Гаснут последние огни, погружающегося во мрак большого города. Всю землю словно окутала тьма. День великого Праздника не властен над умами и сердцами людей, которые пребывают в недоумении и ощущении бессмысленности происходящего. Казалось бы – чего проще? Забыть. Как кошмарный сон предать забвению мрак и ужас, окутавший накануне весь город. Три креста, воздвигнутых на Лобном месте. И в тишине и мраке громкий голос Одного из распятых – Элои, Элои! Лима савахфани!!! Боже, Боже мой! Для чего ты меня оставил? Забыть землетрясение и шепотом передаваемый от уст к устам слух о том, что без видимых причин разорвалась на двое завеса храма. Забыть. Забыть свои же страшные слова: Кровь Его на нас и на детях наших. Нет у нас царя, кроме Кесаря!!! Поскорее вычеркнуть из памяти эти страшные события, чтобы память о них не мешала дальше спокойно жить… В некоторых домах горят еще огни. Как в том, где собрались одиннадцать. Заперевшись на все засовы, стараясь ничем не выдать себя, чтобы не быть обнаруженными старейшинами и первосвященниками. Или просто кем-нибудь из особо ревностных, например как та служанка, что не смогла умолчать, не придать значения тому, что в речи одного из чужаков на архиерейском дворе услышала четкий галилейский акцент. Здесь печаль и смятение, если не сказать отчаяние. Все, чем жили эти одиннадцать последние несколько лет, на что они надеялись, во что так самозабвенно верили – Его больше нет! Нет даже одного из них, ведь прежде их было двенадцать. От горя и отчаяния они словно окаменели и не знают – что делать им дальше. Когда закончатся часы субботнего покоя и надо будет как-то продолжать жить. Но наступающая ночь берет власть и над огнями этого дома. Весь город, а вместе с ним и весь мир погрузились во тьму. Человечество словно исчерпало свои ресурсы. Как будто подошло к последней черте, за которой нет ничего. Кроме непроглядной кромешной тьмы. Как та, что окутала спящий Иерусалим. Но когда ее мрак еще и не думал отступать перед приближающимся новым днем, в темноте едва можно было бы разобрать несколько женских фигур, спешащих куда-то по направлению к городской окраине. Там, где в частном саду несли свое дежурство римские воины. Михаил Нестеров. Жены-мироносицы Что двигало этими женщинами, которые единственные из всего мира в этот миг не предались отчаянию? Даже понимая, что их любимый Учитель уже ВО ГРОБЕ. Наверное, им, как и ученикам, тоже было страшно. Тьма еще не отступившей ночи, римская стража, огромный камень, закрывавший вход в пещеру. Зачем несут они свои ароматы? Ведь Умерший уже погребен, уже помазан. Конечно, может не так обильно, как того требовал обычай. Но на то были свои причины. К чему же теперь все это? Зачем подвергать себя такой опасности? Остановиться, развернуться и бежать. Скорее, домой. Пока еще не поздно. Но нет. Они продолжают идти, тихо размышляя между собой: кто же отвалит им этот огромный камень? Что заставляло их преодолевать страх – жестокое жало человеческой души, во мгновение ока убивающее самых сильных и крепких духом? То, что изгоняет всякий страх. Любовь. Побеждающая уже и саму смерть, простирающаяся далеко за границы, положенные ее пришествием. Но разве не любили Христа апостолы? Конечно, любили. И даже тогда продолжали любить. Но какое-то отчаяние не давало им – крепким мужчинам, сделать то, что оказалось под силу лишь слабым и беззащитным женщинам. И эта верность, эта любовь, простертая далеко за юдолями смерти, не осталась без награды. Непостижимый свет и явление Ангелов, возвестивших им о Самом важном событии в истории человечества. А затем и неожиданная встреча с воскресшим Учителем и Господом. Свет, словно