1 июня отмечается Международный день защиты детей. Его стоило бы переименовать в День психологической самообороны детей. Сегодня общество подхлестывает интеллектуальное развитие детей, слабо заботясь при этом об их психологическом комфорте. В современном мире, переполненном обилием информации и эмоциональных нагрузок, детворе приходится непросто. Родители, педагоги и общество в целом зачастую предъявляют к малышам завышенные требования, форсируя умственное развитие и требуя скорейшей адаптации детей к взрослой жизни. Жизненный успех сегодня превратился в одну из главных общественных ценностей. Гонка за социальным статусом и финансовым благополучием напоминает забег птиц и зверей в книге «Алиса в стране чудес» Льюиса Кэрролла. Вечный «спринт», гнет корпоративных и бытовых забот мешают родителям дать детям достаточно тепла и внимания. Сегодня сама родительская любовь меняется, уверены некоторые эксперты. Вместо безусловной любви — умения принять ребенка таким, какой он есть, — родители нередко питают к своим чадам смешанные чувства: восхищение ребенком, который успешен, и стыд за малыша-неудачника, не отвечающего завышенным требованиям. В итоге чадо теряет чувство защищенности, начинает интуитивно обороняться от тех, кому должен доверять больше всего, — родителей. Завышенные требования последних приводят к тому, что психическое благополучие детей, эмоциональный контакт с ними уже не входят в число приоритетов, считает профессор кафедры возрастной психологии МГППУ Наталья Авдеева: «Родители начинают заботиться прежде всего о том, чтобы ребенок в каждом возрасте был успешным. Десять-пятнадцать лет назад родители говорили: «Хочу, чтобы мой ребенок был добрым, любил людей, чтобы его уважали другие». А сейчас они говорят: «Хочу, чтобы он был успешным и самостоятельным». В основном это связано с карьерными достижениями. Они превалируют над самореализацией». В итоге родители и педагоги подхлестывают интеллектуальное развитие дошкольников, заставляя, к примеру, пятилеток читать, писать, решать легкие математические задачки и совершать несложные манипуляции с компьютером. «Амбиции родителей растут, при этом многие взрослые плохо представляют себе особенности возрастной психологии, — заметила эксперт Высшей школы экономики Татьяна Абанкина. — Но ранняя специализация – художественный, музыкальный или спортивный уклон в детском образовании – нередко вызывает эмоционально-психологические перегрузки». Получается, что ребенок сызмала должен доказывать, что оправдает ожидания и будет жить той жизнью, которую ему предопределили родители. В такой обстановке дети могут стать невротиками с тяжелой зависимостью от собственных успехов, полагает Татьяна Абанкина: «Ребенок так психологически устроен, что он зависит от внешних оценок. Любой малыш хочет быть хорошим, и ему нравятся похвалы в его адрес. И взрослым-то людям трудно объективно относиться к успеху. А детям – тем более». Для сегодняшних детей, напуганных и малоподвижных «узников» дома и школы – островков спасения от уличных опасностей, – являются доверительные отношения с родителями. Такое доверие – главный стимул к развитию ребенка. И, когда матери и отцы назначают ребенку «цену» в зависимости от его успехов, впору придумывать средства психологической защиты детей от родителей. Например, чтобы специалисты объясняли взрослым, что родительская гордость за медали и успехи ребенка и его счастливое детство – разные вещи. Источник: «Голос России« Автор: Ольга Соболевская