В редакцию журнала Матроны.РУ пришел вопрос от нашей читательницы:

«Как понять, что грех прощен? Ведь есть такие люди, которые могут по 10 раз с одной и той же историей ходить на исповедь и всё равно чувствовать свою особую ущербность и греховность.
Кто-то сделал аборт, кто-то изменил, кто-то просто соседского кота ногой пнул, и это увидел сосед… Разные ситуации, но одно и то же чувства, что «нет мне прощения». Как быть, что делать?»

Отвечает диакон Виталий Богданов.

Вопрос актуальный. Чувство собственной прощенности – это нормальное состояние для человека. Состояние некого катарсиса, чувство очищения, искупления. Это попытка избавиться от гнета из-за ощущения своей вины, которое становится тяжелой ношей, мешающей дышать полной грудью, которое лишает нас сил, данных нам для того, чтобы мы стремились совершать такие дела, которые Господь называет добрыми, радовались собственной жизни и любили бы своих близких «как самих себя».

Чтобы разобраться в заданном вопросе, необходимо сразу разграничить такие два понятия как «совершенный грех» и «испытываемое чувство вины». Есть разница в том, как люди относятся к одним и тем же событиям своей жизни, как воспринимают жизненные обстоятельства. Так, люди по-разному могут оценивать тяжесть совершенного поступка,  по-разному относиться к его совершению. И в итоге, через это отношение, могут выбирать путь, по которому они пойдут.

Возьмем для примера всеми известный характерный образ такого персонажа Библии как Иуда Искариотский, человека, который за тридцать серебряников предал Христа. Абсолютно все учителя Церкви и толкователи Священного Писания сходятся в мнении, что главной причиной такого его поступка было сребролюбие. Человек этот имел денежный ящик, пристрастие к деньгам. Есть мнение, что Иуда, считая Христа всемогущим, верил, если выразиться современным языком, что Он «выкрутится» из сложившихся обстоятельств в любом случае. А Иуда так или иначе обогатится на эти тридцать серебряников. И когда этого не случилось, когда Христа предали на распятии, тогда Иуда пережил чудовищную ночь на суде у первосвященников, а затем суд у римского прокуратора Пилата и чудовищное избиение римскими Скорпионами (это было такое орудие пыток).

И когда Иисус был окончательно осужден на распятие, то Иуда увидел эту необратимость, увидел к чему привел его поступок, и, конечно, как говорят все евангелисты, он раскаялся. Иуда побежал назад к своим кредиторам, людям, которым он предал Христа и сказал: «Согрешил я, предав Кровь невинную». Первосвященникам уже не было до этого никакого дела, они получили то, что хотели. И сказали, что это твои проблемы, смотри уж теперь сам. Уйдя от них, как сказано в Писании, Иуда пошел в Храм, бросил на пол полученные тридцать сребреников, а после пошел — и повесился.

Второй образ – это Апостол Петр, человек, который на Тайной Вечере, всего за несколько часов до ареста Христа, «бил себя в грудь», утверждая, что, даже если все ученики разбегутся, оставив Христа одного, как учитель и предрекал, он-то, Петр, Его точно не бросит. Даже если для этого придется умереть. Христос ответил тому : «Ты душу свою положишь за Меня? В эту самую ночь, прежде, чем пропоет петух, ты трижды отречешься от Меня!».

Так в итоге и случилось. Не первосвященники, не римские воины, а какая-то простая служанка архиерейского двора задала вопрос: «Послушай, ведь это ты был с Иисусом из Галилеи?» На что Петр испугался и по человеческой слабости своей сразу стал клясться и божиться, что он не знает Иисуса – и пропел петух. Так Петр отрекся от Христа, первый раз Его предал. Конечно, он не был причиной смерти Христа, но по сути и Иуда не был прямым виновником Его смерти. Убить Иисуса иудеи пытались и раньше.  Им был нужен лишь удобный повод, и на месте Иуды мог оказаться любой другой человек. Вопрос в том, что они оба — и Иуда, и Петр — предали Христа.

Но все же после Апостол Петр не отказался от своего Учителя. И, когда Христос воскрес, Петр одним из первых стал свидетелем этого Воскресения. И когда Христос обратился к нему, сказав: «Симон Ионин! Любишь ли ты Меня больше, нежели они?», Петр ответил : «Господи, Ты же все знаешь, знаешь, что я люблю Тебя». И Христос сказал ему: «Паси моих овец», будь снова моим апостолом и учеником. Он простил Петра.

