16 марта 2017 года известный австрийский психотерапевт, представитель экзистенциального анализа Альфрид Лэнгле прочел лекцию в стенах Высшей школы экономики на тему: «Экзистенциальный коучинг. Как прийти к хорошей жизни на работе?». Приводим текст лекции в небольшом сокращении. Сегодня вечером мы поговорим о принципах экзистенциального коучинга. Наша лекция будет посвящена профессиональному коучингу, но вы увидите, что эти идеи можно применить и в обычной жизни, и в студенческих делах. Коучинг вошел в моду в последние 15-20 лет. И это, конечно, связано с особенностями нашего времени и теми потребностями, которые у нас возникают. Мы живем в довольно сумасшедшее время, когда очень высока скорость работы, отдыха, праздников, жизни. На наших рабочих местах мы сталкиваемся с возрастающим давлением, работа все более автоматизируется, усложняется и требует все большего профессионализма. И эта ситуация предъявляет более высокие требования к внутреннему устроению человека и структуре организации, в которой он работает. В наше время жизнь на работе дает больше возможностей, но и требует больше. С каждым десятилетием становится все сложнее найти какое-нибудь тихое место, где можно расслабиться, ничего не делать, побыть самим собой и наслаждаться жизнью. На нас постоянно льется поток информационных соблазнов, наша личная жизнь становится все более плотной и насыщенной, и то же самое происходит с работой. Нынешнее время требует от нас, чтобы мы могли что-то противопоставить этой ситуации. Нам нужно встретиться с тем, что происходит вокруг нас, и в ответ на эту ситуацию мы должны развить свое Я, свои внутренние опоры и использовать свою свободу, чтобы отвечать на эти вызовы, чтобы принимать решения, которые соответствуют нам. Нам нужно больше персонально присутствовать в жизни, потому что давление на работе и соблазны в частной жизни ввиду своей неотступности и автоматизма постоянно уводят нас от самих себя. На мой взгляд, это является одной из самых серьезных опасностей нашей цивилизации. Для человека очень естественно следовать одновременно за несколькими возможностями и поддаваться давлению извне. Если мы сидим в кафе и видим экран, на котором что-то происходит, то он постоянно привлекает наше внимание. С точки зрения эволюции, для человека естественно смотреть туда, где есть цвет и движение. И мне приходится прилагать усилие, чтобы отвлечься от всего этого и сосредоточиться на своем партнере. Но ускользающее внимание создает между нами неловкость и неестественную атмосферу. Таким образом, изменение социальной ситуации требует от нас найти свой ответ, найти себя в этом богатстве возможностей, чтобы следовать своим путем. В том числе сквозь давление, которое мы встречаем на работе. *** Давление на работе всегда связано с какой-то ценностью. Либо вы получаете хорошую зарплату, и тогда вам становится трудно сказать работе «нет», а, может быть, вы вынуждены работать, чтобы зарабатывать какой-то минимум для обеспечения выживания. С работой в наше время происходит еще кое-что. Большая часть нашей нынешней работы автоматизирована, мы имеем дело с машинами и компьютерами, и этот вид работы более абстрактен. Он принципиально отличается от крестьянской работы в поле, где люди работали в течение тысячелетий. В чем разница? Физическая работа помогает человеку удерживать себя в некотором единстве. Когда я работаю, я чувствую запахи, испытываю ощущения, потею и к вечеру устаю. При абстрактной работе я живу как бы не полностью. Я присутствую в ней головой — а что в это время происходит с моими чувствами и ощущениями? Абстрактная работа привносит некоторое разделение в нашу жизнь. И чтобы дать что-то дать нашим чувствам, мы после работы занимаемся спортом, или встречаемся с друзьями, или слушаем музыку. Все это составляет некоторый фон нашей жизни. Мы должны встречать ситуацию, которая давит на нас, соблазняет нас, и привносить в нее себя. Это не значит, что нам всем нужна психотерапия. Однако некоторым людям, которые находятся в ситуации