Бывают фильмы долгожданные, а бывают — нежданные-негаданные. Именно таким стал для меня фильм о юности Астрид Линдгрен. Я не знала, что он снимается, пропустила бы его выход в прокат и, может, пропустила бы вовсе, если бы меня на него не вытащили. И теперь я хочу «вытащить» на этот фильм всех, кто любит шведскую писательницу, но не только — этот фильм, как говорится, «для широкой аудитории» и найдет путь к сердцу очень и очень разных людей. Почему? Потому что история Астрид — это история женщины, история любви и история семьи. Фильм, выдержанный в серо-бело-коричневых тонах, разгружает уставшие глаза и глубоко трогает сердце: не раз за время просмотра на глаза наворачиваются слезы. На первый взгляд история кажется простой (если не знать, что перед нами будущая великая писательница!). Шестнадцатилетняя девушка работает в газете, делает первые успехи и влюбляется в редактора, человека, в общем-то, достойного и интересного, и даже по-своему честного, но, увы, женатого. Астрид беременеет, ее мать против, а отец ребенка боится жены, с которой пытается развестись, и оказывается, что надо ехать рожать туда, где в свидетельство о рождении не напишут имя отца и где ребенка можно оставить с приемной мамой. И Астрид отправляется рождать в Данию. Астрид — мать-одиночка, ее родители и ее первая большая любовь — характеры настолько узнаваемые, что именно это и вызывает резонанс у зрителя. Молодая девушка, доверившаяся человеку более старшему и опытному, бросает ему: «Ты же обещал, что будешь осторожен», а он лишь повторяет, как заклинание, — «я люблю тебя». И, наверное, и правда любит, но оказывается, что такая любовь вдруг начинает весить очень мало, а любовь к ребенку весит очень много… И этого «много» хватает для всех тяжелых решений, для того чтобы уйти от любимого человека и строить свою жизнь именно так, как кажется правильным. Вызывает слезы то возмущения, то сочувствия мама Астрид. Она всей душой переживает за дочь, но в этом переживании и стремлении устроить дочь, кажется, забывает, что и у той есть свои представления о любви, счастье и верности. И тем пронзительнее откликается душа на момент смирения и примирения, тем дольше хочется задержать на экране и в душе минуты, когда мама полностью готова поддержать и принять и дочь, и ее внебрачного сына. Но многогранность маминого характера, ее человечность предугадывается гораздо раньше: да, она живет по правилам, принятым в этом обществе, но умеет и веселиться, и смеяться — и даже прицельно запустить в домочадцев картошкой. Кажется лаконичной фигура отца: он ни в чем не упрекает ни дочь, ни жену, и молча несет разлад в семье — но в его молчании, простых словах, жестах поддержки нельзя не признать отца семейства, его основу, на которой зиждется покой и благополучие всех Эрикссонов. В героях фильма и событиях, происходящих с Астрид, постоянно узнаются будущие ее книги, характеры и сюжеты. То вдруг заходит разговор о мальчишках, которые подняли друг друга на флагшток, то история о детях, которые спят, положив ноги на подушку… Недаром по фильму разбросаны цитаты из писем, которые дети писали знаменитой уже писательнице Астрид Линдгрен. Образ Астрид будет близок любой женщине, ставшей матерью-одиночкой: ее боль и сомнения знакомы тем, кто прошел через осознание того, что ребенка придется растить в одиночку, и через абсолютно панический ужас, охватывающий на первых порах: а справлюсь ли я? Образ Астрид будет близок любой маме, которой приходилось расставаться с ребенком — надолго или на краткий срок, и потом всей душой стремившейся восполнить это расставание. Образ Астрид близок любому, кто мучительно искал свой путь, свое призвание, и шел вперед, даже когда не было сил и хотелось упасть и закрыть глаза. Близки вам станут и мама, и папа Астрид, и я уверена, что шевельнется сочувствие и к Райнхольду. Если, конечно, возмущение не вытеснит это сочувствие. История борьбы Астрид — с хорошим концом. А если во время фильма наворачиваются слезы — незазорно дать им волю. А если хочется посмеяться над приключением в парикмахерской — то смех рассеет любую тяжесть на душе. Потому что все это значит — быть Астрид Линдгрен.