Мы и сами не заметили, как оказались в мире, где есть богатые и бедные.

Это случилось на памяти буквально одного поколения. Только что наши родители перезанимали друг у друга до получки, а мы перешивали мамины юбки на модные майки – и вот уже один имеет недвижимость на Гавайях, а другой живет все в той же хрущевке и старые модные майки на всякий случай не выбрасывает. У всех сложилось по-своему: разные профессии, разные семьи супруга/супруги, разные устремления – всё это после 40 лет принесло разные финансовые плоды.

Если не брать крайности в виде олигархов и бездомных, то люди с разным достатком по жизни довольно часто пересекаются. И здесь новая реальность породила массу новых коллизий. Например, появились студенты, которые в десятки раз богаче их университетских преподавателей. Бывает, что поседевшие одноклассники справляют очередную встречу на яхте старого друга. А еще появились всамделишные, не из Диккенса, бедные родственники.

Но эта реальность оказалась не такая уж и страшная. Как правило, в обычной нормальной жизни я вижу вот что. Старые друзья, в каких бы разных слоях ни оказались, остаются друзьями, помогают друг другу, подставляют плечо. В гости – с кошелками гостинцев, подарков детям. В ресторане: «Не спорь, мы тебя пригласили, мы и угощаем». При этом даже бедный человек может оказаться богатым по отношению к кому-то другому. Одновременно он может быть объектом помощи успешных друзей и субъектом благотворительности по отношению к тем, кому живется гораздо сложнее. Многие еще помнят общую бедную молодость. И эта память тоже помогает понять: мы с тобой одной крови, мы друзья и человеки, остальное не так важно.

Это мы, взрослые. Но вот дети…

Они эту сказку про бедных-богатых застали уже с рождения и поэтому часто расценивают достаток семьи как неотъемлемое ее качество. Как цвет глаз – кому какой достался. Кто родился «удачно» – у того одежда от Гуччи, лучшие репетиторы и последний «айфон». А кто родился «неудачно» – у того одежда от магазина «Смешные цены», бесплатный кружок в десяти трамвайных остановках, «а телефон тебе – чтоб звонить, какая разница, как он выглядит».

Иногда такие дети попадают в один детский сад или в одну школу. Бывает очень смешно, когда родители на собраниях пытаются договориться, что такое «устроим детишкам недорогой выпускной».

Тем не менее, дети тоже чаще всего нормально дружат. Но они друг у друга на виду, любят хвастать, демонстрировать свой статус, выражаемый в том числе и вещами. Поэтому даже если они и дружны, проблемы в отношении к чужому богатству/бедности могут оставаться.

В обеспеченных семьях есть риск воспитать сноба, презирающего тех, кто «не круто» одет. Если позже добавляется хорошее образование – снобизм получает основательное подкрепление, ведь молодой человек действительно может стать просвещеннее, образованнее, разностороннее, чем его менее обеспеченные ровесники.

Внутри небогатой семьи – другие риски. Там нужно как-то уберечь ребенка от чувства неполноценности, тайной зависти и концентрации на материальных мечтах. В самом деле, ребенку бывает тяжело принять, что он никогда не догонит своего друга, у которого два гироскутера, «айфон» и кроссовки «адидас». Даже если он сам когда-нибудь вдруг и накопит на это – у друга будет уже следующий «айфон», гироскутер с вертикальным взлетом и кроссовки «найк», потому что в новом сезоне «адидас» нормальные люди уже не носят. Так что гонка заранее проиграна.

Даже при максимальной тактичности ребенка из богатой семьи он без всякой задней мысли может спросить у товарища: «А почему у тебя такой старый телефон? Он же неудобный!» или «Мы с родителями на Канары, потом в Италию, потом в Америку. А ты летом где будешь?»

Можно ли что-то с этим поделать?

Думаю, стратегий может быть много.

Одно из противоядий – разнообразная насыщенная жизнь ребенка. Насыщенная впечатлениями. Это доступно при любом достатке: съездить, например, вместе за город в неизвестное место – тоже вполне себе приключение. Или пойти в лес с палатками и готовить пищу на костре.