особого стресса, например, несут большую ответственность на работе, управляют на высоких должностях, нужно определенное сопровождение. Нужен человек, вместе с которым можно посмотреть на текущую рабочую ситуацию, который мог бы дать им некоторое направление. Нужен партнер по диалогу, с которым можно поговорить о вещах, о которых они не могут поговорить у себя на работе. Многие люди находятся под таким сильным давлением, что не могут отвлечься и посмотреть на ситуацию со стороны. Так постепенно появилось направление, которое мы и можем назвать коучингом. *** Сначала я хотел бы поговорить о том, что такое коучинг вообще, а затем обратиться к экзистенциальному коучингу. Слово «коучинг» происходит от английского coach. Этим словом обозначали кучера, который управлял повозкой, направлял ее. Самое раннее упоминание термина относится к 1875 году, он применялся к работе со студентами и в спорте, в первую очередь, в боксе. Тренеры наблюдали, как действуют спортсмены, и давали советы, как те могут улучшить свои спортивные показатели. Отчасти это супервизия, отчасти помощь, отчасти консультирование. В Северной Америке, начиная с 30-40-х годов, коучинг постепенно перешел в сферу работы. Руководители начали приглашать людей с большим опытом работы, для того чтобы они проанализировали, что происходит в организации, и дали свои рекомендации по развитию. Так возникла новая профессия. Что же такое коучинг в наши дни? Это особая форма консультирования, связанного с определенной темой, с которой мы сталкиваемся на работе. Это не консультирование по общим социальным вопросам, как, например, семейное консультирование или консультирование по вопросам брака. Хотя в последнее десятилетие коучинг стал распространяться и на эти области, и в Северной, и в Южной Америке, а также в части Европы вы можете увидеть, как термин «коучинг» расширяется и включает в себя все новые и новые области, которые изначально не были предметом коучинга (так называемый «лайф-коучинг», коучинг пар и т.д.). Методы, которые используются в коучинге, — это методы консультирования. Задача консультирования состоит в том, чтобы прояснить проблемы и дать инструменты, с которыми можно работать самому. Люди в коучинге не страдают от психопатологий, депрессий, панических атак или зависимостей. Но им нужен посторонний взгляд на ситуацию, чтобы они могли дальше двигаться самостоятельно. Клиент коуча, так же как и клиент консультанта, остается один на один с ситуацией, он сам с ней работает, он «стоит на своих собственных ногах». В этом отличие от психотерапии. В случае психотерапии пациентам нужно более близкое сопровождение, потому что у них есть внутренние проблемы, которые сдерживают их и не дают им возможности жить так, как они бы хотели. В экзистенциальном направлении мы понимаем психопатологию как определенные формы переживания или поведения, которые не соответствуют тому, что человек хочет сделать. Если у человека генерализованное тревожное расстройство, он не может сделать многие вещи, которые хотел бы. Постоянное ощущение тревоги мешает пойти в магазин, поговорить о проблеме со своим партнером или сходить в кино. В принципе он и она очень хочет это сделать, но чувствует внутри сопротивление этому. Психотерапия предназначена для работы с психическими расстройствами. Консультирование и коучинг — для здоровых людей. Есть много видов коучинга: бизнес-коучинг, лидерский коучинг, коучинг конфликтов и т.