«Как прекрасно летом на даче с детьми!» — думала я, и, собственно, реальность подтверждала эти мысли, когда детям было, скажем, 2-6-15-лет. Малыши пасторально копались под окнами в песочнице, я готовила на веранде, поглядывая на них, потом работала за ноутбуком, покачиваясь в шезлонге и изредка отвечая им: «М-м-м, красивый букетик. Мням-мням, какой вкусный пирожок из листиков!». Старший читал, смотрел фильмы, периодически уезжал ненадолго с отцом в город или — надолго — в спортивный лагерь. В жаркие деньки девочки могли часами играть с тазами с водой, ставить зонты от солнца, расстилать подстилки, наряжаться в летние обновки и прочая, прочая. Однако стоило детям немного подрасти, пастораль улетучилась так же быстро, как солнце в нашей Северной Пальмире. Итак, им 7 и 11, утро, позавтракали. — Девочки, что вы будете сейчас делать? — Ничего, мне плохо! — Не знаю, буду лежать на кровати! — Не хотите прогуляться? — Нет, там холод собачий! (вариант – «дико жарко») — Ладно, как хотите, я пойду работать. Через час, очнувшись от подозрительной тишины: — Э-э-э, отложите телефоны! Что это за игры с утра пораньше по часу! Давайте займитесь чем-нибудь! — Чем? Я ничего не хочу делать, мне плохо! (ну и так далее, см. выше) — Смотрите, вот я купила вам пастельные мелки и бумагу для акварели (эх, 370 +140, вздыхаю, взглянув на ценник). Давайте вы нарисуете красивую картину каждая, а потом устроим выставку. Проходит 15 минут. — Все, я не буду! Она все срисовывает с меня! — А ты мне красный не давала, когда он был нужен! — А ты вообще сразу лист испортила и взяла новый, думала, мама не заметит! — Все, я не хочу рисовать больше, раз она такая. Одним словом, я уже пару лет назад поняла, что пасторали больше не будет. И хотя старшие дети совсем самостоятельные и у меня остались «всего» две девочки, с мыслью о том, что я смогу работать, пока они будут тихонечко «играться» на лужайке (а у нас есть теннисный стол, баскетбольный щит, спортивный уголок, качельки, песочница и домик!) пришлось расстаться навсегда. В разные по успешности дни они рассоривались через 5 или 50 минут, я злилась, срывалась, кричала, упрекала их в несознательности (когда работала) и черствости (когда болела). От этого лучше не становилось, как ни странно, а ко всему лишь добавлялось мое испорченное настроение и чувство вины и безнадежности. Я стала отдавать девочек на июнь в летний школьный лагерь и дежурную группу в саду, но лето — это три месяца, и даже если отпуск у нас с мужем один месяц, остается еще один рабочий — когда муж уезжает, как обычно, в офис, а я пытаюсь совмещать свою удаленную работу с жизнью на даче, хозяйством и двумя юными особами с прескверным характером. Со временем я в этом даже преуспела, методом проб и ошибок сделала некоторые выводы и своими наработками могу поделиться. Думаю, что детям в младшей школе важно помочь полюбить загородную жизнь — тогда в старшей они не будут кривиться при слове «дача» (а мы проходили и это) и всеми силами пытаться избежать такой участи. Итак, вариант «идите позанимайтесь чем-нибудь», так же как «другие сестрички прекрасно играют, а вы…», совершенно не проходит. Почему-то моим детям (а может, это веяние времени, и так у всех) очень трудно делать что-либо без видимого одобрения/ вмешательства/ участия взрослого человека. И я составила им расписание дня, суть которого — в кратких (по полчаса-часу) чередующихся занятиях, как с маминым участием, так и самостоятельных. Неожиданно они его очень полюбили. Подъем, зарядка (и неважно, что мы ее делаем раз в пять дней, зато нам есть что обсудить утром), завтрак, далее время до ужина расписано на разные активности. В них, в частности, входит «прогулка с мамой» (в ближайший лесок, кругом по садоводству, до магазинчика на велосипедах — полчаса), «игра в настолки с мамой» («мемори», «уно», прочее — тоже полчаса). Остальное — самостоятельные занятия: чтение на свежем воздухе («не хочууу» — «ну мы же договаривались, всего полчасика» — «ну ладно…», через полчаса: «а можно еще? тут интересно!»), «самостоятельная прогулка» (на спорткомплексе, гамаке, до ближайших «достопримечательностей» типа родника и общественной детской площадки), мультик или фильм (1,5 часа), игра в телефон (30 минут), рукоделие или рисование. Конечно, никто не мешает нам периодически жить без расписания — когда, допустим, соседские дети позвали в гости или просто нет настроения, — но как некий стержень оно нам очень помогает. Сразу скажу, что к этому «лагерю дневного пребывания» я заранее подготовилась. Скачала штук 20 разных хороших мультфильмов и фильмов для семейного просмотра. Закупила в магазине рукоделия много заготовок на