Прекрасно – когда есть среда ровесников, увлеченных общим делом. Скаутский кружок? Туристическая секция при Детском доме творчества? Робототехника при школе?

Еще – помогать тем, кто беднее. Это важно для семей с любым бюджетом.

И конечно – разговаривать. Причем не стоит сильно рассчитывать на разговоры про то, что «главное – дружба, ум, душа». Пока ребенок живет в мире, где по социальным атрибутам его уже поставили на …дцатое место, он все равно будет чувствовать некоторую уязвленность. Даже если дети поддерживают родительские ценности, что «вещи – это неважно», вряд ли они до конца в это верят. Можно, конечно, говорить о том, что «ты вырастешь – заработаешь и купишь себе всё, что захочешь». Но важнее обсуждать, что такое успех и успешность. Ведь часто для детей это синоним обеспеченности.

— Погоди, но все эти ученые, поэты, художники – те, что в твоих учебниках – это успех?

— Еще бы, такие знаменитые.

— А знаешь, как трудно и бедно жилось тому, и другому, и вот этому? А дядя Петя, который играет в симфоническом оркестре – это успех?

— Ну да.

— А ведь он живет небогато, у него большая семья.

Или наш с папой друг Михаил Иванович, который преподает в университете, пишет книги и дает интервью – успех? Несомненно. Однако он не может накопить на квартиру. Как ты думаешь, променял бы он науку на торговлю бензином, чтобы заработать много-много денег? Нет, не променял бы. Он нашел свое призвание. Так что ищи себя. Ищи свое призвание. Остальное приложится. Может быть.

Или друзья помогут, в крайнем случае.

 

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Окончила филфак Казанского университета, кандидат наук. Стояла у истоков журнала «Нескучный сад». Сейчас работает редактором книжной серии «Азбука милосердия» в Синодальном отделе по благотворительности. Писала и пишет для детей: сценарии для передачи «Спокойной ночи, малыши», книжки для малышей о профессиях, стихи и рассказы в детских журналах («Кукумбер», «Шишкин лес», «Веселые картинки», «Читайка» и др.). Замужем, пытается воспитывать дочь.

Другие статьи автора
новые старые популярные

Хорошо написано

Mariya_Ya

Разница в достатке и успешности — это такой тест: а были ли мы друзьями вообще? Может, так — приятели по универу и общаге. Бывшие.

ttttt

Увы, десять раз. Это тест даже для некоторых «родственников».
Зависть страшная штука. Когда беднее, тюкают презрительно — кто ты такой, не дай бог заработаешь — захотят убить и скажут, что все это «на самом деле должно быть у них» — горькая правда жизни.

Mariya_Ya

«…и вот уже один имеет недвижимость на Гавайях, а другой живет все в той же хрущевке и старые модные майки на всякий случай не выбрасывает».

Эту привычку я стараюсь сознательно искоренять, вот недавно выбросила добрую половину вещей, в том числе обувь, а ведь жалко — кто-то их моделировал, шил (для секонда они уже не годятся). А вот привычка запасаться крупами на черный день осталась, она почти на автомате у меня)).

Mary Nightingale

Ну, если для секонда не годятся, тогда не стоит жалеть.

E.P.

Актуальная однако тема. Выбираю ребенку школу. Мне нравятся частные школы с хорошим рейтингом и уровнем знаний. Государственных рядом хороших нет. Но очень страшно, что ребенок будет себя некомфортно чувствовать в частной школе, где большинство учащихся, я думаю, будут обеспеченнее, чем он. И вот я думаю, что лучше — знания послабее или эти самые трудности с богатством/бедностью.

verba-knt

Угу. А еще если у тебя есть средства на хорошего логопеда, двух доброжелательных и умных репетиторов, на школу с хорошей учительницей; на ролики и кино, на собаку и кошку, на хорошие лыжи и спортивные сборы; на новые сапоги и кофе в кафе маме, на нормальный отпуск папе — то результат ребенок покажет совершенно другого уровня.
А если зарплата идет на еду+коммуналка+проездной до работы, то ситуация другая.
Не надо рассказывать, что «все можно компенсировать». Да, некоторые героические люди смогут — но они и быстро вылезут из финансовой ямы. Остальные будут … там где есть.

Похожие статьи