д. Здесь мы будем говорить об одном виде коучинга. Это коучинг работы. В чем задача коучинга на работе? Его задача — оптимизировать рабочие дела, чтобы человек был более эффективным, успешным, испытывал меньше фрустрации, стресса, чтобы у него было меньше конфликтов. И отдельная большая задача — предотвращение выгорания человека. Коучинг на работе находится между двумя противоположностями, которые постоянно сталкиваются друг с другом. Он может располагаться ближе к полюсу психологии, и тогда мы больше смотрим на психику человека и его внутренние процессы. Если человек страдает от тревожности, то вопрос в том, как мы можем помочь ему снизить тревожность перед публичным выступлением. Или мы можем работать с руководителем отдела персонала, который не может справиться с конфликтным человеком в компании. Но коучинг может размещаться и на полюсе организации и сосредоточиваться на вопросах тайм-менеджмента, эффективного использования времени, управления проектами, лидерства. Тогда мы больше смотрим на ситуацию с внешней стороны. Посередине находится работа с навыками. Лайф-коучинг занимается другой темой, он сосредоточен на жизни клиента, ее планах. Например, если человек только окончил бизнес-школу, то коуч может работать с ним над вопросом, в какую организацию пойти, на какую должность и т.д. *** Сосредоточимся сейчас на том, чтобы соединить коучинг работы с экзистенциальным коучингом. В чем суть экзистенциального коучинга? Особенность экзистенциального коучинга в том, что он сосредоточен на человеке, на личности. Мы основываемся на возможностях и способностях человека и от этого отталкиваемся. Альфрид Лэнгле Экзистенциальный коучинг принципиально открыт к разным подходам: в центре его внимания человек, но инструменты работы могут быть взяты из разных психологических подходов — гештальт-терапии, психодрамы и т.п. Экзистенциальный коучинг опирается на теорию четырех фундаментальных мотиваций, сформулированную в экзистенциальном анализе, и первым его результатом является то, что человек приходит к пониманию того, что он или она реально может. Это означает осознание тех возможностей и ограничений, которые лежать в мире и перед ним самим. Второе: что человеку нравится делать, какие у него интересы и ценности. Третий результат — чтобы человек был нацелен делать то, что соответствует ему, его внутренней сущности, его суждениям, религии, представлении о совести. И тогда человек чувствует, что имеет право, что это действие оправдано. И четвертое — что человек видит смысл в том, что он делает. Если какое-то из этих 4 условий исполненной экзистенции не реализуется к концу коучинговой сессии, то нельзя сказать, что результат коучинга хороший, что он позволит человеку вести полноценную исполненную жизнь. С экзистенциальной точки зрения, этого будет недостаточно, чтобы полноценно жить. Клиент коуча хочет того, что даст ему исполненность. И в экзистенциальном коучинге мы прорабатываем ситуацию, опираясь на процессуальную модель экзистенциального анализа — так называемый персональный экзистенциальный анализ. Этот метод позволяет человеку принять ситуацию и привнести в нее себя, для того чтобы найти ответ на тот вопрос, который перед ним стоит. А теперь давайте посмотрим на те трудности, от которых страдают люди в современную эпоху, и как с ними можно справиться. Люди, которые приходят к коучу, чего-то хотят. Что им нужно? Чаще всего проблемой является стресс. Но у этого стресса могут быть разные причины. И для того чтобы понять эти причины и структурировать их, мы можем вновь использовать структурную модель 4 фундаментальных мотиваций. 1)Стресс может быть связан с тем, что ситуация, в которой человек находится, слишком многого от него требует, слишком сильно на него давит, несет слишком много проблем. Давление на работе, очень большой объем дел, необходимость работать очень продуктивно, постоянное соревнование с другими. И это создает чувство: я постоянно должен что-то делать, причем делать лучше и быстрее, но я не знаю, как это делать. Это ситуация избыточных требований. В результате человек испытывает стресс. 2)Причина стресса может быть в другом измерении экзистенции, не столь практическом измерении реальности. Например, человек говорит: я выполняю эту работу, но я не чувствую в ней радости, она такая скучная. Она, конечно, хорошо оплачивается, но это и проблема. Ведь сама эта работа такая скучная или бессмысленная, или атмосфера на рабочем месте такая холодная. Или проблема с отношениями на работе — люди меня не любят и не принимают. Или ритм совершенно сумасшедший, он не соответствует мне, я задыхаюсь, мне постоянно не хватает времени. И я не могу по-настоящему установить отношения с тем, что я делаю. Или, например, весь процесс работы нацелен только на деньги, на конкретные результаты. И я чувствую, что на этой работе человек не ценится, люди — это всего лишь капитал, который используется. И в этой ситуации очень сложно полюбить то, что ты делаешь. 