Читайте также: О супружеском единстве Мы продолжаем серию публикаций отрывков из книги греческого священника Георгия Домбарáкиса «Связи и отношения», перевод которых выполнен монахиней Екатериной специально для портала Матроны.РУ. Сегодня мы поговорим об искусственном прерывании беременности. Страшным преступлением, которое очень часто люди воспринимают со спокойным сердцем и даже равнодушно, являются аборты. В их совершении ежедневно участвуют тысячи людей в мире. Старец Паисий говорил: «Ужасный грех — аборты. Один врач вместе с медсестрой убили некогда двести пятьдесят эмбрионов! Вот здесь у меня живут котята, и мне даже их жалко. Приходили ко мне кошки и котились, и я держал котят, пока они не подрастут, семь-восемь месяцев, а потом раздавал их по монастырям и кельям». На людях, участвующих в совершении абортов, лежит зачастую тайная и нераскаянная вина, следствием которой в итоге становится множество проблем, касающихся не только тела, но и души. Нередко меланхолия и депрессия в жизни человека и особенно женщины, прервавшей свою беременность искусственно, связаны с такими случаями совершения абортов, поэтому и осознание размера незаконности этого деяния может помочь в преодолении тяжёлого психического состояния. Нехристианский взгляд на аборты «Право» женщины Некоторые женщины — обычно из феминистических организаций — защищают своё право, как они говорят, делать всё, что захотят, со своим телом. Они утверждают, что содержать своё тело в том состоянии, которое женщина считает хорошим и правильным, — это вопрос самоопределения и свободы самой женщины. Таким образом, согласно этой точке зрения, сохранить ребёнка или сделать аборт составляет абсолютно и полностью выбор женщины. Этот взгляд явно основывается на глубоком заблуждении — на отождествлении женщины и эмбриона или на мнении, что плод — это всего лишь одна из «частей» женщины. Но подобное отождествление нельзя принять, поскольку эмбрион, несмотря на то, что берёт у своей матери разные элементы для жизни, — это ДРУГОЙ человек, который находится в состоянии развития. Мама — соработница, она помогает приходу в мир нового человека. И, конечно, рождающийся младенец не является «иной формой» существования своей матери. Социальные и экономические причины Другие люди — и это довольно большая часть общества — не столько задумываются о правильности или преступности данного деяния, сколько руководствуются различными социальными и экономическими причинами. Во-первых, имеются в виду те случаи, когда юные девушки, по легкомыслию или невнимательности оказались в трагическом для них тупике, получив нежелательную преждевременную беременность. Знают ли об этом родители или нет, оказывают ли они давление на девушку, но, в любом случае, нередко аборт воспринимается как единственный выход и решение проблемы. Социальный статус и репутация девушки и её семьи должны остаться «незапятнанными»… С другой стороны, множество женщин прибегают к абортам, поскольку на них «давят», по их словам, экономические обстоятельства. Тяжёлые экономические условия, в которых они оказались, не позволяют им родить одного (или ещё одного) ребёнка. Единственным решением они считают аборт. Несмотря на то, что все эти случаи достойны сочувствия и понимания, их невозможно принять, поскольку фундаментом для них очень часто становятся неверие/маловерие или же эгоизм. Мнение окружающих и общества, страх потери возможности проводить время как хочется, а также нежелание менять свои привычки оказываются приоритетными. Воля Божия и уважение к самой жизни задвигаются на второй план. Тупик, в котором оказываются жертвы подобных ситуаций, очевиден. Чувство вины и все отрицательные последствия этого не покидают сознание и совесть, нередко являясь причинами разных патологических явлений душевного и телесного свойства, способ избавления от которых зависит от степени веры людей. Кто-то прибегает к помощи психиатра, но часто всё ещё больше запутывается, поскольку психиатр не может дать отпущение грехов. Кто-то идёт в храм, на исповедь, и там, в соответствии со степенью покаяния человека, постепенно душа его умиротворяется и приходит в равновесие. Угроза жизни и здоровью женщины Иногда беременность женщины составляет большую угрозу для её собственного здоровья или даже жизни. Здесь намеренное прерывание беременности не несёт в себе подобной нравственной и духовной нагрузки, как в предыдущих случаях. Такие аборты считаются произведёнными ради самой жизни. Просто в данных обстоятельствах выбирается жизнь матери, а не эмбриона. Тем не менее, и здесь играет значительную роль вера женщины и её семьи. Было и есть немало случаев, когда женщина выбирает опасность для своей жизни, чтобы сохранить ребёнка. И обычно такое решение и такое доверие Богу награждается спасением обоих, и матери, и новорожденного. И всё же, как было сказано, этот случай особенный, и каждая женщина решает этот вопрос сама, опираясь как на свою веру, так и на мнение членов своей семьи или на точку зрения своего лечащего врача. Отдельно