Совсем недавно, еще лет пятнадцать назад, было невозможно представить себе в библиотеке — собаку. А уж чтобы четвероногие друзья регулярно приходили по приглашению сотрудников — и вовсе что-то немыслимое. Но вот уже несколько лет в разных городах России проходят чтения с собакой. И побывать на таком чтении даже в качестве зрителя — настоящее удовольствие.
В Российской детской государственной библиотеке в уютной комнате дети ждут пса по кличке Найти. Восьмилетняя Вика с мамой, шестилетняя Ева с трехлетней сестрой и мамой выбирают книгу, которую собираются ему почитать. Найти с хозяйкой должны прийти к пяти часам, но опаздывают, и дети переживают. Отвлекаются на разговор и обсуждение того, как читают собакам и какие книжки выбирают.
«Мама узнала про это в интернете, — объясняет Вика, — и предложила мне. А я люблю животных, и мне было интересно прийти сюда».
Для чтения Вика выбрала «Дружище Тобик» Паустовского.
«Чтобы собаке было интересно читать про собаку?» — спрашиваю я. Вика улыбается и соглашается с такой версией.
Ева еще не очень хорошо читает, зато она и ее младшая сестра любят слушать, как им читает мама. Их мама узнала о чтениях с собакой в Инстаграме и приходит с дочками уже не в первый раз — девочки не только слушают книжки, но и играют с собаками.
Долгожданное появление черной Найти и ее хозяйки Ники сразу вносит определенность, и все оживляются: сотрудница библиотеки просит остаться только тех, кто записан на пять часов (на чтения с собакой записываются заранее и читают по 15 минут), Ника укладывает Найти, и Ева начинает читать. Она периодически отвлекается, чтобы погладить собаку, а ее младшая сестренка и вовсе гладит ее не переставая, но Найти внимательно слушает. Прерывается только на стакан с водой, который ей приносит хозяйка.
«Ева хочет одновременно и читать, и гладить собаку, но пока не очень получается, — рассказывает мама Евы. — Зато есть стимул научиться».
Вика (ей 8) читает лучше Евы и полностью погружается и в книгу, и в общение с собакой.
«Проекту в сентябре будет уже 4 года, — рассказывает Ника шепотом, чтобы не мешать ни животному, ни Вике. — Читаем с собакой два раза в неделю, по четвергам приходит Найти, а по вторникам — Рой. Он более активный, и дети с ним и бегают, и играют».
Чтение с собаками в России появилось сравнительно недавно, а вот в некоторых европейских странах, например, в Финляндии, собаки являются штатным сотрудниками библиотек.
Как отмечает Ника, в Российской детской библиотеке не совсем придерживаются классической методики терапевтического чтения с собакой: в идеале во время чтения в комнате находится только собака, ребенок и волонтер, хозяин собаки. В такой ситуации ребенок полностью погружается в чтение, не думает о том, что он может прочитать какое-то слово неправильно, или что его будут оценивать. Собака терпеливо и внимательно слушает, и ребенок расслабляется, погружаясь в процесс, и таким образом вырабатывается и привычка к чтению, и уверенность в себе. Однако в этой детской библиотеке пошли по более простому пути: здесь дети постарше читают сами, а детям помладше могут читать и родители. А если дети совсем не умеют читать, то они рассказывают собаке, что нарисовано в книге, какие там картинки.
«Когда этот проект только начинался, была попытка сажать группу ребят и читать собаке по очереди. Однако этот подход не очень хорош — дети отвлекаются, собака тоже, и сосредоточенного общения не получается», — объясняет Ника.
Запись на чтение с собакой в течение учебного года очень плотная, приходят дети самых разных возрастов — от совсем маленьких, которым читает мама, до подростков 14-15 лет.
Ника забрала Найти из приюта, обучила ее, и теперь Найти — собака-терапевт. В рейтинге «Лучшая собака России-2017» Найти была признана лучшей собакой-терапевтом. Ника ходит с ней не только в библиотеку — она работает с детьми с ДЦП, задержками в развитии, РАС, приезжает в дома престарелых.
«Здесь самая легкая работа для собаки, — поясняет хозяйка, — а вот после работы с детьми с ДЦП ей нужно очень много отдыхать. Многие, к сожалению, не понимают, что такое общение с людьми для собаки — большая нагрузка, тяжелая работа. Люди иногда хотят присоединиться к нашим чтениям, к фонду (Ника — исполнительный директор благотворительного фонда «Я свободен»), но не понимают, что, во-первых, собаку нужно обучать, готовить к терапевтической работе, во-вторых, не все собаки могут быть терапевтами — для этого животное должно быть спокойным, терпеливым. И все равно для собаки это тяжело — после первого общения с детьми она может проспать сутки, чтобы восстановиться».
Часто люди неадекватно оценивают своих собак: им кажется, что если собака любит детей, которые живут с ней в одной квартире, то она будет любить всех детей. Однако это совсем не обязательно.
Пока Ника рассказывает это, приходит еще одна девочка с мамой. Они тут в первый раз, и Ника рассказывает, как проходит чтение, и показывает специальную полочку: на ней лежат книги, которые выбирает для чтения сама собака. Девочка обнимает пса, подходит и мальчик, — и Ника тихо комментирует: «Видите, собака отворачивается — ей что-то не нравится, и она себя успокаивает. Таких знаков в поведении собаки очень много, человек, работающий с собакой, должен их видеть». Всему этому надо учиться, и этому учат во все более популярной канис-терапии.
Занятия волонтеров, работающих с собаками, разнообразны: они проводят дог-уроки, дог-квесты и, конечно, чтения с собаками. На дог-уроках детей учат, как общаться с животными, как помогать приютским животным, встраивают в эти уроки информацию о писателях, любивших животных, рассказывают об участии собак в Великой Отечественной войне, о полетах собак в космос и многое, многое другое.
А в библиотеке заканчивается еще одна смена работы внимательно слушающей ребят Найти. Те, кто приходит не в первый раз, знают, что ей можно принести сосиску или какое-то другое лакомство, и чтение заканчивается угощением — собака с достоинством берет сосиску и протягивает ребенку лапу.
«О чтении с собакой написана замечательная книга», — советует Ника «Мэйделин Финн и библиотечную собаку» Лизы Папп.
Постоянных читателей, приходящих регулярно, около 20, но приходят и на один-два раза. Мамы надеются, что дети таким образом полюбят книги, полюбят читать, а дети радуются общению с животным, и когда чтение заканчивается, идут гурьбой провожать Найти из библиотеки. До следующего раза.
Текст и фото — Александра Матрусова