Первые лет семь своей самостоятельной жизни я провела в коммунальной квартире.

Да, это Петербург, и у нас еще целые кварталы домов с десятикомнатными квартирами на целый этаж, в которых есть черный и парадный ход (как известно, в Питере даже подъезд называется парадная). Живут в этих квартирах… все. Пожалуй, все. Нет такой категории граждан, которая за те замечательные семь лет не встречалась мне в коммуналке.

На трехстах квадратных метрах водились доценты и профессора, гастарбайтеры и студенты, музыканты и инженеры, приезжие из любых городов и стран. Люди одинокие и семейные. Общительные и молчаливые. Встающие в пять утра и просыпающиеся ближе к ночи. Это был настоящий Ноев ковчег, каждой твари по паре.

В пору своего декрета мне случилось подружиться с большой семьей Очень Творческих Людей. Они обитали в одной комнате вчетвером (а всего комнат было тринадцать — да, кухня и ванная одна на всех). Мама и папа были настоящие музыканты и от зари до зари обучали учеников всех возрастов игре на двух инструментах. А их дети-подростки учились в Очень Музыкальных Школах и тоже должны были пойти по родительским стопам.

Проблема была в том, что дети отбивались от рук, в том смысле, что не очень хотели становиться музыкантами. Мальчик старательно разбирал велосипеды в свободное от бесконечной игры на рояле время (да, в комнате был рояль, а еще три клетки с белыми мышами и собака). Разобрав и собрав несколько раз собственный велосипед, он переключился на усовершенствование велосипедов соседей, приделал к самокату моей дочери мотор, попутно наладил сложную систему переключателей электропроводки в кухне, чтобы провести лампочку к каждому столу, ну и вообще он считался главным в квартире по ремонту. Через год такой незаметной подрывной деятельности к нему потянулись обладатели велосипедов из соседних квартир, а к окончанию средней школы на двери комнаты висел прайс на техосмотры и реабилитацию велосипедов всех мастей.

Все это бесконечно огорчало родителей моего юного соседа. Человеку купили рояль, а он чинит велосипеды. Возится в масле и расставляет повсюду бесконечные коробки с болтами и ключами. В конце концов, его знают в квартире как ремонтника велосипедов! А не как пианиста! А если руки, не ровен час, испортит?

Когда мальчик не поступил на фортепианный факультет в консерватории и, ничуть не расстроившись по этому поводу, пошел работать в магазин велосипедов, у родителей был траур. Вся кухня видела слезы мамы, которая в красках расписывала, как они десять лет назад переезжали из собственной двухкомнатной квартиры в дальнем регионе в эту комнату в питерской коммуналке исключительно ради того, чтобы отдать сына в правильную музыкальную школу при консерватории.

— Он говорит: это мое! — заламывала руки мама. — Он собирается трудиться среди этих людей! Иметь с ними дело! Язык не поворачивается назвать это «кругом общения». Вы видели их руки? Никаким мылом не отмыть! Они еще и на мотоциклах ездят, они никогда не бывают в опере. Нет, я объясню ему. Это юношеский максимализм. Не может быть, чтобы он не понимал до такой степени. Без высшего образования ты просто не человек. Накачивать колеса и менять ниппели — большего дна я не могу себе представить для моего сына!

В соседней с музыкантами комнате жила совсем другая семья. Точнее, занимали они целых две комнаты. Суровая мама работала акушеркой в первом роддоме, суровый папа был сантехником в приличной строительной компании, а вот сына они случайно отдали в районный дом детского творчества на бальные танцы, потому что беспокоились, что он совсем не увлекается девочками. Пора бороться с этой стеснительностью. На танцульках всегда даже стеснительные люди знакомились, вот и у него получится.

Спустя четыре года бальных танцев (и еще балета, и джаз-модерна, и какой-то там еще растяжки и чуть ли не йоги, кто его там разберет, мы работаем, не по улице болтается, не в телефоне сидит — и ладно) сын суровых родителей явился к ним с радостной вестью, что его приняли в старший класс Академии русского балета имени Вагановой, после чего стены коммуналки сотрясались до основания.

— Ты будешь БАЛЕРУНОМ? — вопрошал папа-сантехник, стуча кулаком по столу. — Ты называешь это профессией? А деньги ты где будешь зарабатывать? Я получал полноценную зарплату с шестнадцати лет! Ты о нас подумал? Представь, что матери скажут на работе. Сын пошел в балет! Да со мной друзья здороваться перестанут!

Каждый год в нашей огромной квартире случался подобный взрыв, потому что у всех дети подрастали и начинали заниматься чем-то странным. То поступали на актерский факультет вместо медицинского, то шли в институт нефти и газа вместо филфака, то бросали филфак и оканчивали курсы экстремального вождения. Мамы жаловались друг другу, дети сбивались в стаи и организовывали коалиции. Итог всегда был один: новое занятие ребенка со скрипом, но признавалось профессией.

— Сейчас время ремесла! — бушевала младшая девочка из семьи музыкантов, которая тоже не захотела идти в консерваторию, а пошла в медицинское училище, готовившее медсестер для косметологии. — Как они не понимают? Я хочу зарабатывать деньги. Делать что-то очень востребованное и развивающееся. Своими руками.

