— Как можно спокойно читать книгу, когда по углам лежит слой пыли? — говорит одна женщина. Она ходит по дому с тряпкой. Кажется, что тряпка растёт из её руки. Пыль, побеждённая сегодня, возвращается завтра. Время читать книгу не приходит никогда.

— Кто-то на даче, может, и смотрит сериалы, но я этого не понимаю, — говорит другая женщина. Из её руки растёт тяпка, а иногда секатор. Она очень устала и почти не любит свой огород, но донести себя до дивана выше её сил. Ей просто не усидеть.

Я называю это синдромом беспокойной души.

Ходить — с лопатой, пылесосом или пульверизатором, ползать в поисках пятен, воевать с грязью, пока не пройдёт ещё один день. Презирать праздность. Осуждать легкомыслие. Откладывать книги, фильмы, гостей на вечные «потом».

Это жизнь, в которой приятное чувство исполненного долга размывается подозрением, что все как-то чересчур сурово, но не обращать внимания и расслабиться — это что-то с другой планеты.

— Я не могу читать, не убрав пыль, — снова говорит первая женщина. – Я просто не получу удовольствие.

Она знает о себе много правды, но в её словах есть лишнее звено. На самом деле фраза должна звучать так: «Я не могу читать, я просто не получу удовольствие».

Читать, смотреть кино, потягивая чай с вареньем, слушать музыку, болтать с подругами (не в чате, а вживую) — любая попытка расслабиться, отложив тряпку, чревата ростом напряжения. Пыль — способ держать напряжение в узде. Война с грязью — предлог, чтобы с ним не встречаться.

О чём это напряжение? Откуда оно берётся?

Откуда угодно.

Тряпки и тяпки — это стратегия совладания. Что-то случилось раньше, что заставило их появиться, и истории тут могут быть самые разные. Но скорее всего, в них будет много тревоги.

Иногда возня на кухне — тридцать банок варенья с позапрошлого сезона, сорок пять с прошлого — это единственная возможность хоть что-то контролировать, когда всё остальное летит в тартарары. Неужто можно в своем уме оставить последний оплот порядка?

Иногда до блеска отполированные вилки — это единственная победа, внятный и осязаемый результат на фоне многих проигрышей.

Иногда идеальный парник с огурцами — это убежище от чувства вины за свою неуместную как будто бы жизнь, на которую никто и разрешения не давал, и потому надо быть очень трудолюбивой, чтобы как-то её оправдать.

Иногда поиск пятен на стенах — это попытка приглушить страх за всё, что происходит вокруг. Вдруг уволят? Вдруг останусь в нищете? Вдруг не справлюсь с сыном-подростком?

Иногда глажка белья — это безопасное взаимодействие. Полотенце не оскорбит и не укусит, в отличие от тех, остальных, которые так и норовят причинить боль.

Иногда идеально чистые плинтуса — это попытка замолить судьбу. Смотри, как я стараюсь, я хорошая, не давай мне испытаний не по силам.

Синдром беспокойной души всегда немного о страшном мире, беспомощной себе и относительно безопасной нейтральной полосе между.

Моя ровесница (у женщин старшего поколения синдром беспокойной души — это, считай, нормальное состояние, там другой совершенно контекст) подолгу гладила каждую крохотную вещицу новорожденной девочки. Отказывала себе во сне и отдыхе, чтобы не пропустить ни единого микроба — а вдруг дочка заболеет? Она сама была не слишком любимой дочерью, мать боялась её любить и подменяла любовь жёстким воспитанием, и вот теперь, получив свою собственную малышку, она обмирала от противоречивости чувств. Любовь и ненависть, нежность и ярость, влечение и обида, жар и холод. Этот конфликт выходил на поверхность в виде дистилированной тревоги, которую она пыталась пригладить утюгом.

