Выбор железного коня Представляю дорогим нашим Матронам заботливо подготовленный материал по курсу «введение в велосипед». Моя любовь к ним теперь столь сильна, что не могу не поделиться, вследствие этого статья получилась капитальной, оттого она выйдет в нескольких (предположительно – трёх) частях. Как радостно и приятно видеть, что велосипедный спорт всё больше распространяется, железные кони всех мастей и пород регулярно случаются в поле зрения с наступлением тепла. Вместе с первыми почками и просохшим асфальтом после зимней спячки на улицы выползают счастливые велосипедисты (а некоторые и вовсе не уходили в анабиоз) пасти своих лошадок. Не будет пустословием то, что с каждым годом увеличивается число тех, кто задаётся вопросом «а не приобрести ли мне велосипед?» Полагаю, что статья с классификацией железных коней будет полезна именно сейчас, когда открытие велосезона набирает обороты. Если вы еще не имеете опыта педалирования, последний ваш велосипед живет на даче в сарае и носит пространное название «Аист» или «Кама», то данная статья вас не только повеселит, но окажется еще и полезной, и интересной. Если вы и ваш велосипед давно заключаете прочный союз на взаимном доверии и уважении, то наверняка найдется желание написать несколько дополнений и советов с высоты своего полета. Автор нижеизложенного обзора не претендует на высокий профессионализм в сфере велосипедов, а собственный опыт весьма мал, однако аз покорно постаралась ради вашего удовольствия и «в целях повышения образованности» 🙂 Порода коня определяется характером его использования… Хотите ли вы совершать велопроменад по городским или дачным тропинкам, будет ли это вальяжное перекручивание (нет, не педалей!) кривошипов или скоростное катание по размытой дороге… Включите воображение и гипотезирование, они вам очень пригодятся. Вы едете по тихой улице, по ровному асфальту парковой дорожки, легкий ветерок шумит в деревьях, цветочки вам улыбаются и вообще торопиться некуда, можно откинуться назад, а седло велосипеда удобно как кресло перед камином. Само удобство и изящество форм и линий, созданный для отдыха и неторопливых бесед за созерцанием проплывающих пейзажей, ваш железный конь вовсе и не конь, а очаровательный пони с расчёсанной гривой и бантом на хвостике. А зовут пони — городской круизер! Круизер – это велосипед для ровных дорог, для неспешных велопрогулок, велосозерцаний и велобесед. Высокий руль, мягкое седло, изящная рама, довольно тяжёлая, минимум скоростей или одна единственная, защита цепи и подножка – вот, что первое отличает эти велосипеды. И расцветка: весёленькая, немного детская. Вот, дорога сменилась на менее идеальную, асфальт перемежается с грунтовой поверхностью, городской парк сменяется на среду дачи или деревни, а цель переходит от наслаждения неспешной поездкой в разряд простых универсальных желаний: из пункта А в пункт В да ещё и перевезти что-нибудь на багажнике крайне желательно. Чаще всего, это самый первый конь, который появляется при хозяйстве: доступность, универсальность, выносливость и необязательный спектр спортивно-боевого действия делают его первым в деле приобщения к велосипедной любви. Знакомьтесь – французский першерон, тяжеловоз – дорожный велосипед! Он же – городской. Городской (дорожный) велосипед отличается усреднённостью и универсальностью. Есть 18-24 скоростей, широкий руль, удобное седло, но уже не круизеровское кресло, рама проще по форме, чаще — стальная, реже – алюминиевая, колёса 26 дюймов, неглубокий протектор шин, общий вес велосипеда довольно большой, но зато у передней вилки может быть амортизация, часто есть багажник. Не дорого, надёжно, сердито. Если вы живёте в сельской местности или планируете свою лошадку пасти именно на бездорожье, асфальт настолько фрагментарен, что вполне определённо вписывается в это самое бездорожье, то лучше сразу купить вездепроходимую коняшку, например, киргизскую породу горских лошадей. Это горный велосипед. Горный велосипед мал ростом, чаще тяжёлый и устойчивый, имеет ярко выраженный протектор на шинах, обод 26 дюймов, разнообразие скоростей 21-28, дисковые или ободные тормоза, качественную амортизацию передней вилки, иногда и задней (двухподвес), большой широкий руль, рама может быть стальная или алюминиевая, багажники в комплектацию горных никогда не входят. Если вы видите по всем описаниям горный велосипед, а на нём багажник, значит, это маскирующийся