Очередь в супермаркете. Выкладываю свои чипсы и мороженое на кассу, и вдруг позади раздается восклицание: «Как хорошо кушает молодежь! И за это мы воевали?». Поворачиваюсь и вижу пенсионерку, которой никогда бы не дала те 84 года, которые, как оказалось, имеются у нее в активе. Она замечает мой взгляд и кивком головы указывает на соседнюю кассу, действительно заваленную продуктами, – так обычно бывает в «Ашане», а не в «Перекрестке» или «Пятерочке». Молодая семья возится с грудой покупок; я машинально расплачиваюсь, наезжаю дяденьке на ногу, наспех сгребаю свои мороженые и слушаю, слушаю…

Она коренная москвичка; дорожит квартирой, которую получил еще ее отец как участник боевых действий. Ее семья потеряла на войне две ветви. Ее сестра работала на противотанковой обороне, перегораживая дорогу ежами. Сама моя собеседница тоже помогала по мере сил: на ее долю выпало противостоять налетам на Москву, сбрасывая с крыш «зажигалки». Она вспоминает, какой страх испытывали люди, когда над ними пролетали самолеты, и лицо ее мокро от слез: «У нас глаза сами плачут, какой это был ужас…» Говорит, что немцы были уже одной ногой в городе, но положение спасли сибиряки, отбросившие врага за поразительно короткое время, едва ли не за десятки минут. В ее голосе я слышу благодарность этим ребятам – благодарность, не имеющую срока давности. Слышу и боль: боль за ее поколение, которому досталась такая тяжелая участь; боль за то, что им порой кажется, что они проливали кровь напрасно – она с возмущением говорит о сытой беззаботной жизни молодых, о плясках на амвоне; с состраданием – о невозможности повлиять на это, о пяти инфарктах Патриарха. Мимоходом озвучивает свое желание, чтобы праздник поскорее закончился. На мое удивленное «почему» отвечает, что для людей 9-ое мая – праздник, а для ветеранов – поминки. Впрочем, оптимизма она не теряет и даже в обруганной ею молодежи видит свет: считает, что, если обстоятельства прижмут, то и мы сможем выправиться; люди с совестью, мол, всегда были, есть и будут. Оставив военную тему, говорит и о своем здоровье, о тяготах старости, удивляясь своему возрасту; рассуждает о политике и о потоке гастарбайтеров; рассказывает о своей внучке, о ее муже и о красивом мальчишке-правнуке…

Мы расходимся в разные стороны, не попрощавшись. Я смотрю по сторонам: вокруг пестрят ордена ветеранов (по правде я видела всего двоих, но в глазах до сих пор блестит их золото), и тянет расспросить каждого обо всех нашивках и медалях на груди. Хочется объять необъятное, уходящее с каждым годом все дальше и дальше – тем дальше, что педагоги говорят, будто для современных школьников Великая Отечественная война уже абстракция.

Хорошо, что для меня она имеет конкретные зацепки: ордена дедушек и прадеда, в том числе тяжеленькая медаль с надписью «Битва на Курской дуге» – одноименная станция метро пахнет для меня дедушкиными сигаретами, металлом и порохом (металлом от награды, а порохом воображаемым, но разве это так важно?). Есть и другие зацепки – письма и фотографии этих глобальных лет, в том числе и карточка прадедушки с товарищами в Берлине, на камнях мостовой, каких в Москве не увидишь. Еще один связующий элемент – папин сбор и анализ информации об участи прадеда, погибшего в госпитале от ран. Рассказы бабушки о сороковых годах в деревне, о том, как отец воевал, дома было нечего есть, а они вдвоем с братиком брели по темной улице…

Памятник в нашем районе с капсулой, которую можно будет вскрыть в столетие Победы…

Традиционные визиты ветеранов в школы, их воспоминания о том, кто за какой партой сидел… и кто в каком сражении пал… Гранитные доски у школьного крыльца с именами погибших учеников… И караул у Кремлевской стены. Но ведь наступит миг, когда эта непрочная ниточка прервется, истает, растворится в круговороте жизни. В общем-то таков естественный ход вещей, но отчего так саднит душу, когда думаешь об этом?

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

новые старые популярные

Что-то не очень понятна логика: раз те, кто воевал жили плохо, бедно и трудно, то их потомкам жить лучше тоже нельзя? А за что воевали тогда? За Сталина, пайку хлеба и дефицит всего, чего только можно?

Mary Nightingale

По-моему, тоже…наоборот, порадоваться надо…

Вера Шарапова

Думаю, старушку расстроило не то, что кто-то хорошо живет, а в том, что она, наверное, не видит у молодежи других интересов, кроме потребления. И ей, понятно, это не нравится — ведь воевали не только за сытость, а за жизнь вообще… Конечно, потребление — не единственная цель нынешней молодежи, все на самом деле гораздо лучше, чем может показаться с первого взгляда. Но у старшего поколения кроме этого "первого взгляда" никаких других источников информации нет. Ведь бросается в глаза то, что на поверхности, что призвано бросаться в глаза — т.е., реклама и какие-то самые простые, даже "пошлые" фильмы. По этим "образцам" и… Читать далее »

Вера Шарапова

Естественно, старшему поколению становится обидно, что воевали они за высокие идеалы, а внуки, получается как бы, выбрали рекламу и сериалы. Тут надо либо объяснять, рассказывать о конкретных примерах, либо просто относиться с терпением и пониманием: делают замечания, пусть даже чересчур строгие — имеют право.