— И чтобы это пригождалось везде и всем, — поддерживал ее брат, размахивая велосипедным ключом. — Вот если завтра мне надо будет эмигрировать в Испанию, то я и там безо всякого языка смогу сразу работать.

С позиции умудренной жизненным опытом тетеньки я объясняла им, что родители их выросли в СССР, где социальным лифтом могло служить только высшее образование и связи, перерастающие в удачный брак с пропиской и улучшением жилищным условий. Ни про какой сервис и собственный бизнес тогда не слышали. А поскольку их родители никогда не работали по другой специальности и вращаются в узком кругу коллег-музыкантов, то им кажется, что приличных людей больше нигде нету.

— Приличные люди — это те, с которыми не скучно поговорить? — уточнял танцор балета, сломивший сопротивление папы-сантехника и мамы-акушерки. — Так тогда это не зависит от профессии. Человек же сам себя развивает. Общается в соцсетях с себе подобными, ищет общий круг интересов и целей. Выстраивает репутацию, в конце концов.

Я снова принималась объяснять, что его родители, твердо держащиеся за свои востребованные рабочие специальности, начинали работать в ту пору, когда общение было строго ограничено твоим социальным положением, и не было шансов даже быть знакомым с преподавателем университета, если ты трудился водителем-дальнобойщиком. И репутация твоя имела значение только среди соседей по гаражу, и то основывалась исключительно на словах, а не на отзывах в интернете. И то, что школьник может интереса ради выучить на каком-то там сайте иностранный язык и общаться на фейсбуке с артистами мюзикла «Нотр Дам де Пари», а потом вообще пройти кастинг в этот мюзикл и ездить с гастролями по Европе, относилось к области чистой фантастики.

Но эти упрямые дети не желали никого слушать. Они попали на время ремесла. Когда значение имеют их собственные умения, а не профессия родителей. Когда поступление в вуз так доступно, что можно поискать другие варианты обучения, помимо пяти лет лекций и лабораторных. Когда знание иностранных языков и программирования — дело исключительно личной заинтересованности, а не блата в приемной комиссии вуза. Когда репетитора ты выбрал сам, в скайп-школе, и он носитель языка. Когда сервис из понятия обслуги перешел в услугу высокого качества и стал оцениваться и оплачиваться соответственно. Когда твой круг общения сначала формируется в интернете, а потом уже переходит в реал — на работе, приглашение на которую ты получил опять-таки через сеть.

Они мне нравились, эти дети, поколение миллениалов. Их родители так и не смогли за свою честную трудовую жизнь выехать из коммунальной квартиры. А вот они явно справятся. У них время ремесла.

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Мама. Вегетарианка. Автостопщик. Собиратель своих и чужих историй. Живу в Петербурге на Васильевском острове, люблю слушать и наблюдать сюжеты. Не замужем и не была.

Другие статьи автора
новые старые популярные
NinaK

Мне тоже нравится незашоренность нового поколения, хотя как матери поколения Х, ценящей стабильность, мне неспокойно от того, что миллениалы, напротив, не стремятся «прикипеть к одному делу», поскорее обзавестись семьями, своим жильем, прочным положением… У них совсем другие приоритеты, и они знают, что им придется не раз менять место жительство, профессию, а значит, постоянно чему-то учиться, поэтому они не привязываются к ним, так как мы. В этом есть и положительные, и отрицательные моменты, но в любом случае, они совсем другие. А их младшие братья и сестры — поколение Z — вероятно, и вовсе вырастут для нас инопланетянами))

Ольга Алексеева

Нет, история ходит по кругу.

Ольга Алексеева

На самом деле история повторяется. Как раз их родители — это мы, «молодежь девяностых», которые бросали институты ради бизнеса и «жизни». Потом, в нулевые, опять пошла мода на ВО, как у наших мам и пап, чтобы самое крутое. История повторяется через поколение.

Rosella

Соглашусь с вами, Ольга. Интеллект вошёл в моду именно в нулевые. Даже внешне. В девяностые тех, кто носит очки, дразнили ботаниками, очкариками и зубрилами. «Умный такой, да?».
А сейчас очки носят крутые айтишники-хипстеры, и подростки равняются на эту модель.

Samanta

Отличная статья! Читается как художественный рассказ, персонажи такие живые из коммунальной квартиры. Немного спорными показались выводы, если под «ремеслом» понимать рабочую специальность, то не для всех это время ремесла. Определённая часть молодёжи до сих пор стремится стать писателями, актёрами, музыкантами, художниками. Едва ли эти творческие профессии можно назвать ремеслом. Я бы назвала статью «Время ломать стереотипы родителей»

Elka

Ну, сейчас грань между художником и ремесленником довольно тонкая. Если под художником понимать человека, который занимается исключительно академической живописью или скульптурой и этим зарабатывает — таких мало, мне кажется. Сейчас, например, популярны разнообразные изделия ручной работы. И вот как оценить: скажем, чайный набор, собственноручно сделанный и расписанный автором, это ремесленное изделие или произведение искусства? Или украшения, вышитые бисером? С одной стороны, материалы и техника общедоступны, научиться может любой. С другой — порой смотришь и дух захватывает от красоты, думаешь: ну как такое только в голову пришло? 🙂

Похожие статьи