От редакции: опубликованное на прошлой неделе интервью протоиерея Андрея Лоргуса «Нужно ли женщине возглавлять семью» вызвало очень много откликов участниц нашего клуба. Сегодня отец Андрей отвечает на критику Лилии Малаховой и заданные в комментариях вопросы. Дорогие женщины! Прежде всего, нужен ли нам конструктивный диалог? Мы ищем выход из создавшегося положения или враждуем? Мы, мужчины и женщины, враги или партнеры? Если враги, то продолжим обвинения друг друга. Продолжим упрекать друг друга в исторических, национальных и культурных ошибках в отношениях. Если партнеры, будем искать выход. А выход всегда в диалоге, в поиске, в созидании нового. Если вы, женщины, ищете вместе с нами, мужчинами новых возможностей строить наши отношения, семьи и супружества, на основе Божьего замысла о человеке, на основе любви, на основе личностного богоподобия, тогда нам по пути! Если нет – тогда это письмо не для вас. Я пишу для тех женщин и мужчин, которым нехорошо от того, что вынужденно, исторически и идеологически, они живут в искаженной природе, в искаженных личностных отношениях и установках, и в искаженных семейных отношениях. Я пишу для вас, в надежде на разговор по существу и по любви. Без любви дело о мужчинах и женщинах не решить. Патриархальность Много раз уже приходилось говорить о том, что патриархальность совершенно ушла в историю и не вернется. Не вернется тот уклад в жизни христианской цивилизации, который отпечатался в истории христианской культуры и русского православия, в частности. В этом смысле с Л. Малаховой можно согласиться. Но мы принуждены будем обращаться к патриархальности вот почему: патриархальность, и, в частности, средневековье, было таким религиозным и историко-культурным периодом в жизни земли ( а кое-где и остается), которое, с антропологической точки зрения, наиболее полным образом соответствовало природе человека. Замечу, это не было идеальное время для семьи (нашего предмета), идеализировать его невозможно. Но никогда более, семья не имела наибольшего успеха в образе жизни человека, как именно в средневековом укладе. Следствием этого были: устойчивость семейных отношений, многодетность (которой сейчас так добиваются некоторые пастыри), культ «прекрасной дамы», куртуазность, романтика и проч. С падением средневековья, с наступлением Нового времени на смену семьи пришли «свободные отношения», на смену многодетности – 1-2 ребенка, на смену куртуазности – война полов, на смену романтики – цинизм, на смену «прекрасной дамы» — «Никита» или «Coolgirl». Иными словами, несмотря на имевшееся в патриархальном укладе унижения, насилие и проч., это был такой уклад жизни, в котором нам лучше всего, нагляднее, видны семейные роли, образы семейных отношений и структура семьи. Чтобы понять, что происходит с нами, нам важно заглянуть в средневековье. Патриархальность нам важна и другим: это был уклад жизни, максимально воплотивший в себе Библейское учение о семье и браке. По крайней мере, христиане были в этом убеждены. Далеко не во всем это удалось реализовать, но никогда более, это не было целью христианского общества. В патриархальности нам важно именно следование Божьему замыслу. Адам и Ева не устаревшие персонажи истории, а образы подлинности человека. Патриархальность не отжила свое, она во все века будет – основой семейной правды. А вот как её воплотить сейчас, не знает никто. Неужели и вы, дорогие женщины, не признаете , что никто не знает сейчас как нам жить в семье дальше? Как вывести из кризиса семейные отношения? Если вы признаете этот факт, тогда прочитайте дальше моё письмо, если нет, тогда закройте на этой странице. Если мы признаем кризис семьи, а значит и наших отношений, тогда мы с необходимостью должны признать тот простой вывод, который отсюда следует – мы, и мужчины и женщины, должны меняться. Мы должны изменить себя так, чтобы, насколько это, возможно, исцелить и исправить искажение своей природы и своей свободы. А если это так, то слова «Начинать перемены, если начинать, то надо с мужчин» — не пригодны. Начинать перемены надо с себя –это закон духовной жизни, это же и закон в психологии. Божья правда Правда о мужчинах и женщинах состоит в нескольких простых убеждениях. 1. Мы, мужчины и женщины, созданы такими, и другими быть не можем. Это константа. Нет, и не может быть среднего пола. Нет, и не может быть третьего пола. Нет, и не может быть выбора и смены пола. Уклонения от такого отношения к себе и другим – уклонения от Божьей правды. 2. Мы, мужчины и женщины разные. У нас разная природа, разная не в онтологическом смысле, а в качественном. Мы все от Адама, но мы разные. Мы всегда будем разные, хотим мы этого или нет. Нет общечеловеческих качеств, нет общечеловеческих ролей, отношений и проч. Есть мужские характеры, качества, отношения, свойства, выборы и проч. И есть женские свойства и качества. Женщина может быть только женщиной, а мужчина только мужчиной. Как только происходит наоборот, начинаются искажения, болезни, несчастья, проблемы и беды. 3. Отношения мужчин и женщин, в которых мы вырастаем и в которые мы вступаем, могут быть более или менее близки Божьей правде. Это законы библейской антропологии. Их нельзя нарушать, а кто нарушает, подвергается неизбежным искажением и успешен и счастлив быть не может. Не может быть счастлива женщина, взявшая на себя мужскую роль. Не может быть счастлив мужчина, уклонившийся от своей мужской роли. Задача наша – искать Божьей правды о себе, антропологической подлинности, искать подлинных отношений, исполняющих природные наши свойства. Жить в согласии, и не во вражде со своей природой. Тот образ женщины, который я прочитал в Ваших письмах, весьма далек от правды Божьей, и вам от этого больно, и вы это признаете. Если так, то следует признать, что возвращения к антропологической подлинности не избежать, если вы хотите жить по-Божьи, по-людски. Вы пишите: «Каждому историческому времени — своя модель существования общества, семьи, индивида». Увы, нет. Модель семьи одна, другой нам не дано. Если от неё отказаться – скорее всего семьи не будет. Ко мне, как священнику и психологу, слишком часто обращаются женщины (изредка и мужчины), которые не могут составить своего брака. Чаще всего, причиной неудачи является несовместимая с браком модель отношений с мужчиной ( и наоборот). Женское «одиночество» часто бывает следствием бессознательного отвращения или страха мужчин. А иногда, неоправданные ожидания и эгоцентристкие требования. В ваших письмах много жалоб на мужей, на мужчин, и это естественно. Счастливые женщины такие сайты не посещают. Но хочу вам напомнить, что вы обвиняете мужчин, которых вы выбирали. Их никто вам не навязывал. За свои выборы отвечаем мы сами. Но вот вопрос, а почему мы выбираем тех мужчин и женщин, которые потом оказываются нашими тиранами или нашим несчастьем? Нет ли в нашем выборе, ошибки, ведущей к будущему несчастью? А может дело не в том, «что все мужики тряпки или сволочи», а в том, что женщины «почему-то» таких выбирают? Уверен в одном: брак это искусство, и нужно учится этому искусству. Для этого есть христианская антропология и христианская семейная психология. Дорогие женщины, давайте искать выходы, давайте искать решения задач. Нам необходимо менять себя и окружающую нас семейную ситуацию, но не упрекать, обвинять и осуждать друг друга.