3)Или стресс может быть связан с третьим измерением экзистенции. Когда мы чувствуем, что на работе можем только функционировать, как машины. Это может быть не только на работе, но и в семье. И если человек работает как робот, как машина, он испытывает отчуждение. Или проблемой в этом измерении является нехватка селф-менеджмента, умения управлять собой: я не знаю, как управлять собой, я болтаюсь, как флаг на ветру — куда ветер подует, туда и развернусь. Или стресс может быть связан с ожиданиями — люди ожидают от меня слишком много, или я слишком многого ожидаю от них. Например, я ожидаю, что не должен никогда совершать никаких ошибок, должен всегда быть лучшим во всем. Или начальник ожидает от меня, что результат моей работы должен быть гораздо лучше, и тогда я начинаю работать как машина. Или моя свобода и мои решения не имеют никакого значения на работе. Никто никогда не спрашивает моего мнения: как я вижу ситуацию и что стоило бы сделать. Например, меня отправляют в другой отдел и не спрашивают, хочу ли я этого. И в этой ситуации мы начинаем задаваться вопросом: а кто я вообще такой? Я как будто никто, потому что не имею возможности делать то, что я хочу, что мне действительно нравится и соответствует мне. 4)И, наконец, стресс может быть связан с четвертым измерением экзистенции. Очень многие люди говорят: то, чем я занят, бессмысленно. Я чувствую фрустрацию, гнев по отношению к этой работе, я разочарован в ней. Это может быть связано с тем, что работа избыточно фиксирована на целях. Практически все компании ориентируются на цели. Вот то, чего надо достичь в этом году, и если мы не достигнем, то кого-нибудь уволим. А если ты достигнешь этой цели, то получишь большую зарплату или бонус. И тогда человек начинает давить на сотрудников, относясь к ним как к рабам. За этим поведением стоит эгоистическая цель получить деньги. Очень часто у человека нет внутреннего убеждения, что то, что мы делаем, действительно осмысленно и нужно. И тогда он и работающие рядом с ним испытывают утрату смысла. Даже тот, кто потом получит миллион, все равно не чувствует смысла, потому что это всего лишь цель, но не настоящий смысл. Четвертое измерение экзистенции связано с ситуациями, когда людьми злоупотребляют, или они переживают чувство бессмысленности происходящего. Часто стресс может быть связан с неверной философией и идеологией жизни. Что такое стресс или, вернее, дистресс? Дистресс — это ситуация несоответствия требований и возможностей. Это ситуация, когда от меня требуется больше, чем я реально могу сделать. Если я чувствую, что я могу справиться с задачей, то это хороший стресс — я тогда испытываю удовольствие, потому что это вызов, где я могу показать свои возможности. Но если я чувствую, что меня заставляют сделать больше, чем я могу, то я испытываю дистресс. Мы так сильно пытаемся соревноваться, делать больше и лучше, что истощаем себя. Если работы больше, чем времени на нее, я испытываю стресс. Если проблем больше, чем решений — я испытываю стресс. Стресс — это всегда ощущение «слишком много». У такого рода ситуаций есть определенные последствия. Они стимулируют нас, и мы чувствуем побуждение отдать по максимуму все, что мы можем, вложить всю энергию. И в какой-то момент отказываемся от всего, потому что мы видим, что это невозможно. Ситуации избыточных требований давят на нас. В результате это давление может отодвинуть нас от самих себя. И тогда мы начинаем делать вещи, на которые у нас нет внутреннего согласия. Внутреннее согласие — это очень важный фактор. Когда оно есть, мы не испытываем стресс. Если мы испытываем стресс — значит, где-то не хватает