«Женский бизнес драйв» — конференция для малого и среднего бизнеса состоялась на прошлой неделе в Санкт-Петербурге. Масштабный форум, призванный поддержать женские предпринимательские инициативы, площадка для обмена опытом и просто бизнес-девичник. Как женщины пришли в предпринимательство? Что их тревожит? Как поддержать женский бизнес? Эти и другие вопросы собрались обсудить более 300 участниц — собственницы бизнеса, управляющие, словом, представительницы руководящих позиций. Слово «женский» вынесено в заголовок неслучайно. Каждый участник конференции говорил об особенностях именно женского подхода к ведению дел. Это и осторожность, и способность к эмпатии, и желание прекрасной половины человечества досконально разбираться во всем до мелочей. То и дело проскальзывает ироничное: «За время, которое женщина будет сомневаться, изучать и разбираться, — мужчина уже откроет бизнес и обанкротится». И тем не менее женское предпринимательство — территория мифов и домыслов. Зачем женщины идут в бизнес? В ответах на этот вопрос, согласно статистике, лидирующие позиции занимают стремление обрести независимость от работодателя и желание совмещать работу и заботу о семье. Меньшее количество респондентов рассматривают собственное дело как средство дополнительного заработка и поле для реализации амбиций. Социальные аспекты лежат глубже. На вопрос модератора Марии Егоровой (главный редактор журнала «Путеводитель российского бизнеса») отвечает женщина из зала: Давайте смотреть правде в глаза. Мне 50 лет. У меня красный диплом Кораблестроительного университета. Если я сейчас захочу устроиться на работу — маловероятно, что меня куда-то возьмут по специальности. Самый лучший вариант — делать что-то свое. Я работаю 24/7, но могу и не работать, когда мне этого не надо. Это голос миллионов женщин по всей стране. Вопрос трудоустройства в предпенсионном возрасте стоит как никогда остро. «Пенсии не будет», — звучит в следующем выступлении одной из спикеров. Женщины в большей степени погружены в общественные проблемы. Они острее чувствуют отсутствие товара или услуги на рынке. Именно поэтому социальный бизнес — это бизнес с женским лицом. Часто к необходимости открыть собственное дело женщину приводит личная история. Например, в ее семье появляется слабовидящий ребенок. Как мать она испытывает потребность создать для него необходимые условия, в итоге — открывает школу для детей с подобными особенностями. Сегодня женщины, в основном, возглавляют дошкольные учреждения, а также учреждения дополнительного образования, спортивные и медицинские проекты. Основной запрос при этом — желание принести пользу. Женщинами движет идея, и далеко не всегда эта идея лежит в области заработка. Они хотят нести добро миру, заботиться об окружающей среде, заниматься развитием детей, привносить красоту в пространство и в свое окружение. «Смогу ли я» Все чаще женщины хотят быть независимыми от мужчин. Речь не о раздельном бюджете. Им интересно попробовать самим, интересно, «смогу ли я?», это вызов самой себе. Кто эти женщины? Как они начинают свое дело? — Большинство запускает свой бизнес на деньги, которые им дает мужчина, — анализирует ситуацию Крис Гилберт, член консультационного совета деловой ассоциации NETWORK Северо-Запад. — Такого нет больше нигде в мире! Вторая группа — российские женщины с хорошим высшим образованием. Поработав по найму, в 30-40 лет они открывают интеллектуальный бизнес. Среди руководителей юридических, аудиторских и рекрутинговых фирм очень много женщин. А основательницами мелкого бизнеса — торговля, автомойки и прочее — движет стремление прокормить семью и обеспечить себе занятость. Почти все спикеры конференции — женщины, руководительницы, крупные предпринимательницы. У каждой за плечами годы непрерывного труда, колоссальный опыт. Это то, что их объединяет. В остальном они абсолютно разные — сферы деятельности, родные города, возраст, семейное