Katarina

Логика в том, что надо не забывать о своих стариках, у которых было тяжелое военное детство. А у нас сплошь и рядом одинокие, голодные, нищие старики…

Mary Nightingale

Ну, тут старушка вроде бы не одинока и не брошена…

Ну, у моей бабушки было тяжелое военное детство. Нищета, эвакуация, что такое сахар она лет до 5 не знала вообще. Но она никогда никого не попрекала тем, что "сыто живут". И прабабушка тоже.

Annuta

Знаете, что удивительно — те, кто реально воевал, никогда никого ничем не попрекали и не жаловались…моей бабуле тоже почти 84, но она рада за нас, она, как и эта бабуля, не воевала, трудилась в тылу, рада, что едим досыта, что можно спокойно ходить в церковь, все в достатке, а тут какая-то озлобленная бабулька….конечно, есть наша вина в безразличии, в отсутствии памяти, но действительно — за что тогда воевали? Озлобленность часто не зависит не от обстоятельств жизни, ни от условий, как много тех, кто жалуется, а люди более достойные часто молча тянут лямку…какое-то странное впечатление оставила статья….

Darya Privalova

Интересная рядоположность: сытая жизнь, пляски на амвоне и 5 инфарктов Патриарха. Интересная еще и тем, что, к сожалению, имеет право быть логичной в условиях российской реальности.

А мне статья понравилась. И никая бабуля не злая. И все правда — современная молодежь живет ради еды и удовольствий. Бабушка моего мужа (90 лет) каждое 9-е Мая, когда мы ее поздравляем с Победой, плачет и желает нам, чтоб мы никогда не пережили то, что пережило ее поколение. И действительно, сейчас человеческие ценности заменены блестящими обертками в магазине. Марии Тасаловой: у вас бабушка и дедушка есть? Они воевали? Ваши вопросы вызывают минимум — удивление. Вопросы от поколения, которое вообще не знает что такое война, и что такое нечего кушать. Вы не застали ни Советского Союза, ни пионеров. О чем вы… Читать далее »

Mary Nightingale

Не нашла в сообщении Марии ничего, что было бы оскорбительно для памяти погибших. А вот в Вашем — увидела обобщения, которые могут быть оскорбительны для современной молодежи. Я со студентами работаю, уверяю Вас, не такие уж они и монстры.

Если что — моя бабушка по маминой линии и дедушка по отцовской — ветераны войны, у дедушки два ордена Славы (воевал под Мясным Бором, там вообще мало кто выжил), у бабушки тоже ордена и медали, Победу встретила в Австрии. И я ими горжусь, Царствие им Небесное!

Annuta

Галина, вот именно что за жизнь, за что им низкий поклон, но не за то, чтобы попрекнуть нас этим. И далеко не все живут ради еды и удовольствий, что за обобщения вообще?

Галине: у меня есть бабушка 1941 год рождения и прабабушка, которая родилась в 1921 году. И не воевала только по объективным причинам, трудилась в тылу. И прадедушка, который всю войну проработал на заводе, для Победы. Мои два прапрадеда, которые с радостью пошли бы на фронт, но вот незадача — оба сидели по 58 статье в это время. Чего я не знаю? Ни от бабушки, ни от прабабушки я никогда не слышала ворчливых тирад по поводу того, что некая мифическая молодежь "слишком хорошо живет". Может это было потому, что в семье не было коммунистов и идеи, что все должны исключительно вкалывать… Читать далее »

gerry

Вот это да! Такая вроде простая зарисовка "с натуры", а столько споров. О чем, собственно? если человек пережил войну, это не значит автоматически, что он свободен от слабостей, умен и благороден. Ну, сказала бабушка неаккуратную фразу (мне она не понравилась — к чему это заглядывание в чужую тарелку?). Ну, на соседней кассе много продуктов. Ну, ворчит она на молодняк (а кто, собственно, его воспитывал?). И? При чем тут неуважение к ветеранам? При чем тут бездуховность молодежи? Допросы о семье, упреки? Обобщения странные. Коммент Марии мне кажется уместным, никого она не оскорбила. Просто такие беглые зарисовки и не должны непременно содержать… Читать далее »

Mary Nightingale

Кстати, в годы своей юности, с учетом тогдашней идеологической ситуации, эта старушка вряд ли бы восприняла пляски на амвоне как что-то ужасное, да и по поводу инфарктов Патриарха вряд ли бы сокрушалась((

О! Дорогие матроны! Никто никого не оскорблял, все белые и пушистые. "Не мы не такие, время сейчас такое". Как все узнаваемо… Я не говорю, что нынешнее поколение плохое, я говорю что сегодняшнее поколение не имеет понятия о том, о чем пытается высказываться. В частности о ветеранах ВОВ и за что они воевали. Цитирую Мариин коммент: "Что-то не очень понятна логика: раз те, кто воевал жили плохо, бедно и трудно, то их потомкам жить лучше тоже нельзя? А за что воевали тогда? За Сталина, пайку хлеба и дефицит всего, чего только можно?" Вот на фразу "А за что воевали тогда? За… Читать далее »

Похожие статьи