Мало кто знает, но цветные фотографии научились делать ещё в конце XIX века. Правда, для этого фотокамера фиксировала на одной стеклянной пластинке три изображения, сделанные через синий, зеленый и красный фильтры, каждый из которых был обработан специальным сенсибилизатором, то есть веществом, повышающим восприимчивость соединений серебра к лучам света различной длины. Первая в мире цветная фотография Первая цветная фотография появилась в далёком 1861 году благодаря опытам английского физика Джеймса Кларка Максвелла, который пытался доказать теорию «трёхцветного зрения» (на основе которой сейчас создаются мониторы и телевизоры). Можно сказать, что цветная фотография стала побочным продуктом этих опытов, впрочем, произведя огромный фурор в научных кругах, когда научному миру в Лондоне было представлено изображение трёхцветного банта путём проецирования на экран красного, зеленого и синего диапозитивов. Однако сейчас известно, что Максвеллу помогли два счастливых совпадения. Красные цвета ленты отразили ультрафиолетовый свет, который зафиксировался на пластинке, а зеленый светофильтр частично пропустил синий свет. В 1869 году Дюко дю Орон в своей книге «Цветная фотография. Решение проблемы» высказал идею совмещения в одном фотоматериале всех трех цветоделящих светофильтров и проведения в одном эмульсионном слое анализа и синтеза цвета. В 1892 году такой способ был претворён в жизнь и запатентован английским ученым Джоли. До 30-х годов XX века фотографы не стремились использовать цветное фото из-за сложности и дороговизны её производства. Изучение и поиск новых способов получения фотографической картинки стало уделом профессиональных учёных, химиков и оптиков. Так, в 1891 году физик из Сорбонны Габриэль Липман, лауреат Нобелевской премии по физике в 1908 г. «за создание метода фотографического воспроизведения цветов на основе явления интерференции», представил во Французской академии наук свой уникальный метод получения цветных изображений. Вспоминая об истории цветной фотографии, особенно приятно отметить вклад нашего российского учёного Сергея Михайловича Прокудина-Горского, разработавшего технологии, позволяющие уменьшить выдержку и увеличить возможности тиражирования снимка. Сергей Михайлович закончил в 1889 году Технологический институт в Санкт-Петербурге, где посещал лекции Менделеева. Изучал также живопись в Императорской Академии художеств. Затем продолжил своё обучение на химика в Берлине и Париже, где сотрудничал с химиками и изобретателями Жюлем-Эдме Момене и Адольфом Мите. Вместе с ними занимался разработкой перспективных методов цветной фотографии. После возвращения на родину в середине 1890-х годов Прокудин-Горский уже являлся российским авторитетом в области фотографии, ему была поручена организация курсов практической фотографии при Императорском русского техническом обществе. В мае 1909 года учёный получил аудиенцию у императора Николая II, который поручил ему заснять всевозможные стороны жизни всех областей, составлявших тогда Российскую империю. Для этого фотографу был выделен специально оборудованный железнодорожный вагон. Для работы на водных путях правительство выделило небольшой пароход, способный идти по мелководью, с командой, а для реки Чусовой — моторную лодку. Для съёмок Урала и Уральского хребта в Екатеринбург был прислан автомобиль «Форд». Кроме того, были выданы царской канцелярией документы, дававшие доступ во все места империи, а чиновникам было предписано помогать Прокудину-Горскому в его путешествиях. Коллекция цветных фотографий Сергея Михайловича Прокудина-Горского была куплена у его наследников в 1948 году Библиотекой Конгресса США (Library of Congress) и долгое время лежала там в архивах. Только развитие компьютерных технологий позволило обработать эти снимки и показать уникальные виды Российской империи в полном цвете. В 2001 году Библиотека Конгресса открыла выставку “Империя, которой была Россия”. Для нее стеклянные пластины были отсканированы, и с помощью компьютера воссозданы исходные цветные фотографии, отретушированные и подвергнутые цветокоррекции. Предлагаем вашему вниманию подборку удивительных фотографий Российской Империи, которые были сделаны в 1907-1916 годах. Река Москва от Ферапонтовского монастыря. У Можайска. Осень. Этюд у деревни Горки, Можайский уезд, Московская губерния Вид в г. Златоусте Курная избушка в лесу для дровосеков и курья (выжигание угля). Река Чусовая В Бородинском музее. Бородино. В Малороссии (близ г. Путивля Курской губернии) Крестьянские девушки. д. Топорня Новгородской губернии Остречины. Этюд. Олонецкая губерния, Петрозаводский уезд. На р. Ордежь близ станции Сиверская Санкт-Петербургской губернии. Станция Бородино Монахи за работой: посадка картофеля в Гефсиманском скиту Ниловой пустыни Прокудин-Горский на реке Скурицхали. Этюд Младшая жена текинца в парадном костюме. Близ Байрам-Али, Закайспийская область, Мервский уезд Екатерининский источник. Боржом Военнопленные австрийцы у барака близ станции Кивач г. Александров. Общий вид на Успенский монастырь. Батум. Общий вид с востока Мулла с ученицами у Артомелинской мечети в Артвине Вид монастыря препод. Нила Столбенского Вид с Секирной горы на Савватиевский скит Соловецкого монастыря Обед на покосе, Вологодская губерния, Череповецкий уезд Общий вид мечети (некрополя) Шах-Зинде, Самарканд Эмир Бухарский. Бухара Мугань. Семья поселенца. Пос. Графовка, Бакинская губерния Общий вид на монастырь и побережье из келий о. Тиверия. Новый Афон. Могила Тучковой с сыном в построенной ею церкви в Спасо-Бородинском монастыре Манекены в старинных женских костюмах различных уездов Тверской губернии. В Тверском музее Общий вид Горицкого монастыря Вид на Екатеринбург от дачи Начальника Горного Округа Старинная часовня на набережной г. Осташкова Пристань на Онежском озере в Кондопоге Текст подготовлен по данным открытых источников. Фотографии: ttp://prokudin-gorsky.org