Самое важное отличие Иуды от Петра состоит в том, что Иуда не верил в прощение. Если бы он пришел на Голгофу к распятому Христу, упал бы к Его ногам и сказал бы: «Равви, я согрешил, прости меня!», конечно же Иисус простил бы его. Но Иуда этого не сделал. Почему? Конечно, мы до конца так и не узнаем причин подобного поступка, но скорее всего, Иуда так же, как не верим мы, не верил в возможность прощения. Виной всему была его гордость – он посчитал себя настолько великим грешником, что прощения ему быть не могло.

И нам стоит задуматься: хотим ли мы такого исхода? Мы должны верить в Божье всепрощение. Нет греха, который мог бы победить человеколюбие Божье, потому что все мы – Его дети, а Он – наш Небесный Отец. Он любит нас и ждет нашего возвращения так же, как отец ждал возвращение блудного сына в знаменитой притче Христа, когда, увидев сына на горизонте, отец побежал  на встречу ему, встретил с радостью и устроил в честь вернувшегося и раскаявшегося своего сына торжественный пир.

Смотря на эти два примера Иуды и Апостола Петра, мы должны сделать для себя выбор: что нам ближе? Ведь путь Иуды в конечном итоге предполагает гибель. Не только души, но и тела. Путь Петра через раскаяние несет спасение.

Чувство вины – это, пожалуй, самое большое искушение, которое есть на жизненном пути человека, которое заложено в его психологии. Осознание своей немощи и желание исправляться приносит  покаяние и мир в душе. Но когда человек многократно кается, но продолжает чувствовать свою вину, здесь самое время задуматься, а не является ли это бесовским наваждением, не является ли это зарождением страсти отчаяния, корнем которого является человеческая гордость? Ведь если сам Христос тебя простил, примирил с самим собой через Таинство Исповеди, то как можешь ты продолжать себя осуждать за тот или иной поступок?

Если чувство вины продолжает беспокоить, к этому стоит относиться достаточно спокойно. Ведь мы теоретически знаем, что прощены. И для того, чтобы быть в мире со своей совестью, конечно же, чаще всего лучше не просто исповедоваться, но еще и помириться с теми людьми, которым мы, может быть, причинили это зло. Часто мы можем примириться с ними в душе своей, но не сказать ему в лицо: «Прости меня, я был не прав». Иногда достаточно поступить таким образом для того, чтобы избавиться от того чувства вины, которое мы ощущаем. Как правило, если мы встретим хотя бы просто нейтральное отношение, этого будет для нас достаточно.

Если же такое примирение по каким-то причинам невозможно, мы все равно должны спокойно молиться Богу. И верить в то, что в силу Своего всемогущества, Своей любви Господь нас прощает, когда мы искренне желаем избавиться от совершенного нами. И грех этот уже не довлеет над нами, и не может быть в нем, прощенном самим Господом, нашей неискупимой вины.

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Клирик храма Воскресения Христова г. Воронеж, руководитель пресс-службы Воронежской епархии

Другие статьи автора
новые старые популярные
5julia68

Отлично!

aktovegin

Да, замечательная статья. И все же…Помню удивительный финский фильм "Анна-Лииса" о жизни финских фермеров начала 20-го века. Православная семья: отец, мать, дочери 12-ти и 20-ти лет, бабушка. Все у них хорошо, старшая Анна-Лииса скоро выходит замуж за хорошего парня. И все счастливы, и Анна — чудесная чистая девочка. Но…возвращается из дальних странствий соседский парень, и зритель узнает страшную правду: в 15 лет у Анны была первая любовь с этим парнем, она забеременела, в тайне ото всех родила и в припадке страха убила новорожденного. Три года ее мучила совесть, но она пыталась заглушить ее голос, и вот, бывший возлюбленный опять заставляет… Читать далее »

5julia68

по логике развития характера-да. это ее личный выбор. и все же- покаяться прилюдно и сдаться полиции-это не суицид в припадке отчаяния

elleni7

А как же слова из 50-го , Покаянного псалма "Грех мой предо мною есть выну"? Выну — это ВСЕГДА по церковно-славянски. Царь Давид, псалмопевец, ВСЕГДА видел перед своими глазами свой грех ( по его приказу убили военноначальника Урию, мужа Вирсавии, которую царь пожелал сделать своей). Святой! Который обладал даром Богообщения! Всегда видел перед собой свой грех и каялся в нём до конца жизни… А нам, значит, взять и забыть? Одно дело, грехи, последствия которых можно поправить, а если нет? И знаете, когда мне на исповеди священник вот так же указал на Иуду, отчаяние моё от этого сравнения только увеличилось. 🙁