внутреннего согласия. Внутреннее согласие — ключевое понятие, и экзистенциальный коучинг все время с ним работает. Наличие внутреннего согласия — это мое внутреннее «да» в отношении того, что я могу, мне нравится и мне соответствует. Если у меня действительно есть это внутреннее согласие, если я действительно его переживаю, то тогда я полностью присутствую в ситуации. Я вхожу в контакт со своими чувствами. Внутреннее согласие включает все 4 фундаментальные мотивации. И основной фокус в экзистенциальном коучинге сосредоточен на том, чтобы понять, есть ли внутреннее согласие в том, что делает человек. *** Я опишу 5 основных аспектов экзистенциального коучинга. 1) Первый аспект — следите за внутренним согласием, ищите его везде. Внутреннее согласие предотвращает стресс, все негативные последствия стресса — такие, как отчуждение от себя, выгорание, агрессия, копинговые реакции. Но иногда трудно прийти к внутреннему согласию. Когда у нас есть внутреннее согласие, что в нас возникает? В этом случае по вечерам мы все равно устаем, но мы не истощены, мы чувствуем полноту и исполненность: это был хороший день. Может, он был тяжелым и затратным, но я рад тому, что я сделал. Конечно, может, можно было сделать больше и даже нужно, но я сделал столько, сколько мог, и я могу принять свои ограничения и при этом наслаждаться ценностью того, что я сделал. И это то, как люди могут жить и должны жить. Мы не какие-нибудь титаны или боги, мы очень ограниченные существа. Но внутри наших ограничений — очень много разных возможностей и шансов. Мы не можем получить сразу все, мы всегда получаем только немного, но этого должно быть достаточно. Итак первый инструмент экзистенциального коучинга — это работа с внутренним согласием. 4 остальных инструмента связаны с 4 фундаментальными мотивациями. 2) Первая фундаментальная мотивация — увидьте свои возможности. Мы сосредоточены на возможностях. Что это означает? Возможности — это то, что может произойти, они относятся к реальности, к тому, что может произойти. Они опираются на ту данность, с которой мы сталкиваемся: где здесь пространство возможностей, где мы можем что-то сделать? Пространство возможностей также есть там, где эта данность еще не зафиксирована, где еще можно что-то изменить. В экзистенциальном коучинге мы должны находить и создавать пространство для действия, потому что это пространство свободы. Это снижает напряжение и давление. Когда передо мной есть возможности, я уже не чувствую, что меня заставляют, что на меня давят. У нас у всех есть возможность выйти из этой комнаты. Но если это просто возможность, если я не чувствую, что это обязательно то, что нужно делать. Возможности — это пространство человеческого, это то, в чем мы можем пребывать. Например, студент перед экзаменом может чувствовать, что ситуация давит: экзамен слишком скоро, а выучить надо слишком много. Но мы можем посмотреть на это под углом возможностей: что возможно в этой ситуации для тебя, что ты реально можешь? Очевидно, что ты не можешь сделать больше, чем ты можешь. Поэтому не надо паниковать, посмотри, что ты можешь. Попробуй это для себя определить и принять это. Возможностей много: ты можешь готовиться к экзамену в одиночку, по книгам, с друзьями, с преподавателем, может быть, можно найти дополнительное время, чтобы изучить предмет. Но ты не можешь сделать больше, чем ты можешь. Это то, что ты можешь сделать, а говорить, что ты должен больше, — это уже нереалистично (хотя мы часто говорим, что должны сделать больше). И нужна определенная скромность, смирение, для того чтобы принять свои возможности как то, что нам доступно здесь и сейчас. Или, например, если вы находитесь на работе в ситуации давления или буллинга (травли) — не надо фиксироваться на том, что с вами происходит. Попробуйте посмотреть, а что вы реально можете с этим сделать. Может, вы можете очень немного, но нужно попытаться, потому что это моя жизнь. Можно поговорить с начальником или людьми, которые меня травят. У нас всегда есть эти