Единственный способ справиться с синдромом беспокойной души – это смелость. Смелость остаться на диване, выдержать прилив напряжения и разглядеть то, что за ним маячит. Пугающие призраки не заставят себя ждать — ты это знаешь и потому не можешь разобрать в книге ни строчки. Когда вокруг сжимается кольцо собственных страхов, глаза ищут спасительную грязь, а руки тянутся к тряпке. И всё же останься. Погляди в лицо тому, кто к тебе придёт. Поговори с ним, порасспрашивай, поторгуйся. Притащи его на терапию, в конце концов, потому что так дело пойдёт гораздо быстрее. Скажи себе, что ты не одна, что тысячи людей проходили этот путь и, в конце концов, обретали драгоценное право на беспечность.

Конечно, можно поступить иначе. Можно захлопнуть эту чёртову книгу и пойти на огород, на кухню, в недостаточно стерильную ванную. Только, наверное, есть какая-то высшая несправедливость в том, чтобы прожить единственную жизнь, так и не соприкоснувшись с собственными бесстрашием и свободой.

Оксана Фадеева

Источник: блог автора в «Фейсбуке»

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

новые старые популярные

А если наоборот, сижу читаю книжки, пока предметы не начинают уже падать со всех поверхностей? заросшие пылью, разумеется))

elena_d

Угу, та же ерунда… Для меня необходимость уборки — как для кого-то секс с нелюбимым мужчиной. Прямое насилие над собой. Отравляющая жизнь обязанность.

Ольга Алексеева

Вот только мне в чистом доме жить хочется, в беспорядке такая депрессия (((

Это бывает у людей, но это, наверное, врожденное. Отец у меня на это перфекционист, а я спокойно живу в беспорядке, пока предметы не начнут реально на голову падать )) и муж у меня такой же. убираемся исключительно под настроение

elena_d

Точно, врожденное! Дочь только ходить научилась, в ГОД — если шла по сдвинутому коврику — по собственной инициативе его поправляла и шла себе дальше. Все магнитки на холодильнике (как и плюшевые игрушки в комнате) у нас должны быть выставлены в одну прямую линию. А давеча пришла с дедом с прогулки, увидела раскиданную обувь в коридоре и начала голосить: «Почему! Почему здесь БЕСПОРЯДОК???», попутно расставляя ее в ряд по парам.

Мои обе на этом двинутые. Все поправить, разложить — только кроме своих игрушек )))) коврик загнувшийся или сдвинутый это прям боль, мама иди поправляй, или сами поправят. Мы с мужем совершенно не такие

Ольга Алексеева

Елена, у меня такое же отношение к готовке.

elena_d

Вот, Вы меня понимаете… есть вещи, которые ПРИХОДИТСЯ делать, даже если ты питаешь к ним глубокое и стойкое отвращение. Потому что невозможно питаться всю жизнь полуфабрикатами или жить на помойке, например…

Все точно про меня, как то оправдать свое существование… протираю сантехнику до блеска… постоянно вытираю пыль…

Ольга Алексеева

Знаете, вот не советовала бы без специалиста от этого отказываться. Может реально стать плохо душевно.

Dintra Leys

Фу !

N@t@li@

«драгоценное право на беспечность» и «…прожить единственную жизнь, так и не соприкоснувшись с собственными бесстрашием и свободой» — это гениально, уважаемый автор! Великолепная статья! Спасибо вам!♥

Да, верно в статье именно слово «иногда». Иногда это так, а иногда как у большинства комментаторов. От того что есть люди с обессивно-компульсивным расстройством и люди страдающие брезгливостью не к грязи, а к уборке, мир не переворачивается. Это две крайности и зачем их сталкивать? Противопоставлять? Любовь к чтению книг и к чистоте в доме может прекрасно совмещаться. Я, например, изобрела уборку, которой можно заниматься всего 40 часов в году и получать от процесса радость, как от чтения книга, и даже большую, как от её написания. А в освободившееся от бессмысленной уборки время заниматься тем чем хочешь: молиться, есть, любить!!! И… Читать далее »

Похожие статьи