хотелось бы сказать несколько слов о тех случаях, когда во время проведения генетического обследования плода становится известно о какой-либо болезни эмбриона, о его возможной неполноценности. Выбор совершения аборта в этом случае далеко не столь оправдан, как может показаться на первый взгляд. Тяжесть решения ляжет на женщину и её семью. Это может произойти как в отрицательном смысле, поскольку чувство вины будет тяготить совесть родителей нерождённого малыша, так и в положительном, ведь принятие на себя ответственности вырастить и воспитать ребёнка-инвалида может оказаться началом пути к святости для конкретной семьи. Христианское восприятие проблемы абортов Церковь считает, что аборты — это страшный грех, поскольку у человека отнимается жизнь. Не имеет никакого значения, что эмбрион в чреве матери ещё не сформировался полностью. Он человек, находящийся в стадии развития. Разве не считается ужасным преступлением убийство младенца или ребёнка? Но ведь и они ещё не сформировались окончательно. То же самое можно сказать и об эмбрионе: с момента зачатия у него есть все элементы его души и тела, а значит, это отдельный живой человек! С богословской точки зрения этот факт подтверждается зачатием Христа во чреве Пресвятой Девы Марии. В момент Благовещения Церковь увидела воплощение Бога как совершенного человека, полностью — телесно и душевно. С медицинской точки зрения, особенно когда стало возможным снять на видео плод в матке женщины во время совершения аборта, никто не может отрицать, что у эмбриона имеется всё, что положено человеку. Поэтому различение — не медицинское, а юридическое, согласно которому мы «имеем право» убить эмбрион до 12-ой недели его жизни, и убийство это не является уголовно наказуемым, тогда как после 12-ой недели станет таковым, поскольку эмбрион вдруг получает право на жизнь, — это разделение в медицине считается абсолютно не соответствующим действительности. Всё это, скорее, можно назвать не иначе, как «юридическими уловками. Истина одна: аборт — это убийство, причём совершается оно в самой зверской и отвратительной форме, поскольку хладнокровно и профессионально убивается самое беззащитное на свете существо: человеческий эмбрион, который находится при этом во чреве своей собственной мамы! Более того: уходит из этой жизни человек, который даже не вкусил благодати Христа через крещение. Другими словами, эмбрион теряет и ту жизнь, которая ждала его на этой земле, и жизнь в вечности! Души нерождённых младенцев Потеря вечной жизни убитыми, нерождёнными младенцами — это звучит вызывающе и крайне несправедливо. Эти малыши, ещё не придя в мир, всё потеряли! Но так ли это на самом деле? Согласно нашей вере, конечно, «верующий и крещёный спасётся». И это означает: поскольку нерождённые дети не успели родиться, для того чтобы быть крещёными и уверовать, они не могут спастись! Но эта же мысль может привести нас и к другому выводу: поскольку этим малышам не было дано даже возможности стать верующими, следовательно, они ни в чём не виноваты, а значит, их нельзя считать и ответственными. Свободное изъявление человека — принятие или отрицание веры — делает человека причастником Царствия Божия. Это означает, что мы не можем дать определённый ответ об участи душ погибших эмбрионов. Это один из тех вопросов, которые абсолютно и полностью находятся в суде Божием. Но мы абсолютно также уверены, что Бог есть Любовь! Его решение — это выражение Его заботы и попечения о нас. С некоторой осторожностью, возможно, мы могли бы сказать: души убитых во чреве детей не могут иметь отрицательной связи с Богом (то есть они не могут находиться в аду), поскольку ни в чём не согрешили. Но они не в состоянии также иметь и значительную положительную связь с Ним — ту связь, которую имеют с Богом святые, — именно потому, что не подвизались и не боролись ради исполнения воли Божией и пришли в этот мир с наследственной тяжестью прародительского греха. Что делать? Кажется, это излишний вопрос, особенно, после всего вышесказанного. Надо избегать делать аборты, что называется, всеми правдами и неправдами. Но вопрос относится больше к профилактике данного явления. Что делать, чтобы перед людьми даже не вставали подобные дилеммы? Что касается людей, у которых уже есть семья, — думается, для них самым правильным будет воспитание и развитие в себе любви к детям, не говоря уже, разумеется, о культивировании веры. Тот, кто полюбит ребёнка, как должно, то есть увидит в нём будущего причастника Царствия Божия, брата и сонаследника Христова, а также Божие «да» для продолжения жизни на земле, — мы уверены, что такой человек никогда не прибегнет к злодеянию аборта. Каждое зачатие ребёнка будет вызывать большую радость и чувство ответственности за участие в творении Божием. А молодых ребят и девушек, которые ещё не поженились и не вышли замуж, необходимо правильно информировать по поводу этого жизненно важного вопроса. Только подобное отношение может спасти мир и освободить его от морального падения и постыдности абортов!