возможности. И это мой шанс в этой конкретной ситуации. А там, где я не вижу для себя возможностей, у меня возникает чувство, что это пространство больше не для меня, здесь нет для меня места. Я больше не имею отношения к этой ситуации, я должен отсюда уйти. И этот фокус на моих возможностях, на шансах, которые у меня есть, делает меня творческим, изобретательным, я начинаю действовать. Я как бы смотрю на тот путь, по которому иду, а не в пропасть, в которую могу свалиться. Если взгляд сосредоточен на пропасти, то возникает давление и страх, и я замираю. Это логично и разумно — останавливаться, когда я видишь пропасть, потому что пропасть опасна. И тогда нужно отвернуться от пропасти и посмотреть на тропинку, по которой я иду. Здесь я могу двигаться. Для этого, конечно, нужна определенная способность к самодистанцированию, дистанцированию от себя и своих тревожных чувств. И вот в этом фокусе на возможностях важным элементом является тело. Возможность — это свободное пространство. И мое тело — это мое личное пространство, в котором я пребываю в своей жизни. Мое тело дает мне самое важное, базовое ощущение присутствия здесь: я действительно здесь. Телесное движение очень важно для того, чтобы повысить осознание своих возможностей, своих шансов. Заниматься спортом, бегать и глубоко дышать — все это помогает этому. На протяжении тысячелетий йога учит нас тому, как важно дыхание. Глубокое дыхание помогает нам встать на дистанции от самих себя, создать внутреннее пространство. Когда у меня возникает внутреннее пространство, я понимаю, что такое пространство мне становится легче найти для себя и снаружи. Из этой способности создавать для себя пространство для действия, опирающееся на наше физическое бытие, возникает вторая способность — создавать для себя защиту. Например, защиту от сексуальных посягательств. У меня возникает возможность противостоять этим людям и ясно заявить о себе. Или противостоять избыточному количеству работы. Защита заключается в том, чтобы создать устойчивую структуру (to create structure). Или защита от давления со стороны начальника заключается в том, чтобы поговорить с ним. Когда мы осознаем свои шансы, свои возможности, это создает для нас защиту от давления и других стрессовых ситуаций. В коучинговых сессиях можно углублять это ощущение возможностей и находить то, что дает опору в жизненных ситуациях. Каков результат второго элемента экзистенциального коучинга? Благодаря тому, что я смотрю на свои возможности, ищу то, что я могу сделать здесь и сейчас, у меня прямо сейчас появляется больше свободы, я могу дышать, у меня достаточно пространства, чтобы находиться здесь. Или, если я не могу здесь находиться, тогда оставаться здесь не полезно для меня. Как минимум, мне нужно находить в себе достаточно сил, чтобы выносить эту ситуацию. А если сил недостаточно, то мне нужно уйти. 3) Третий элемент экзистенциального коучинга, который соответствует второй фундаментальной мотивации: дайте себе время. Что это означает? Время — это пространство в жизни. Если я принимаю решение выделить время для чего-то, я даю этому делу пространство в своей жизни. Время — это всегда время моей жизни. У нас нет другого времени, чем то, которое мы проживаем. Если представить нашу жизнь как колбасу, то каждый день мы отрезаем от нее по кусочку. Поэтому давайте себе время и делайте вещи в вашем собственном ритме. Не позволяйте ситуации сбивать вас с вашего внутреннего ритма, который для вас естественен. Не пытайтесь двигаться быстрее, чем вы чувствуете, что это соответствует вам именно в этой ситуации. У времени есть две стороны. Первая из них: время нам дано. Пока я жив, у меня есть время. Это обеспечивается только продолжительностью моей жизни. Но может случиться, что это время прошло, а ничего особенного не произошло. Мы потратили это время, потеряли его. Мы находим время, но при этом иногда мы не живем и проживаем его. Вторая сторона времени — у нас есть время, но если мы не уделяем это время, то у нас его нет. Время