Преодоление себя – поступок, порой требующий гигантского мужества. Иногда жизнь складывается так, что победа над внешними обстоятельствами дается человеку намного легче, чем реванш над собственными «демонами». В десятке фильмов на эту тему рассмотрены разные случаи внутреннего преодоления, демонстрирующие человеческую многогранность и несгибаемую стойкость. «Последний дюйм» (СССР, 1958, режиссер – Никита Курихин, Теодор Вульфович) Опытный летчик Бен Энсли (Николай Крюков) вынужден зарабатывать на жизнь опасным трудом – снимать под водой акул и отдавать пленку телевизионщикам. Он отправляется в компании своего двенадцатилетнего сына Дэви (Слава Муратов) на спортивном самолете в Акулью бухту. Там его жестоко ранят акулы, и он не может управлять самолетом. Дэви предстоит поднять в воздух летающую машину и доставить истекающего кровью отца на аэродром. В повести Джеймса Олдриджа было все для удачного перенесения на экран сюжета о вынужденном взрослении ребенка. О невиданной силе духа и мужестве, способном совершить, казалось бы, невероятное. Детское отчаяние, переходящее в подлинный, полный преданности и любви героизм, стало лейтмотивом «Последнего дюйма» и навсегда уготовило ему место в сокровищнице мирового кино. «Слепой музыкант» (СССР, 1960, режиссер – Татьяна Лукашевич) Поэтический, немного наивный фильм по одноименной повести Владимира Короленко. Слепой от рождения дворянский юноша Петр (Василий Ливанов) познает мир путем преодоления собственного бессилия и несчастья. В этом ему помогает его дядя Максим (Борис Ливанов). Он учит парня, взлелеянного как тепличный цветок, быть сильным несмотря ни на какие житейские трудности. Но только странствия с бродячими нищими примиряют Петра с действительностью. Наглядный пример сражения с собственной злостью и неуверенностью в себе. Писатель Короленко вообще отличался особой нравоучительностью, но в случае «Слепого музыканта» был прост как все гениальное. Рецепт универсален. Осталось только захотеть научится готовить. «Восхождение» (СССР, 1976, режиссер – Лариса Шепитько) Страшный фильм о судьбе двух партизан, попавших в плен к немцам. Один из них (Владимир Гостюхин) предпочел стать предателем, другой (Борис Плотников) предпочел смерть отказу от убеждений. Это фильм не столько о войне, сколько об извечных вопросах бытия, встающих перед человеком в сложной, смертельно опасной ситуации. Последняя работа режиссера Ларисы Шепитько по повести Василя Быкова оставила нам крайне тяжелое для восприятия, но безукоризненно нравственное произведение искусства с ярко выраженным библейским подтекстом. Личная Голгофа, которую каждый воспринимает по-своему. Но внутренний стержень, если он присутствует в человеке, просто не дает ему сломаться, выбрать иной путь. Грубо говоря, именно нравственный закон внутри нас делает нас по-настоящему свободными. «Фицкаральдо» (ФРГ, Перу, 1982, режиссер – Вернер Херцог) Большой любитель итальянской оперы Брайан Фицджеральд (Клаус Кински) решается на сумасшедшую авантюру. Он строит в перуанском маленьком городке настоящий оперный театр. История создания этого фильма столь же невероятна, как и его сюжет. И абсолютно ему тождественна. Вернер Херцог вошел в историю как один из самых безумных режиссеров, так как он всегда был готов пойти на настоящий жертвенный подвиг ради результата. Трудности, которые съемочная группа преодолевала на съемках, сопоставимы с подвигом первопроходцев, воздвигающих посреди непроходимой чащи дебрей Амазонки несокрушимый памятник цивилизации. Триумф режиссерской воли и творческой одержимости. «Ты есть» (Россия, 1993, режиссер – Виктор Макеранец) Еще молодая и стремящаяся жить женщина Анна (Анна Каменкова) недовольна выбором сына, который приводит в их дом жену — сироту Иру (Инга Ильм). Конфликт отцов и детей усугубляется тем, что Ира попадает в аварию и становится инвалидом. Постоянно занятый на работе сын просит мать заняться здоровьем больной