молния разрезавший тьму уныния и безнадежности. Навсегда изменивший ход мировой истории. Всмотримся во тьму и нашей ночи. Не такой страшной и безнадежной, как та, что разлилась по Иерусалиму почти две тысячи лет назад. Мы тоже увидим идущие из храма во тьму фигуры. Со свечами и пением. Увидим и блистающие, словно одежды ангелов, белые облачения священнослужителей. Как подойдет эта торжественная процессия к запертым дверям церкви, словно к самому Гробу Господню, до времени закрытому камнем. Услышим, как утихнут звуки колокольного звона с тем, чтобы дать зазвучать не такому громкому, но столь торжественному возгласу священника, знаменующему начало службы. А затем…. Услышим эти из века в век, от поколения к поколению звучащие простые, но настолько торжественные, наполняющие желанием жить слова: Христос Воскресе!!! Воистину Воскресе!!! Свершилось! Снова замкнулся круг Церковного богослужебного года, и мы дожили. Дошли до этих Святых дней Пасхи Христовой! Что могут сказать еще наши человеческие уста, кроме слов радости и ликования? О чем еще можем помышлять, когда снова и снова раздаются то там, то здесь эти торжествующие голоса! Смерть – где твое жало? Ад – где твоя победа? Словно бросает вызов этим силам зла великий учитель христиан апостол Павел. (1Кор. 15.55) Чьи слова цитирует вселенский святитель Иоанн Златоуст, пасхальное послание которого уже столько столетий читается в эту светлую ночь. Юлия Кузенкова. Пасха Призывает он и постившихся и не постившихся, понесших все бремя поста и тех, кто лишь немного прикоснулся к нему – вместе, без всякого разделения или сомнений войти в радость Господа. Никто, говорит он, теперь уже да не плачет о грехах – ибо от Гроба воссияло нам прощение. Никто, продолжает Златоуст, да не убоится смерти, ибо всех нас освободила Спасова смерть. Низложен ад и все силы зла. Торжествует жизнь, ликуют ангелы и люди. Что можем еще мы прибавить к этим словам? Разве что присоединиться к общей радости и едиными устами и единым сердцем радостно прославлять Господа. Конечно, хорошо, если удастся в эту светлую ночь прийти в храм, чтобы вместе со своими братьями и сестрами разделить эту радость, приобщиться святых Таин Христовых. Но даже если это по каким-то причинам невозможно – будем помнить, что эту радость нам принес сам Бог. И никто не может забрать ее у нас, если мы сами не пожелаем отдать ее. Где бы мы ни были в этот святой день, куда бы ни забросила нас жизнь, просто будем помнить об этой радости. О том, что смерть побеждена, в том числе – и в каждом из нас. Что наш удел – тех, кто идет за Спасителем, — вечная жизнь в Его благости и любви. Какие бы испытания ни выпадали на нашу долю на этом земном пути. Какая бы скорбь, пусть и имеющая под собой самые веские основания, ни овладевала бы нашим сердцем, вспомним Пречистую Деву, которая превозмогая свое горе и боль шла навстречу возлюбленному Сыну, уже восставшему от гроба! Вспомним мироносиц – единственных, не потерявших надежды, и за эту надежду удостоенных быть первыми свидетелями Воскресения! Вспомним апостолов, из простых рыбаков сделавшихся учителями вселенной и всего человечества! И бережно сохраним эту радость в своем сердце, чтобы делиться ею с каждым, кто будет иметь в этом нужду. Чтобы по слову Спасителя быть для всех светильником, стоящим не под спудом, но на подсвечнике. (Мф. 5.15) Чтобы быть свидетелями всему миру о вечном торжестве Истины и уже здесь на земле быть предвестниками вечной жизни, дарованной каждому человеку спасительным Христовым Воскресением! Христос Воскресе!!! Воистину Воскресе!!! Жены мироносицы у гроба Господнего. Фреска церкви Николы Мокрого