есть у нас только тогда, когда мы его уделяем. Конечно, у нас есть много времени, но осуществляем это время мы только тогда, когда принимаем решение относительно того, чему мы хотим это время посвятить. Уделяя время, я обращаюсь к тому, чем я занят, я расширяю себя в этом направлении, я вкладываю свое время. Если я читаю книгу, уделяю этому время, то я могу пребывать в этом, расширять себя, испытывая какие-то новые переживания. Если у меня нет времени — я бегу в Макдоналдс и проглатываю фастфуд. Уделять время еде значит радоваться тому, что ты делаешь. Если я уделяю время тому, чтобы поговорить со своим сотрудником, этот факт сам по себе говорит человеку, что он для меня достаточно ценен. Экзистенциальное правило звучит так: чему я уделяю время — для того я и живу. Или, другими словами, когда я уделяю чему-то время, тогда я по-настоящему живу. И я живу только там, где уделяю чему-то время по-настоящему. Поэтому очень важно уделять время отношениям, иначе в отношениях будет мало жизни. Уделяя время друг другу, мы живем в отношениях. Уделяя время, я раскрываю экзистенциальную важность того, что я делаю. Поэтому уделяйте время, давайте себе время. В экзистенциальном коучинге мы говорим с людьми о том, чему же они уделяют время. И действительно ли то, чему они уделяют время, это то, чего они хотят? Действительно ли то, как я использую время, — это то, как я хотел бы по-настоящему его использовать? Или я просто позволяю вещам происходить, потому что «так нужно», «я обязан это сделать»? Но тогда в том, что я делаю, я уже вижу груз. И тогда возникает экзистенциальный стресс, потому что в том, что я делаю, я отрицаю свою жизнь, я пренебрегаю ею. Если мы уделяем время, то возникает следующая способность. Уделяя время, я открываю себя отношениям, я открываюсь чувствам по отношению к тому, что я делаю. И в коучинговых сессиях мы можем идти глубже и доходить то того, что является действительно, по-настоящему ценным. Уделяя время, мы приходим к собственной жизни, жизни, которая исполнена переживаемыми нами ценностями. 4) И тогда мы приходим к четвертому элементу экзистенциального коучинга. Вы помните, что на вершине всего лежит внутреннее согласие, затем мы рассматриваем наши возможности, уделяем время тому, что для нас важно. Следующий шаг: делай то, что важно для тебя. Делай только то, что для тебя важно, что имеет для тебя какое- то значение. Следуй за своим интересом, своими убеждениями, за тем, для чего ты был рожден. Когда ты делаешь то, что для тебя важно, ты привносишь свои внутренние возможности, свой внутренний потенциал в свою работу, в свое дело. Потому что то, что важно для тебя — это тот внутренний потенциал, который ждет, что ты возьмешь и внесешь его в свою работу, в свою жизнь. Когда ты делаешь это, ты живешь, будучи верным себе. Например в ситуации, когда на нас давит экзамен — делай то, что тебе интересно. Можно спросить себя: действительно ли это важно для меня? Действительно ли я хочу это делать? Действительно ли это то, что мне важно? И если не удается найти внутренней необходимости, внутреннего согласия, то стоит бросить это дело, потому что оно не стоит того, чтобы им заниматься. Если вы страдаете от травли в коллективе, задайте себе вопрос: действительно ли то, что я делаю, важно для меня, или я остаюсь в этой организации просто потому, что я боюсь сменить работу? Или в ситуации, когда мы перегружены работой, можно спросить себя: какие здесь мои возможности? А дальше — чему я хочу здесь уделять время? Что действительно имеет для меня значение на этой работе? Я могу уменьшить рабочую перегрузку, если сосредоточусь только на том, что мне кажется внутренне важным для меня. Если что-то меня не затрагивает, оно не стоит того, чтобы им заниматься. Делай то, что тебя затрагивает, означает делай то, что действительно твое. Выбирая такие дела, я следую внутреннему резонансу, и это справедливо по отношению к себе. И тогда я стою рядом с собой, я не переступаю через себя, не жертвую собой, за исключением каких-то ситуаций. И тогда я чувствую, что то, что я делаю, настолько хорошо соотносится со мной, что я чувствую: это отражает меня. И это приводит нас к следующей способности — к способности проводить границы. Если я исхожу из себя — я испытываю уважение к себе и к другим. В некоторых коучинговых сессиях это понимание можно углублять и приходить к теме самоценности и тому, за что я ценю других. Делай то, что тебя затрагивает, — и тогда возникает реалистичная самоценность. Когда я ценю себя, я открыт к встречам с другими. 