положение, взгляды. Елена Кириленко, генеральный директор компании КЕЛЕАНЗ Медикал: Я поняла, что хочу сама ставить задачи, хочу сама их выполнять и хочу отвечать за результаты того, что делаю. Поняла, что мне было бы очень интересно создать команду единомышленников, возглавить команду единомышленников, делать что-то, что отличалось бы от других компаний на рынке, делать уникальный продукт. Очень важно верить в себя, брать ответственность на себя. Нельзя ставить главной целью зарабатывание денег, главное — идея. Елена Белова Елена Белова, президент ООО «Файт Фабрика», капитан женской хоккейной команды: Есть большая разница: «я несу бревно» или «я несу чушь». А самое главное — нести ответственность. Понимать, куда и за кем идет молодежь. Я приехала в Петербург с конкретным проектом собственного клуба единоборств. Я занимаюсь тайским боксом 14 лет. Я — воин. Я за справедливость. Открытие собственного бизнеса — это очень хороший инструмент побороться за справедливость. Второй момент: возможность нести социальную ответственность. Мы занимаемся развитием детей из детских домов, воспитываем сильных духом спортсменов, чемпионов России, чемпионов мира. Второй мой проект, так как я по образованию доктор-дерматовенеролог, — клиника «Семь докторов». Из каждого своего бизнеса я создаю команду и семью. Если у вас есть здоровая неуверенность — это залог будущего успеха. С этой неуверенностью вы можете сами внутренне поговорить, но своей команде показывать ее нельзя. Любая норвежская компания обязана иметь в совете директоров не менее 40% женщин, в противном случае ее просто закроют. В России квотирования женского присутствия в совете директоров нет. По уровню карьерных возможностей Россия занимает одну из лидирующих позиций в мире, но по условиям развития женского бизнеса стоит на 47-м месте. Только треть владельцев бизнеса – женщины. Что мешает нам открывать свое дело Ни для кого не секрет, когда ты — мама, ты уже предприниматель по своему функционалу. Почти у каждой из нас в социальных сетях в друзьях есть подруги, зарабатывающие производством на дому кондитерских изделий, пошивом одежды, услугами маникюра и прочее. Отлично, когда хобби превращается в бизнес. Но часто этот маленький бизнес так и остается жить в стенах дома. Статистика утверждает: 95% бизнес-проектов закрывается в течение года. Кроме того, женщина часто сталкивается с осуждением в собственной семье. Приходится выбирать. Погружаясь в собственное дело, она рискует стать недо-дочерью, недо-матерью, недо-женой. Если же женщина воспитывает детей одна, страх рисков возрастает многократно. Сказывается и нехватка знаний в области финансовой стратегии, появляется страх делегировать что-либо. Компромиссную позицию высказала участница конференции Анастасия Москаленко, предпринимательница, мама четырех детей, которая начальным капиталом в свой бизнес взяла социальные выплаты: План Б, если у меня ничего не получается с бизнесом: семья, мой самый успешный проект. Бизнес как независимость от гендерных стереотипов Почти каждый второй спикер подчеркивает: нельзя открывать бизнес, когда нужны деньги. Предприниматель от слова «предпринимать». Участники конференции сходятся во мнении: «Идешь в бизнес, когда другой альтернативы нет, когда по-другому не можешь». Роман Тимофеев, сооснователь клуба молодых предпринимателей «Рост»: Бизнес — это жесткая игра. Главный фактор развития предпринимательства сегодня — развитие профессиональных сообществ, создание предпринимательской культуры. Мужские и женские ценности должны объединяться. Сегодня для женщины собственный бизнес — это порой единственный путь независимости от карьерных лестниц и гендерных стереотипов, возможность принадлежать самой себе и своей семье. А еще — шанс на обеспеченную старость. А проблемы заключаются в нехватке информации, поддержки, финансовых ресурсов на старте. Эти пробелы как раз призваны закрывать мероприятия, подобные «Женскому бизнес драйву».