В 2000 году Русская Православная Церковь прославила в лике святых двух Маргарит, и с тех пор в православной традиции это имя обретает самостоятельность: ведь раньше всех Маргарит должны были крестить Маринами. История этой святой неоднозначна: с одной стороны, есть множество общих мест со святыми девами-мученицами первых веков, с другой, она очень своеобразно побеждает сатану, считается в католичестве одной из 14 помощников, упоминается как одна из святых, являвшихся Жанне Д’Арк, — и при этом до сих пор ведутся споры о самой исторической достоверности ее существования. В общем, есть о чем задуматься. *** Есть несколько версий того, как проходила жизнь Марины-Маргариты до ее 14-летия, но основа одна: она была дочерью языческого жреца Эдессия из Антиохии (не сирийской, а той, которая располагалась в Малой Азии). Существует мнение, что мать умерла, так что девочка жила с кормилицей, от которой и узнала про Христа, после чего разозленный отец отказался от дочери. Дальше истории снова разнятся: по какой-то из версий родитель просто дистанцировался от Марины, но не лишал ее наследства и не проклинал, по другой — выгнал из дома с соответствующими пожеланиями вслед, по третьей — просто захотел хорошо и удачно выдать замуж, таким образом переложив все проблемы на мужа, желательно — язычника. Однако Марина, как и положено новообращенной христианской девице конца III— начала IV веков, принимает твердое решение посвятить себя Христу, замуж не выходить, сохранить девство. Переломный и судьбоносный момент наступает, когда девушка выходит на прогулку в поле, посмотреть на то, как пасутся стада овец, принадлежавшие ее отцу. В таком пасторальном образе и замечает ее проезжающий мимо епарх. Он настолько впечатлен красотой девицы, что останавливается и бежит к ней, предлагая — на выбор, в зависимости от того, знатна и свободна девушка, или является чьей-то рабыней — законный брак или выкуп у хозяина. Естественно, Марина-Маргарита отвечает, что она христианка и не желает другого жениха, кроме Христа. Слуги путешественника (ярого гонителя христиан!) хватают девицу и увозят в город, где по-прежнему пылающий страстью епарх, при всем народе, на городской площади, делает девушке предложение. Ответ девицы не просто отрицателен, он исполнен понимания, что негоже христианке связываться с мерзостью язычников, и звучит как крайне изощренное оскорбление: «Неужели я оставлю Бессмертного Жениха моего Христа, Царя Небесного и вступлю в брак с псом смердящим, мертвым душою? Никогда!». Естественно, вся благостность епарха тут же улетучивается, сменившись самой настоящей ненавистью. Для начала он велит раздеть Марину, положить на землю и бить без пощады прутьями до самых настоящих кровавых ран. Укрепляемая Христом, девушка не чувствовала боли, тогда ее подвесили к дереву и стегали трезубцами так, что отваливались куски плоти. Автор жития очень трогательно упоминает и страдания епарха, который не мог видеть, как мучают эту девицу, так что «он закрыл плащом лицо свое и отвернулся». Потом, правда, мучитель берет себя в руки и спрашивает Марину, не готова ли она теперь иначе посмотреть на такое явление как существование языческих богов, но снова получает отповедь: «Мерзкий пес! Свинья! Ты пожираешь человеческое мясо и притворяешься милосердным, будто жалеешь меня! Я сама себя не жалею ради Христа, не пощадившего Себя, но отдавшегося за меня на большие муки. Если я послушаю твоего безумного совета и пощажу свое тело, то как же увенчается моя душа в Царстве небесном?». Епарх принимает решение по принципу «с глаз долой — из сердца вон» и заключает Марину-Маргариту в глубокую и мрачную тюрьму, по выражению агиографа, «полную всяких бесовских страшилищ». Вот как звучит полное описание этого чуда, принятое в православной традиции: «Наступила ночь, а святая все не переставала молиться Богу; тогда диавол осмелился испугать мученицу мечтательным страшилищем. Внезапно потряслась темница, и показался какой-то мрачный свет, как будто от огня в дыму; затем явился диавол в виде пестрого, громадного, страшного змея. Змей ужасно свистел и, зияя огромной и жадной пастью, испускал нестерпимый смрад; потом раскрыл свою мерзкую пасть, напал на святую и схватил ее за голову, стараясь проглотить. Казалось, мученица проглочена змеем, как некогда пророк Иона китом. Однако она не отчаялась и не усомнилась, но, вперивши весь свой ум в Бога, осенила себя крестным знамением и тотчас увидела, что утроба змея рассеялась, а она сама избавилась от него и была цела и невредима; и в то же время погибло все то бесовское страшное привидение: земля разверзлась, поглотила змея, всех змей с ним и бросила их в ад; святую же мученицу осиял небесный свет». Снова оказавшись на полу темницы, Марина замечает в углу нового гостя — к ней пришел сам Вельзевул. Он говорит, что девушка только что победила его сородича Руфа, а дальше происходит то, что отличает историю Марины-Маргариты от всех житий праведных девиц начала новой эры: святая вступает с Вельзевулом в физическое единоборство и побеждает его! Совершенно случайно в углу камеры Марина находит медный молот и, одной рукой схватив сатану за рога, начинает избивать его молотком по голове. Стоит ли говорить, что Вельзевул позорно бежит. Естественно, даже при скептическом отношении к подобного рода событиям, не стоит забывать, что всё происходящее случилось в сопровождении беспрерывной и искренней молитвы Маргариты. Интересно, что прежде чем снова низвергнуться в преисподнюю, Вельзевул рассказывает святой о своих злодеяниях. Он говорит: «Я заставляю сомневаться даже святых, изменяю их рассудок, смущаю сердце, а ночью, во время сна, влагаю в них желания. Я вкладываю в их сердца горящий огонь страсти, и грех становится острым мечом, ранящим души. Я насмехаюсь над всяким человеком, погрязшим в распутстве, помрачая его ум, делаю гордым и надменным. Я стараюсь уловить в свои сети всех людей, но особенно подобных тебе — непорочных и чистых дев». Марина останавливает эти излияния с гневом и омерзением: «Умолкни, я не дам тебе лгать и говорить лишнее! Полезно было узнать о тайнах, которые ты невольно открыл мне». После этого она «растворила бездну крестным знамением, отправив Вельзевула в преисподнюю с напутствием: «Ступай в адскую бездну до страшного Суда, пока не дашь ответ за те души, которые ты погубил!»». Вскоре Марину приговаривают к смертной казни путем отрубания головы, причем ее палач по имени Малх говорит, что принимает христианство, а казнь святой его руками воспринимает как предназначение Господне. Правда, в самый последний момент мужество его оставляет, и лишь после того, как Марина говорит, что если Малх не исполнит этого предназначения, то не войдет с ней в Царствие Божие, палач отрубает ей голову, а потом сам бросается на свой меч. Частицы мощей святой Марины-Маргариты хранятся по всему свету, в России — в Троице-Сергиевой Лавре и в храме Воскресения Христова в Сокольниках. *** Логично, что именно святая Марина-Маргарита почитается как избавительница от неправедного суда и беззаконного приговора, от клеветы и наветов, от беснования и душевных болезней и, самое главное, от сатанинских нападений. Каждый волен сам выбирать как относиться к повествованию о физической победе над Вельзевулом или сатанинской «исповеди», но прибегать к этой святой за помощью полезно всякому.