5) Наконец, пятый элемент экзистенциального коучинга — почувствуй то, что нужно. Ищи того, что нужно, требуется в этой ситуации, в который ты находишься. Это связано с экзистенциальным поворотом, как мы это называем в экзистенциальном анализе. Мы обращаемся к полю деятельности, которое перед нами и в котором мы можем находить экзистенциальной смысл текущей ситуации. Что означает экзистенциальный поворот? Это одна из основных идей логотерапии Виктора Франкла: основой поиска экзистенциального смысла, говорит Франкл, является способность немного отступить от себя, посмотреть вокруг себя, посмотреть также вовнутрь и не гнаться за какой-либо идеей или целью, которая кажется важным, а обратиться к другому измерению ситуации, к тому, что здесь и сейчас мне дано. Посмотреть вокруг себя, открыться и почувствовать запрос этой ситуации: что здесь нужно, о чем здесь идет речь? В чем фокус этой ситуации? Каково ее основное содержание? Например, если я посмотрю сейчас вокруг себя, то здесь и сейчас нужно, чтобы я постепенно завершал эту ситуацию, хотя я хотел бы говорить намного дольше (смеется). Есть то, что важно для меня, что затрагивает меня, но я должен соотносить себя с тем, что происходит, с контекстом ситуации — только тогда может произойти что-то ценное. Может быть, мне очень много нужно сделать, передо мной огромное количество работы. Но если я смотрю вокруг себя, смотрю на свою жизнь, и я вижу, что моим отношениям нужно больше времени, что там я нужен больше, чем на работе, то я иду туда, уделяю время отношениям. Другими словами, я смотрю вокруг и задаю вопрос: где я действительно нужен, где нужен именно я? На работе есть много ситуаций, где другие могут выполнить какие-то задачи не хуже меня, и тогда, может быть, стоит ее перепоручить. В ситуации конфликта с начальником можно смотреть на то, что мне нужно от него, в чем мои трудности с ним, а можно — на то, что моему начальнику нужно, чего он хочет от меня. Чувствуя запросы окружающих ситуаций, мы открываемся миру и более широкому контексту, в котором находится наша жизнь, — контексту ценностей. Можно углублять эту тему, обращаясь к ценностям, которые произойдут в будущем. Важно почувствовать себя и быть конструктивно присутствующим в наших повседневных ситуациях, с учетом наших возможностей, уделяя время важному, соотносясь с нашим собственным, — и опираясь на все это, мы выходим в мир и спрашиваем: а где мы действительно нужны? Что возникает в результате, если мы следует за этим запросом — где мы нужны? У моей жизни возникает некоторое направление, и тогда я вырастаю к некоторому более широкому контексту, чем я сам, и я могу почувствовать, что я вношу вклад во что-то большее, чем я, что-то уже не мое, но большее. И это называется смысл. Важно, чтобы мы жили не только для самих себя, но чтобы мы выходили в мир. Мы призваны преодолевать себя и выносить себя в мир, чтобы наше бытие здесь было также плодотворным для чего-то большего, например, семьи, организации или общества в целом. Очень сложно по-настоящему испытывать исполненность в своей жизни, если нет ощущения, что она для чего-то большего, что она для чего-то полезна. Я надеюсь, что эти пять принципов помогут вам лучше структурировать вашу жизнь, и если вы работаете в качестве коуча — то структурировать вашу работе в коучинге. Я бы не стал читать эту лекцию для себя, если бы она не была важна для кого-то еще, и это придает смысл тому, что я делал сегодня. Спасибо за внимание. Фото — Ян Костин