История сегодняшнего праздника напоминает мне сразу несколько событий, мало связанных друг с другом. Размышляя на тему того, что же сегодня празднует страна, я задумалась о перекати-поле. Мне кажется, что это забавное растение вполне могло бы стать символом нашего вечно переходного времени. От одной революции до другой, от одного напряжения к другому, от одной беды к всё новым и новым лишениям и «выгоняниям». Сами посудите, такая степь да степь кругом, а по ней, подстрекаемая ветрами враждебными, летает без устали этакая куча-мала без роду и без племени, без корней и без целей – куда ветер подует, туда и бежим. Как-то в блоге у одного заграничного друга я прочитала интересное высказывание о нас, русских. Вне зависимости от конфессии или политических пристрастий. Характеристика нам давалась такая: «Русские люди известны во всем мире своим умением находить выход из самых сложных ситуаций. Но еще больше они известны своим умением находить туда вход». Мы умеем, это правда. Может быть, история России мне известна лучше прочих, может, другие страны вообще как-то меньше волнуют конкретно меня, но как-то любила я ещё с детства, листая многочисленные исторические книги, размышлять о кризисах и революциях. В самом деле – то татары формируют выборный орган власти в стране, собирают дань и девиц в плен угоняют, потом на место татар приходят поляки вместе со своими мифическими лжецарями, затем – французы, немцы, перестройки… Какой-то заколдованный круг. Такое ощущение, что не умеет русский народ без смут, чего-то не хватает. То, что сейчас происходит в нашей политической жизни, мне тоже напоминает не то подростковую паранойю, не то тоску по настоящим испытаниям, когда эйфория захватывает по самую макушку, в жилах кипит кровь, и хочется правда влиять на всё, что происходит вокруг. Даже на то, на что влиять никак не получается. Мы, русские, с одной стороны очень виктимны и терпеливы, готовы до посинения прощать, ждать и тянуть. Но с другой… Обратите внимания, в глубине души все контролируют всех. Достаточно почитать русские народные сказки, чтобы понять, что даже Емеля чувствует себя героем ситуации и на печи валяется просто потому, что время ещё не пришло. Вот только произойдёт что-то важное, появится знак, и вуаля. Придут какие-нибудь калики перехожие, скажут богатырю волшебное слово, вдохновят – и он всех победит. Главное, что до этого обязательно надо тридцать лет и три года молчать и искать смысл жизни. На самом деле, человеку, переполненному разными противоречивыми чувствами на тему самого себя, бывает очень сложно просто так жить и радоваться. Когда главный враг находится внутри, очень хочется не обращать на это внимание, а искать что-то снаружи. Что-то такое, на что можно проецировать свою агрессию по отношению к себе или к очень значимым близким людям. И проще всего организовывать дружбу против кого-то, искать врагов и всю жизнь свою посвящать чему-то внешнему, требующему постоянного и неусыпного внимания. Хорошо это или плохо? Не могу ничего сказать. Но думается мне, что эта наша двойственность: когда одновременно хочется наконец-то уже пожить для себя и расслабиться, но при этом надо периодически ощущать себя проклятьем заклеймённым избранным народом, которому обязательно нужен великий подвиг ради великой идеи. Помните, во времена, когда прежняя, языческая, идеология изжила себя, когда на место местечковых богов пришла новая русская идея, подкрепляя истинное знание, происходили интересные метаморфозы и с праздниками. Кстати, заменой традиционных культовых празднеств занималось не только православие, этим может отметиться любая религия. Берётся что-то важное и привычное, ну, например, день октябрьской социалистической революции (или переворота, не знаю, кому как привычнее и ближе) и немного трансформируется. Вроде есть борьба общественных масс за своё светлое будущее, вроде есть некоторая традиция – и как хорошо расставить акценты немного иначе и постараться переключить внимание народа в другую сторону. Хочется радоваться празднику весны – давайте, празднуйте. Только добавим к этому новый, глубокий смысл – подготовку не только к летнему дню, не только к урожаю, но и к Жизни Вечной и Трапезе Новой. Хочется массово возмутиться и объединиться против какого-то внешнего врага – так давайте выльем свой гнев праведный на иноземных захватчиков, которые мешают строить нам новое светлое общество. К счастью для новой идеологии, рядом с привычным праздником искоренения традиции есть другой пример, где традиция всё же победила. И уверена, что на каком-то глубинном уровне принадлежности к собственной истории (которую пусть даже неосознанно переживает каждый из нас) даже те, кто привык называть козлами и отца, и отечество, это понимают и чуют. И новый праздник – это какая-то такая попытка дать нам иное видение себя, своего многострадального народа и своих сокровищ, непереходящих и неосязаемых. Это новая модель для тех, кто по-прежнему слишком любит воевать с самими собой, но при этом безумно устал от этой борьбы, бессмысленной и беспощадной. А истина, как водится, не в людях, не в друзьях и врагах, не в свободе бескрайних полей, не в привычном отсутствии корней, не в радости собраться в кучу и с громким хохотом нестись вприпрыжку сквозь время и пространство, а где-то совсем рядом.