие, и надо придумывать, сидеть рядом…), мы все равно будем посрамлены рядом с творениями других мам, достойными выставки Союза художников. Честно, я не знаю, как они такое умудряются сделать. Мне даже и не стоит пытаться соревноваться с ними. Вернемся все-таки к родительской активности в рамках целого класса. Поскольку, повторю, ребенок четвертый, все этапы этого стихийного бедствия в рамках отдельного чата я уже прошла: отрицание, гнев, торг, депрессия, — и теперь пытаюсь позиционироваться на стадии «принятие». Исходя из этого, хочу поделиться некоторыми лайфхаками для тех, кто находится на одной из предыдущих четырех стадий. Отбросив эмоции, надо все-таки попытаться наполниться чувством благодарности к тем, кто может и хочет заниматься делами класса. Есть у них время на школьные дела — замечательно, ведь меня никто не заставляет быть такой же. Могут мамы закупить блокнотики к детскому празднику — скажи «спасибо» и не включайся в долгое обсуждение, какие именно. Я так и пишу в чате: «Благодарю вас, я полностью доверяю вашему выбору», — и потом уже не отслеживаю комментарии. Если задают вопрос, кто может поехать с классом в музей, тоже спокойно отвечаю: «Извините, у меня работа, спасибо большое тем, кто сможет». Однако к реальной неумеренности нужно подходить здраво. Например, стоит различать, на что сдавать деньги, а на что необязательно. На подарки детям, экскурсии — да. Но прежде чем скидываться на ремонт класса, лучше сначала поинтересоваться в управляющем совете школы, нужно ли это вообще. В подарках учителям/руководителям/педагогам/воспитателям я тоже не всегда участвую: пару раз в конце года я испытывала резко негативные чувства к определенным сотрудникам студии, и желания дарить им подарок не было, о чем я честно сообщила родительскому комитету. Вывод прост: если активная деятельность других родителей тебе не по силам и не по нраву, просто не участвуй в ней. Когда с чем-то не согласен — спокойно высказывай свое мнение, предлагай свои решения. Игнорируй те обсуждения, которые непринципиальны или не относятся напрямую к школьному процессу (выключить уведомления чата, думается, все умеют). А за полезные инициативы — не скупись говорить «спасибо».