Одна моя подруга (я уже предупреждала, что эта фраза – моя любимая?) утверждает, что для того, чтобы быть настоящей женщиной, достаточно родиться с двумя X-хромосомами в ДНК. Мне бы ее железобетонную уверенность в себе! Да и многим окружающим меня женщинам ее явно недостает: они постоянно сомневаются в том, что соответствуют своему гендеру. То есть неким общепринятым установкам о том, что такое настоящая женщина. Кто-то комплексует из-за того, что готовит хуже, чем повар с мишленовскими звездочками на фюзеляже. Кто-то в надежде на повышение своих очков фемининности невротически надраивает кастрюли и намывает полы. Кто-то наращивает волосы, как у Рапунцель, делает бесконечные ресницы из норки и акриловые ногти длиной в километр. Кто-то рыдает ночами в подушку о том, что является неидеальной женой или матерью. В последние два понятия может входить вообще все, что угодно. То, что в нас вдалбливали мама и бабушка. То, что мы самостоятельно вынесли из Писания, зачастую вырывая фразы из культурно-исторического контекста, как произошло с известной цитатой из Посланий апостола Павла: «Жены ваши в церквах да молчат». То, что транслирует нам глянец. То, что диктует общество. Со страниц журналов и из рекламы мы получаем представление об улыбающихся во все тридцать два белоснежных зуба дамах с идеальной укладкой, сверкающим домом, ухоженных детках и мужем-красавцем. Одной рукой эти леди уверенно водят машины, а второй – накладывают безупречный макияж. Они успевают все: путешествовать, проводить время с детьми, вкусно готовить, быстро продвигаться по службе, обновлять гардероб в соответствии с требованиями моды… А мы сравниваем себя с ними – конечно, не в свою пользу. Глядя на отретушированные картинки в журналах, мы невольно забываем, что существует «Фотошоп»… Мы находимся по ту сторону экрана и подвергаемся информационной бомбардировке, которая только подтверждает мысль Фрейда о том, что мы (женщины) какие-то «не такие»? Доктор Зигмунд заметил, что многие женщины из числа его пациенток не уверены в себе и сомневаются в собственной ценности. Он связывал это с тем, что любая девочка в детстве, узнав об отсутствии у нее главного объекта мужской гордости, начинает чувствовать себя ущербной и отчаянно завидовать. Но основатель психоанализа все сводил к сексу. Если же смотреть шире, то получится, что причина наших постоянных сомнений – в базовом непринятии нас родителями, из которого закономерно вытекает следующее: мы не принимаем себя. Попросту боимся быть собой и все время стараемся стать кем-то и для кого-то. Ведь отголоски тех времен, когда мальчики в семье ценились больше девочек, все еще доносятся до нас. Мы можем говорить о том, что в нашем обществе в целом поражена фемининность: женщинам принято отказывать в определенных качествах (например, лидерских, которые традиционно считаются мужскими), в достойной оплате труда (зарплаты мужчин все еще выше), в способностях (в частности, интеллектуальных – женщине сложнее пробиться в науке или политике). Один мой знакомый всерьез считает, что мужчины обладают более ярко выраженной индивидуальностью, чем женщины. По его мнению, слабый пол (сама эта формулировка звучит уничижительно, хотя я вовсе не являюсь феминисткой в искаженном, но, увы, общепринятом смысле этого слова) руководствуется, скорее, коллективным бессознательным, общепринятыми нормами, чем собственной личностью. В чем-то мой знакомый прав: женщины вынуждены растворяться в стереотипах, чтобы по-женски преуспеть в жизни. Многие из нас в детстве мечтали превратиться в мальчиков и стать более свободными в выборе развлечений («Не бегай по лужам, ты же девочка!»). Над мальчиками в нашей культуре традиционно меньше контроля, от них меньше ждут и меньше требуют. В общем, все преимущества сильного пола налицо. К тому же, женственность в том виде, в котором она зафиксирована в нашей культуре, ориентирована не на женщин, а на мужчин. Не зря же так популярны фразочки вроде: «Мужчина – человек, а женщина – образ в голове этого человека». Или вот еще перл: «У настоящей женщины две задачи: быть красивой и говорить