Иногда бывает довольно сложно отследить, как и почему тот или иной далекий святой первых веков и жарких стран «трансформировался» в свой нынешний образ в суровой северной Руси. Именно такая история случилась с жившей в Финикии на стыке II и III веков девочкой Акилиной. *** Святая мученица Акилина родилась на территории современного Ливана в финикийском городе Библ в христианской семье. Когда девочке было около двух лет, ее отец Евтолмий скончался, так что всё воспитание малышки легло на плечи матери. Женщина растила дочь сообразно христианским заповедям — и, как будет видно дальше, воспитала её стойкой и решительной. Император Диоклетиан назначил правителем в эти земли язычника Волусиана, известного своим жестоким нравом. Он рьяно преследовал христиан, не дела скидок ни на пол, ни на возраст. Однако и сами верующие не делали подобных скидок: среди девочек 10-14 лет прославилась своими искренними речами дочь покойного Евтолмия Акилина, которой на момент гонений было 12 лет. Девочка убеждала подруг не поклоняться бесовским идолам, а твердо хранить христианскую веру — и, естественно, слава об этих словах вышла за пределы детских комнат. Один из рабов Волусиана по имени Никодим сообщил своему господину, что в городе живет некая отроковица, которая возводит хулу на богов, именуя их ничтожными бесами, и не чтит религию отцов. Невзирая на знатность происхождения и малый возраст, Акилину схватили и доставили Волусиану. Сначала правитель пытался уговорами склонить девочку отказаться от своих убеждений, но вскоре, увидев, что его увещевания не действуют, проявил свой горячий нрав. Сначала Акилину избили, а потом подвергли жестокой пытке: ей просверлили голову через уши раскаленными железными прутьями. Как скупо говорит автор жития, «от того из ноздрей началось кровотечение», а в остальном Акилина оставалась словно невредима и продолжала молиться: «Господи мой, Иисусе Христе! Со дней детства моего руководивший меня, просветивший лучами правды Твоей тайные мысли моего сердца и утвердивший меня в брани против дьявола Твоею могущественной и непобедимой силой, Ты, открывавший верующим бездны истинной и великой премудрости, доведи до конца подвиг мой и сохрани неугасимым светильник девства моего, чтобы я вместе с мудрыми девами могла войти в Твой чистый чертог и там удостоилась воссылать Славу Тебе, Совершителю моих желаний». В какой-то момент физические страдания взяли верх над стойкостью духа, и девочка упала на землю, словно мертвая. Волусиан, справедливо рассудив, что от таких мучений Акилина умерла, велел вынести ее тело за город и бросить собакам, а сам удалился в свою опочивальню. Слуги вынесли тело святой за ворота города и бросили там, после чего удалились. В полночь прилетел ангел и, коснувшись несчастного ребенка, исцелил ее, велел встать и снова идти в город. Акилина пришла к воротам, которые открылись перед ней сами собой, а потом отправилась прямиком во дворец к Волусиану. Она беспрепятственно вошла вовнутрь и прошла прямо в спальню правителя, молча встав около его кровати. Проснувшись, Волусиан пришел в ужас, созвал слуг и, трясясь от страха, просил подтвердить, правда ли он видит перед собой убитую Акилину. Прибежавшая челядь подтвердила, что их господин не сошел с ума, они тоже видят девочку, которую все считали мертвой. Волусиан велел схватить отроковицу и ждать утра. С рассветом он вынес ей смертный приговор, попытавшись как-то объяснить происходящее и невместимое простым человеческим умом такой формулировкой: «Защитнице безбожной ереси христианской, хотя и юной летами, но великой волшебнице, не почитающей бессмертных богов и не повинующейся царским повелениям». Палачу было велено не только полностью удостовериться, что Акилина мертва, но и отделить ее голову от тела, чтобы избежать повторных ночных явлений к потерявшему сон Волусиану. Казнь была такой: девочка пришла к назначенному месту, продолжая молиться и восхвалять Христа. С небес раздался голос, который призывал святую в Царствие Небесное — и на этих словах Акилина на самом деле отдала свой дух Богу. Палач выполнил приказ правителя и отсек уже мертвой отроковице голову. Присутствовавшие при казни христиане свидетельствовали, что из раны вместо крови потекло молоко. Эти же люди с великим почтением взяли тело святой, обвили его пеленами и с почестями внесли в город, где и похоронили в одной из гробниц. Довольно скоро мощи святой Акилины были перенесены в Константинополь, где был построен храм ее имени — и примерно с этого момента ее память стала активно почитаться в далеких жарких странах. В какой-то момент — а именно в XIV веке — житие святой Акилины приходит на Русь. Имя трансформируется в Акулину, а сама святая вдруг, непонятно почему, становится покровительницей урожаев гречихи, Акулиной-гречишницей. Трогательная сказка о том, как на Русь попала гречиха (ханские слуги украли красавицу Крупеничку, мамушка с помощью старичка и Одолень-травы спасла ее из далекого плена, превратив в зернышко, которое и стало первым зерном гречихи в русских полях) совсем не объясняет логики этой трансформации. С некоторой натяжкой общим местом можно назвать традицию в этот день варить кашу из «отсталой» (оставшейся с прошлого года) гречихи и милосердно оделять ею нищих и странников. Все остальное — особенно второе название этого дня, «Акулина-задери хвосты», связанное с тем, что скотину с этой даты начинают одолевать слепни и оводы — никак не вяжется с той смелой финикийской девочкой начала III века нашей эры. *** Сложно сказать, была ли эта святая на Руси любимой. Непререкаемо одно: видоизмененное на русский лад имя было одним из распространенных крестьянских имен, хоть и — в отличие от многих своих собратьев — практически не сохранилось до сегодняшнего дня и даже не вошло в список модных нынче имен, которые, как всем известно, являются лишь хорошо забытыми старыми.