девушки. Фильм из серии перестроечного кино, к счастью, лишенный модных в те годы чернухи и негатива. Анна Каменкова прекрасно сыграла роль женщины, которая вынуждена день за днем преодолевать эгоистичную ревность и социальную неприязнь. Но навязанное извне милосердие постепенно меняет героиню, и она искренне привязывается к невестке. И более того – помогает ей справиться с недугом. «Бенни и Джун» (США, 1993, режиссер – Джеримайя С. Чечик) Бенни (Эйдан Куинн) и Джун (Мэри Стюарт Мастерсон) – брат и сестра. Он – автомеханик, забывший о личной жизни. Она – художница, больная шизофренией. Их маленькая вселенная неудержимо меняется, когда в их жизнь входит чудаковатый любитель немого кинематографа Сэм (Джонни Депп). Нежный, тонкий, лирический, берущий за душу фильм о способности отдавать и принимать любовь. Сэм и Джун представители той особенной касты людей, которые всегда будут казаться обществу «иными». Задача же героев — преодолевать стереотипы и социальные клише, заслуженно отвоевывая себе свой кусочек счастья. Именно для таких людей следует создавать виртуальный заповедник, оберегать их от человеческой жестокости и предрассудков. «Побег из Шоушенка» (США, 1994, режиссер – Фрэнк Дарабонт) Энди Дюфрейн (Тим Роббинс) был ложно осужден за убийство своей жены на почве ревности. Он попал в тюрьму Шоушенк, где в течение многих лет готовил побег, который счастливо осуществил в итоге. Фильм, уже много лет занимающий одно из главных мест в пятерке самых любимых зрителями фильмов мирового кинематографа. Созданная по реалистичной повести Стивена Кинга «Рита Хейворд и тюрьма Шоушенк» эта лента сразу нашла свой путь к зрителю. Во многом из-за образа главного героя, который, не будучи суперменом, сумел показать пример невиданной стойкости, терпения и упорства. Путем нечеловеческих усилий он просто восстановил справедливость, отнятую у него ошибкой правосудия. «Мирный войн» (Германия, США, 2006, режиссер – Виктор Сальва) История талантливого гимнаста, мечтающего о золоте Олимпиады, но вместо этого получившего серьезную травму, но нашедшего в себе силы жить дальше. Снятый по бестселлеру самого героя картины — Дэна Миллмэна, этот фильм, основанный на реальных событиях, учит никогда не сдаваться, не опускать руки даже тогда, когда кажется, что вся привычная жизнь катится в тартарары. Очень полезное, терапевтическое зрелище, способное поддержать человека в сложной ситуации. Как утверждают некоторые зрители, их мир после просмотра «Мирного воина» действительно изменился к лучшему. «Преодоление» (США, 2006, режиссер – Эриксон Кор) Что может сделать простой американец, потерявший работу и от которого ушла жена, оставив записку с уничижающими строчками «Ты никто, никем и останешься»? В лучшем случае просиживать штаны в барах. Но Винс Папале (Марк Уолберг) решает стать футболистом и неожиданно для всех добивается ошеломляющих результатов. Вызов, брошенный тусклой жизни провинциального городка и его возможностям. Наглядный пример веры в себя, способной изменить мир вокруг себя. Гимн упорству и надежде. Желание доказать всему миру, что невозможное возможно. Все это укладывается в одно единственное слово — «преодоление». «Экипаж» (США, 2012, режиссер – Роберт Замекис) Пьющий пилот Вип Уитакер (Дензел Вашингтон) был крепко пьян, когда в воздухе совершилась жуткая авария. Он мужественно посадил самолет, спас человеческие жизни, но был пойман экспертами и отдан под суд за нарушение профессиональной этики. Неприятности подтолкнули героя к еще большему алкоголизму. Последний фильм корифея голливудского кино Роберта Замекиса с настоящим знанием дела описывает все стадии человеческого падения, вызванные злоупотреблением алкоголя. Как и причины, заставляющие человека победить столь страшный недуг. В сравнении с другим культовым фильмом на ту же тему – «Потерянным уикендом» (1945) великого Билли Уайлдера, «Экипаж» (в оригинале «Полет») значительно выигрывает в реалистичности.