разный возраст (варить мыло, вырезать свечи из парафина, расписывать глиняные игрушки). Хорошо это идет под аудиокниги — соответственно, надо скачать штук 20 аудиокниг или радиоспектаклей. Еще на дачу мы купили б/у синтезатор: когда все надоедает, можно «потренькать» на нем, заодно и руки вспомнят клавиши. В идеале — можно подготовить концерт и показать в конце лета. Это вполне было по силам нашим старшим детям, младшее поколение (по той же субъективной или объективной, не знаю) причине совершенно не может осуществить такой цельный проект без участия взрослых. Какие еще могут быть занятия на даче? Поскольку грядок у нас нет от слова вообще, то младшей дочке за счастье было, что папа ей вскопал маленькую грядку, где она посадила редиску и морковку. Которую, соответственно, нужно иногда полить и прополоть (тут я пас, хочешь — поливай, ухаживай; не хочешь — все тихо помрет). Мы постарались познакомить детей с детьми соседей — близких и далеких. Садоводство у нас маленькое и немноголюдное, поэтому детей довольно мало. Специально гуляя «по району» пешком или на велосипедах, мы, в частности, здоровались с каждым выглядывающим из-за забора ребенком. Впрочем, вскоре садоводы, объединив усилия, сделали уже упомянутую общественную детскую площадку, и знакомиться с детьми стало проще. И да, мы приглашаем других детей к себе на дачу. Как соседских, в любое время дня, так и друзей из города — и на день, и на неделю, и с родителями, и без них, кто как сможет. Нет, я не жду от таких больших девочек помощи на даче (вот дома да, дома обязанности и прочее). Есть правило для всех: «Помой за собой тарелку после еды», оно очень облегчает жизнь без посудомоечной машины, а так — ну какая на даче работа, кроме моей, что в компьютере. Грязь в доме экологически чистая, пол мыть необязательно. Девочки могут под настроение подмести крыльцо и вытрясти коврик (это можно делать хоть каждый день, толку никакого, соответственно, можно и не делать). Ах, да! Младшая любит «играть в уборщицу», особенно с подружкой. В игре они могут оттереть чистящим порошком шкаф в кухне или кучу посуды. Да, постирать в тазу они тоже любят, как хорошо, что у нас есть уличный кран. Дети постарше могут побелить деревья (вспомним Тома Сойера). Кстати, с покраской забора или чего-либо еще они тоже, при определенной постановке задачи, вполне справляются. Старшая любит «играть с огнем» (во всех смыслах) — лучше пускать эту энергию в мирное русло, так что периодически я прошу ее сжигать накопившиеся бумажные отходы в мангале. Да, съездить на помойку на велике — тоже годное развлечение для дачной жизни: там можно встретить приятелей, посланных родителями с той же миссией. Если дети не боятся живности, можно попросить их собрать улиток с кустов. Одно лето мои девочки самозабвенно играли в улиточный детский сад — выстраивали им загончики/ ходы/ препятствия и наблюдали, как улитки перемещались (а дело это небыстрое, как вы понимаете). Для радости у нас — приготовление (почти ежедневное) пирога в мультиварке. Рецепт взят из книги про Петсона и Финдуса и в разных интерпретациях повторяется с максимальным участием детей. Есть сыр — сырный пирог, есть ягоды — ягодный. Ягоды они тоже собирают сами, а еще рвут листья и «травку» для чая. Книги, чтение вслух, песни вечером при свечах, старые рисунки, которые привезены из города и которые можно в дождливую погоду рассматривать и периодически вешать на стену, обновляя экспозицию, — все это наполняет дом уютом. Ну и, конечно же, интернет — к которому современный ребенок должен припасть, как к живительному роднику (и никуда от этого не денешься), вечером (или после обеда — это уже как вы составите «расписание»). В выходные мы часто ездим по ближайшим пригородам, а также по друзьям, обитающим на дачах. Ездим периодически и в будни: в ближайшем районном центре я нашла недорогие занятия живописью и графикой, платить там нужно разово, и уже не первый год, когда у нас есть настроение, мы там культурно обогащаемся (ну, это дети обогащаются, а мама, как обычно, — сидит в коридоре, уткнувшись в ноутбук). Рано или поздно, впрочем, даже при самом удачном раскладе мама довольно сильно устает. Быть одновременно работником-аниматором-кухаркой 24/7 (ну ладно, 24/5, в выходные подключается папа) все-таки довольно утомительно. И, кстати, не верьте тем, кто говорит, что дома работать легче. Я бы, например, с удовольствием ездила в офис, если бы кто-то так уверенно мог жить с моими детьми на даче. Но это уже совсем другая история, да и один месяц отпуска все-таки бывает даже у мам. Главное, провести его в правильном месте, где нет кухни! А если очень повезет — и где есть аниматоры.