«Дети не помогают! Их невозможно что-либо заставить делать! А может быть, и не надо заставлять?» — подобными проблемами и вопросами постоянно делятся мамы в соцсетях. Педагог и психолог Жанна Флинт, автор проекта «Семья как школа для родителей», считает, что понятие «трудовое воспитание» сегодня незаслуженно забыто, и очень зря. Жанна рассказала «Матронам», как растить детей помощниками. Мама: не прислуга, а хозяйка Жанна, почему вы обратились к такой теме? Сегодня самые частые запросы родителей на консультациях у психологов — школьные проблемы, компьютерная зависимость, отношения со сверстниками. А если ребенок ничего не делает по дому, чем тут может помочь психолог? Тему подбросила сама жизнь. Когда я вышла замуж и появились дети, я не задумывалась о том, что надо специально учить их трудиться. Нам помогала няня, дома был порядок. Но когда дети стали подрастать, я стала замечать, что прошу дочек: «Заправьте постель», а они отвечают: «Придет няня и заправит». Или прошу убрать чашки со стола, а они в ответ: «Почему это должны делать мы?» Мне это не нравилось, но расстаться с няней я была не готова и учить детей обходиться без нее — тоже. А потом случилось одно событие: в знакомой семье неожиданно и нелепо погибла молодая мама, оставив мужа с пятью детьми до 8 лет. Эта смерть меня так потрясла, что я впервые серьезно задумалась: а что будет с нашими детьми, если мы неожиданно умрем? Как они будут жить, ведь они ни к чему не приучены? Именно тогда я окончательно избавилась от инфантильной иллюзии, что все должно сложиться как-то само собой, и появилась четкая цель — обучить детей жить без нас. Именно тогда я сознательно отказалась от няни. Решила, что семья — это система, которая должна справляться со своими проблемами сама. А иначе я не смогу научить детей трудиться, у них не будет мотивации. Я не против няни принципиально, в первые годы без помощи мы бы действительно не справились. Но когда я решила приучать детей к самостоятельности, нам пришлось расстаться. Сейчас в нашей семье восемь детей, и мы справляемся без няни. Русская пословица «дочери 12 лет – маме дел нет» у нас исполнилась буквально. Мои старшие дочери (им 14 и 12 лет) умеют готовить, стирать, убирать ничуть не хуже, чем я. Сейчас проблема «дети не помогают» актуальна для большинства мам. Они не только страдают без помощи детей, но и не знают, как детей к ней привлечь. И сколько мам, у которых наступило эмоциональное и физическое выгорание из-за отсутствия поддержки! Поскольку у меня уже был личный положительный опыт, я посчитала, что могу поделиться своим видением проблемы, теми наработками, которые помогли нашей семье, и придумала свой семейный проект. Какие же лайфхаки помогли вам? Я глубоко убеждена, что прежде чем говорить о лайфхаках, надо разобраться с теми ложными установками, которые мешают нам растить детей помощниками. Ведь все мы читали о разных приемах, системах поощрения, но далеко не у всех они работают. Прежде всего, надо понять, что семья — это не одна женщина, которая тащит на себе детей и мужа. Это система, каждый член которой работает, у каждого свои задачи. Даже двухгодовалый малыш может свой памперс до мусорного ведра донести. А мама в этой системе занимает место не прислуги, старающейся всем угодить и все за всех сделать, а хозяйки. Она руководит, распределяет обязанности. Последнюю беременность я семь месяцев пролежала, у меня ничего не болело, но не было сил, астения, возраст уже, 43 года. И все эти семь месяцев мы спокойно прожили, у нас нигде никаких сбоев не было. Потому что всю мою нагрузку мы разделили между девочками. При этом у нас нет какого-то надрыва, все происходит спокойно. Как-то я посчитала, сколько мои дети работают. Оказалось, что они работают очень мало, потому что участников труда много. Представьте, что пирог под названием «бытовой день семьи» делится на 8 частей, и получается, что никто не успевает устать, — вот в чем смысл. А сложив все, что делают дети в день, я насчитала, что одна потратила бы на это пять часов. Украденное детство или стимул для развития А дети не укоряют вас за то, что заставляете работать, нянчить младших? Иногда укоряют, но меня это не смущает. Одна из дочек очень хорошо умеет ухаживать за младенцами. Иногда она может поворчать: «Я вынянчила всех младших». Я отвечаю, дескать, у тебя это хорошо получается, но ведь и остальные в семье тоже трудятся. Кто-то варил обеды, кто-то мыл пол, пока ты нянчила. Объясняю: посмотри, сколько ты всего умеешь! Это не минус твой, а плюс. Ты в свои двенадцать умеешь и знаешь про уход за детьми больше, чем я знала в тридцать. И это твой ресурс, который может потом пригодиться. Тема «детям тяжело, мы крадем у них детство» сегодня самая распространенная ложная установка, мешающая воспитывать в детях трудолюбие. Многие мамы сомневаются, нужно ли настаивать, если дети отказываются помогать, и говорят, что им страшно давить на детей, они видят здесь психологическое насилие по отношению к ребенку. Но когда у мамы такое понимание проблемы, воспитать трудолюбие практически невозможно. Стремление облегчить ребенку жизнь появилось не сегодня. Еще в 19 веке Достоевский писал в «Дневнике писателя», что есть дети, которых защищают от всех психологических и физических проблем, от любого вида труда. Он видел в этом угрозу для полноценного развития. А в наше время это явление приняло невероятные масштабы. Когда мы сознательно создаем такую атмосферу, избавляя детей от всех