городской. В зависимости от конструкции рамы, горный велосипед может быть хардтейлом или двухподвесным. Последний – это полная амортизация всех конечностей. Скорее всего, если вы начинающий велосипедист, но вы решили, что на ваше бездорожье лучше всего взять велосипед горного класса, то для начала присмотритесь к семье кросс-кантри исходя из ценовой категории. Условно класс горных велосипедов делят на следующие семейства: кросс-кантри – внедорожник по грязи, МТБ (mountain trek bike) – для катания по сложной пересечённой местности, даунхилл – велосипед для скоростных спусков с гор, а также бигфуты – кросс-кантрийник на больших 29-ти дюймовых колёсах. Впрочем, принципиальная разница заключается лишь в том, что для даунхилла необходим двухподвесный велосипед, чем выше уровень, тем совершенней система торможения и амортизации. Так как я не могу рассказать про эти велосипеды ничего толком, то поэтому наш рассказ о них и ограничится пунктом «такие велосипеды в принципе бывают». Итак, продолжим. Если вы видите свою велосипедную стезю на дорогах разного назначения, от ровного асфальта до среднего бездорожья и средней пересечённой местности, а стиль езды превышает прогулочный шаг, если ваша цель – не просто доехать до магазина или подышать свежим воздухом, но есть намерение развивать свои велосипедные качества, то советую присмотреться к лошади для кавалеристов. Это настоящий военный конь, порода, не боящаяся лязга мечей и доспехов, которую не пугают гул и смятенье… в смысле, кавалерийский конь – это гибридный велосипед, или, как его ещё называют, туристический. Гибрид обладает более высокой посадкой, чем горный, у него большие колёса – 28 дюймов, но узкие – 35 мм, протектор маловыраженный, количество скоростей такое же, от 21 до 28, руль широкий, как у горного, рама чаще всего облегчённая – алюминиевая, но встречается и стальная, бывает крутая – карбоновая. Также у гибридов часто делают дамский вариант рамы, что выгодно для желающих проехаться в юбке. Слышу вопрос «а почему это называется гибридом?» — потому, что гибрид это класс, соединяющий в себе достоинства горного и шоссейного велосипедов (про шоссейники – ниже). Отмечу, что часто гибридные велосипеды объединяют в один класс с городскими, но разница между ними всё же существенная: такая же, как между конём, прошедшим военную подготовку, и конём, который кроме плуга и телеги за собой больше ничего не тянул. Едем дальше! Вы себя чувствуете уверенно и имеете большой опыт педалирования, всё, что было написано выше, не вызывает ни тени вопроса, а цель велосипедных поездок – рекорды скорости на ровных дорогах, то ваш железный конь – арабский скакун! Лёгкий, изящный, целеустремлённый, он просто создан для полётов, арабский конь – шоссейный велосипед! Шоссейный байк – антипод горного: узкие колёса 25 мм с диаметром 28 дюймов, наилегчайшая рама, высокая спортивная посадка, но при этом для наименьшего аэродинамического сопротивления вместо руля у него специфические рога, так что спина спортсмена почти параллельна земле, а то и плечи вообще ниже попца едут. Количество скоростей у шоссейных велосипедов обычно маленькое, потому что он принципиально не рассчитан на бездорожье, а у некоторых моделей система шестерней устроена так, что накатом (по инерции то бишь) ехать нельзя, и необходимо постоянно вращать кривошипы. Между гибридами и шоссейными велосипедами есть ещё класс циклокроссовых велосипедов, про которые сложно лично мне сказать что-то определённое, чем они бы существенно отличались от шоссейных. Поговорив о лошадях, мы как-то совсем ушли в сторону от разных горных козликов. Да, горные барашки да джигитские породы тоже существуют в мире велосипедов, их три класса, а направленность чрезвычайно узка: это экстремальные байки для спортивных прыжков и велотрюков. Назовём и их: Street, BMX и Freeride XT. Эти велосипеды отличаются и формой рамы, и спецификой скоростей, и колёсами, и амортизацией, и формой посадки – всё для того, чтобы попрыгать и покрутиться. Из вышеперечисленных классов данные семьи ближе всего к горным велосипедам. На этом пункте о велосипедах мы передохнём 🙂 В следующих наших разговорах о лошадях мы коснёмся тем детских велосипедов, аксессуаров, ухода за лошадками и др. Покорно благодарю вас за внимание, надеюсь, что вышеизложенное повестование для вас было интересным и познавательным! Для статьи использованы фотографии с сайта веломагазина http://veloreal.ru/