мужчине, что он молодец». Для кого же мы, женщины, в конечном счете, существуем – для себя или для других – детей, мужа, родителей, начальника? Разве это не обидно – постоянно стоять перед выбором: либо рискнуть и быть самой собой, либо пытаться соответствовать, но при этом отказаться от части собственного «Я»? Привлекательный образ – всего лишь орудие успешного соблазнения, он выходит на авансцену на первых порах знакомства, когда влюбленные вовсю навешивают друг на друга проекции и очаровываются тем, что существует не на самом деле, а исключительно в их головах. Влюбленность связывает двоих и дает им возможность стать семьей. Реальная жизнь разбивает фантазию об идеальной второй половинке и сталкивает людей лицом к лицу друг с другом и с самими собой. Немногие это выдерживают. Ведь голос, который шепчет нам о собственной неполноценности, зачастую находится внутри нас. Психологи сказали бы, что это интроецированный объект. Он уже не нуждается в подпитке внешнего осуждающего хора. Последнего может и не быть: все-таки мир меняется, и женщина в общественном сознании медленно, но верно переходит из состояния объекта в состояние субьекта. Даже если в вашем окружении нет махровых шовинистов, а мама живет далеко и звонит крайне редко, вы можете успешно есть себя поедом, пытаясь стать кем угодно, лишь бы не быть собой. О настоящей женственности™ написаны сотни книг. Как грибы после дождя появляются новые курсы и тренинги, на которых учат женщин быть стервами, богинями и королевами. Тренинги эти в основном направлены на то, как наиболее эффективно завоевывать и удерживать подле себя мужчин, а также подавать себя как аппетитное блюдо. На женских форумах ведутся бурные баталии о том, какими качествами должна обязательно обладать полноправная представительница женского пола. Если бы пресловутую женскую мудрость конспектировали летописцы, она составила бы неплохую библиотеку. Хотя, по-хорошему, женщина, как и мужчина, должна себе и окружающим только одно: быть собой. А для этого – избавиться от травм и неврозов, а также от ложных представлений о себе, которые сужают ее эмоциональный диапазон до размеров зубочистки и делают человеком, не свободным в своих реакциях на различные ситуации. И настоящая женственность, и настоящая мужественность – это сферические кони в вакууме, понятия сродни платоновским эйдосам. Нам чрезвычайно трудно дается идея, что на генеральные вопросы бытия не существует единственно правильных ответов. И ни в каком музее мер и весов не заключены под стеклянным колпаком два наформалиненных эталона – идеальный мужчина и идеальная женщина. Мы можем сверяться только с самими собой. Тот же Фрейд мудро заметил: «Единственный человек, с которым вы должны сравнивать себя — это вы в прошлом. И единственный человек, лучше которого вы должны быть — это тот, кто вы есть сейчас». Не имеют никакого смысла утверждения «Все мужики — сволочи» и «Все бабы — стервы», потому что не существует никаких «всех мужиков» и «всех баб», есть конкретные люди. Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что Господь любит мир во всем его многообразии, а каждого человека – за его уникальность. Эту непохожесть – индивидуальность – и стоит вытащить из-под вороха чужих представлений о себе и своем гендере. В поисках себя женщины довольно часто проделывают длинный путь. Моя дорога к принятию собственной фемининности напоминает путешествие толкиновского хоббита Туда и Обратно. «Туда» – это в мир обобщений, той самой женской мудрости, стереотипов и архетипов, из которого много полезного можно вынести, но в котором не стоит оставаться навсегда, ведь платой станет растворение собственной личности в этом колышущемся океане могущественных образов. «Обратно» же – это к себе, в свое «Я», так отличающееся от других и так парадоксально схожее с ними. Так что, выходит, права была моя подруга: для того, чтобы быть настоящей женщиной, достаточно просто родиться с двумя X-хромосомами в ДНК. Нужно просто поверить в это – и поверить в себя. Тогда вместо того, чтобы искать свое отражение на дне чужих глаз, вы осмелитесь взглянуть в зеркало.