трудностей, то тем самым останавливаем развитие ребенка. Условия, в которых нужно трудиться, преодолевать, создают пространство для роста. Поэтому если мы сомневаемся, надо ли учить ребенка трудиться, нам нужно понять, что трудности — это нормально. Некоторые мамы считают, что не надо заставлять, вот вырастут, сами начнут помогать. Но я знаю всего два случая, когда у дочерей вдруг сама по себе в 16-17 лет проснулась сознательность. Не надо рассчитывать на то, что все произойдет само собой. Человеческий детеныш больше всех других нуждается в продолжительном обучении. Он ничего не умеет делать сам. Если мы не научим правильно мыть посуду, заправлять постель, он сам не научится. У любого процесса есть технология. Как чистить зубы, как надевать колготки, этому всему нужно учить. Есть английская пословица: детей не надо воспитывать, все равно они будут похожи на нас. Когда я стала думать, что меня в ней смущает, то поняла, что копировать они нас будут в негативных проявлениях, а все хорошее редко передается само собой. Иначе как объяснить факт, что у миллионов трудолюбивых, самостоятельных, самодостаточных родителей — ленивые и ничего не умеющие дети? Терпеть помощников Когда мои дети были маленькими, я просто выходила из себя, если они пытались мне помогать. Разбитые чашки, разлитые ведра воды, кажется, после их «помощи» проблем становилось в разы больше… Действительно, когда мы говорим, что у нас нет помощников, то надо задать себе вопрос, а почему у нас их нет? Оказывается, что учить детей сложно. «Да я лучше сделаю сама!» — говорит мама. У нас не хватает терпения терпеть помощников, когда они маленькие. Возникает желание все сделать самой. Просто, быстро и удобно. Получается замкнутый круг: не захотел терпеливо учить ребенка — потом все делаешь сам. Но мы должны понимать, зачем мы терпим. Просто так — бессмысленно. А когда ты воспитываешь в ребенке трудолюбие, ты получаешь самостоятельного ребенка, и тогда этот терпеливый труд становится очень значимым. Важно помнить, что чему-то научить можно только в хорошем расположении духа. Когда я настроена на ребенка, готова подарить ему свое время, внимание, то меня не смущает ни его неловкость, ни его медлительность. Но когда я не настроена, тороплюсь, устала, — в эти моменты раздражает в ребенке все. Поэтому настрой очень важен. Если вы будете раздражены, то вы еще сильнее оттолкнете детей от любых видов труда. Рутина великая и ужасная С чего же начинать трудовое воспитание? Надо и себе, и ребенку объяснить, что есть такое понятие — рутина. Это те повторяющиеся ежедневные бытовые действия, благодаря которым обеспечивается стабильность и порядок в семье. Каждый день мы готовим еду, моем посуду, убираем вещи. Надо объяснить детям, зачем каждый день делать одни и те же обязательные действия. Жизнь семьи устроена как система: если выпадает любой винтик, деталька, то вся система приходит в негодность. Если не будет рутины, этих повторяющихся действий, то начнется хаос, разруха. Не помоем вовремя посуду — очень скоро будет гора. Не сварим вовремя обед — все останутся голодными. Коварна мысль, что от рутины можно избавиться. Это глубокое заблуждение. Рутина дает возможность не тратить лишнюю энергию на авралы. Когда мы выполняем определенные действия каждый день по чуть-чуть, но на всех фронтах, это делает атмосферу семьи стабильной, здоровой. Наша задача — довести исполнение дела до автоматизма. Не стонать «ах, посуда», а за 15 минут — раз-раз! — и все помыть. Помните наших бабушек? Большую часть домашней работы они делали на ходу, как бы между прочим. Они не воспринимали любой вид труда как наказание, и у них было чисто, спокойно. Быт — это повседневные дела, которые не воспринимаются с отвращением, если ты понимаешь, как они делаются, и если они делаются ежедневно. Мы вообще на них не тратим эмоции! Чтобы эта система заработала, нужно начать с нуля. Я учу детей тому, что каждое действие имеет определенный алгоритм. И мытье посуды, и стирка, и приготовление обеда. Даже если ребенку 12 лет, в первую очередь надо показать технологию. А если сказать «иди мой посуду», — конечно, он качественно не помоет. Нужно показать и постепенно довести действия до автоматизма. Сейчас многие женщины жалуются на своих мам: «Меня так в детстве замучили уборкой, что я тряпку в руки взять не могу». Вы знакомы с такими случаями? Какими неправильными действиями можно оттолкнуть детей от труда? Да, конечно. Но наших мам нельзя за это осуждать, только пожалеть. Они выросли в советское время, традиции были утеряны. Кроме той ошибки, которую вы назвали, как ни странно, очень распространена противоположная крайность. Мамы говорили дочкам: «Наработаешься еще. Твое главное дело — учиться, а помогать будешь потом». Частая ошибка: мама требует от ребенка выполнения задания не по возрасту. Совсем маленькие дети могут что-то делать только в игровой форме, и требовать от них выполнения серьезных задач нельзя. Очень распространенная ошибка — отсутствие благодарности. Мама видит результат труда, ребенок все сделал хорошо, но при этом она его не поощряет. Мы часто мысленно что-то отмечаем, но сказать вслух почему-то не всегда считаем нужным. Благодарность, положительная оценка очень важна для ребенка, да и для взрослого. Надо фиксировать внимание на результатах: «Посмотри, как у тебя стало уютно! Ты сделала быстрее сегодня!». Всегда подчеркивайте позитив. Беседовала Вероника Бузынкина Фото — из личного архива автора