А почему сразу забыть? Можно помнить о грехе, но не пребывать в постоянном ощущении, что "меня никогда и ни за что не простят". Очень часто я вижу людей, которые чувствуют вину именно потому, что не могут смириться с тем, что сделали что-то необратимое. И просто захлёбываются в своём чувстве вины вместо того, чтобы жить. Постоянно концентрируются на своей вине, постоянно об этом думают. В результате мы имеем не покаяние и делание, а фиксацию на каком-то событии и отрицание опыта жизни здесь и сейчас. Хотя бы ради близких необходимо перестать постоянно виниться и начать жить и видеть не только свою вину,… Читать далее »

elleni7

Не обязательно доводить ситуацию до абсурда. Иногда даже "просто помнить о совершенном грехе" достаточно для того, чтобы постоянно чувствовать своё недостоинство и духовное уродство. Не впадая в отчаяние, нет. И не отказываясь на этом основании от попыток стать лучше, совершеннее. Просто совершая грех, мы этим самым уже наказываем себя на всю оставшуюся жизнь. Это точка невозврата. Помните, как блудный сын, промотав наследство, возвращается к отцу? Он просит принять его не в качестве сына, а в качестве раба, работающего за пропитание. И факт радушного приёма не меняет его внутреннего самоощущения, по-моему. Странно было бы в этой ситуации воскликнуть : ну вот… Читать далее »

Однако, сына встретили не так, как он думал, а пир устроили и радовались его возвращению. В статье речь идёт о ситуации, когда блудный сын сказал бы: "Нет, отец, убирай пир, разгоняй гостей, ибо нет мне прощения".

elleni7

А вот и нет. Встретимся с Отцом мы только после смерти. Тогда и узнаем, к какому стаду причтены — к овцам или к козлищам. Верить, надеяться на прощение — надо. А вот махнуть рукой, мол, папа добрый, всё простит, и жить как жил — я бы не рискнула. Впрочем, это я о себе. Кому-либо ещё давать советов не берусь. И Вы вполне можете оставаться при своём мнении, спорить бессмысленно.

Можно подумать, тут кто-то хоть словом обмолвился о том, чтоб рукой махнуть. Мне кажется, Вы невнимательно прочитали текст.

Argira2112

слова из 50-го , Покаянного псалма "Грех мой предо мною есть выну" можно объяснить так: Не надо держать прошлое всегда перед собой, потому что оно парализует вас. Держите его сбоку, рядом, под рукой, и оно очень поможет вам жить в настоящем! Нужно принять такое видение мира и себя самого, в котором прошлое не является чем-то далёким, оторванным от настоящего, как будто оно происходило не с
нами. Ведь мы как бы дети тех детей, которыми были в детстве.

Argira2112

Прошлое просит, чтобы его услышали. Оно хочет быть осмысленным. Только вспоминая прошлое, можно придать смысл настоящему. Только вспоминая и интерпретируя, мы сможем по-настоящему измениться, улучшиться, стать более сознательными, расти. Если мы умеем интерпретировать прошлое, то можем изменить самые грустные, темные, драматические его страницы. Закрытые люди и эгоисты не меняются, остаются прежними, потому что не хотят осмыслить своё прошлое. Как неизменяемое, прошлое начинает доминировать над людьми, зажатыми в тиски ложного сознания собственного всемогущества. С другой стороны, именно из-за своей неизменяемости прошлое даёт чувство меры тому, кто вспоминает. Воспоминание о том, какими мы были, разбивает наши неврозы, наше “всемогущество” , нашу злобу,… Читать далее »

Евгения Б.

Просыпается тело,
Напрягается слух.
Ночь дошла до предела,
Крикнул третий петух.

Сел старик на кровати,
Заскрипела кровать.
Было так при Пилате.
Что теперь вспоминать.

И какая досада
Сердце точит с утра?
И на что это надо —
Горевать за Петра?

Кто всего мне дороже,
Всех желаннее мне?
В эту ночь от кого же
Я отрекся во сне?

Крик идет петушиный
В первой утренней мгле
Через горы-долины
По широкой земле.
Арсений Тарковский.

Евгения Б.

Спасибо отцу диакону. Тяжело смириться со своим несовершенством. Признать, что есть недостатки , есть проступки, слабости. Признать –это начало пути к исправлению. На исповеди идет отпущение греха. Разрешение от него. После исповеди надо отпустить самому этот грех. Вот умом понимаю, а через сердце не проходит. Очень многое тяготит душу…
Слышала о таком предании, что Петр до конца своих дней при крике утреннего петуха горько плакал.

Мария

Вывод. Если мы заболели, или родные-близкие это поняли, по возможности надо искать православных врачей, в т.ч. психиатров, а не обвинять в запущенности болезни то священство то медицину.

Похожие статьи