В Италии бытует мнение, что российское (советское) образование очень хорошее. Еще помнят на Западе высокий профессионализм, к примеру, наших инженеров-эмигрантов. А вот как и чему учатся на Апеннинах? Начнем с того, что в школу в Италии идут вовсе не 1 сентября. Кстати, и осень здесь официально начинается гораздо позже, 22 или 23 сентября, в день осеннего равноденствия. А единой даты начала занятий не существует, поскольку сначала приступает к учебе детвора на севере страны, а последними — школьники на южной Сицилии. Почему, недоуменно спросите вы? Ну, как же, ведь на Сицилии стоит удушающая жара вплоть до конца сентября, потому местным ребятам и дали эту отстрочку. Итальянские ребятишки идут в школу в шесть лет – до этого многие родители отдают детей в возрасте с 3 до 5 лет в детские сады, чтобы подготовить их к школе и привить первые навыки межличностного общения, хотя этот этап образования не является обязательным. Первый учебный цикл для детворы с 6 до 13 лет – это пятилетняя начальная и трехлетняя средняя школы. И начальное, и среднее учреждения входят в обязательный цикл образования. Переход из начальных в средние классы осуществляется автоматически – ученикам не надо сдавать никакие экзамены. Только после media ребятам предстоит пройти экзамен для того, чтобы приступить ко второму циклу школьного образования, который длится с 14 до 19 лет. Перед итальянскими подростками в 14 лет стоит выбор дальнейшего учебного заведения, ведь от него зависит, каким станет их дальнейшее образование. В Италии существуют классические, научные, лингвистические и артистические лицеи и различные профессиональные и технические колледжи. Все они объединены под понятием «высшая школа». Именно здесь начинается первая условная «специализация» или, если хотите, будущая профессиональная ориентация: в классических лицеях делают упор на гуманитарные дисциплинае и изучение латыни и древнегреческого, классических мертвых языков; в научных лицеях особое внимание уделяют точным наукам, а в колледжах ученики приобретают первые профессиональные навыки и осваивают азы своих будущих профессий. И если отучившиеся в лицеях ребята затем, как правило, поступают в профильные университеты, то закончившие колледжи ученики становятся рабочими и техниками различных специальностей. Высшая школа длится пять лет и разделена на два цикла – двухлетний biennio и трехлетний triennio. Только в профессиональных колледжах можно получить квалификационный диплом после трех лет обучения. С 16 до 18 лет некоторые ученики могут быть «освобождены» от посещения школьных занятий, если ходят на курсы или стажировки по будущей специальности. Доложу вам, что видела я итальянскую молодежь, обучающуюся на таких курсах. На занятия они приходят с опозданием, выкуривают по сигаретке-другой и непринужденно болтают во дворике, пока за ними не спустится преподаватель и не пригласит наконец-то за парты… Мне с моим советским воспитанием такой либеральный подход кажется криминальным, хоть многие со мной могут и не согласиться. Да и жалобы итальянских выпускников на местное правительство за то, что оно не может гарантировать им непыльную работу с достойным окладом сразу из-за парты, вызывают у меня только раздражение. Однако вернемся к системе обучения в Италии. Обязательное образование в Италии предусмотрено вплоть до 16 лет, поэтому начальный двухлетний цикл обучения в высшей школе еще является обязательным. После полного цикла пятилетнего обучения 18-летние подростки сдают государственные экзамены «зрелости», после успешного прохождения которых могут записаться в университет или начать работать. Сейчас в Италии эти экзамены предусматривают устный и письменный опрос по всем предметам последнего года, который проводит комиссия как из преподавателей своей школы, так и приглашенных из других учебный заведений. Как поступают в Италии с неуспевающими учениками? Раньше для таких нерадивых школяров система обязательного образования предусматривала специальную аттестацию, так называемые экзамены «восстановления». Неуспевающему ученику предоставлялась возможность досдать в сентябре пройденный материал максимум по трем дисциплинам (если таких дисциплин было больше трех, то ученик автоматически оставался на второй год), а по результатам экзаменов школьника или переводили в следующий класс, или же оставляли еще на год. Лето отстающие ученики проводили с репетиторами, чтобы подготовиться к этим самым решающим экзаменам в сентябре. Правда, потом, в 1968 году, в период студенческих волнений по всей Европе, итальянское правительство ввело понятие «политической шестерки» (sei politico или политического «удовлетворительно», sufficienza politica, в университетах равнозначного 18 баллам), минимальной, практически гарантированной всем оценки, достаточной для перехода в следующий класс без каких-либо дополнительных экзаменов. Затем, в 90-х годах государство и вовсе решило пресечь нередко оплачиваемое «в черную» репетиторство и частные занятия, попросту отменив осенние досдачи. В результате в школах искусственно повысилась успеваемость, правда, сильно пострадало при этом качество образования. Государственные мужи вскоре одумались, и сейчас итальянские школьники снова сдают экзамены в сентябре, если не успевают по каким-то предметам. Вы наверняка уже успели заметить, что и система оценок в Италии тоже отличается от российской пятибальной шкалы успеваемости. В школе оценки варьируются от 1 до 10, где «шестерка» – это аналог нашей российской «тройки», а «десятку», высший бал, ставят чрезвычайно редко. В университетах успеваемость оценивают уже по тридцатибальной шкале. Кстати, об университетах. К выпускникам высших учебных заведений следует уважительно обращаться dottore (к мужчине) или dottoressa (к женщине), что значит «доктор». А вот учиться в итальянских alma mater можно чуть ли не до седины. А все потому, что в Италии нет строгого понятия зимней и летней сессии, а экзамены здесь сдают после завершения цикла лекций по каждому предмету, и студент может сам выбирать дату опроса в рамках условных сессий. Есть у меня один знакомый римлянин, который в свои 34 года все еще – и сколько еще им пробудет! – вечный студент. Но он, к чести его будет сказано, по крайней мере начал подрабатывать, тренируя футбольную команду школьников, в то время как один мой дальний итальянский родственник в свои 30 лет все еще живет с родителями, получает от них карманные деньги, неспеша досдает оставшиеся экзамены и, особо не утруждаясь, проходит трудовую практику, постоянно жалуясь на бесчеловечность графика с 9.00 утра до 17.00 вечера. Обсудив различия между двумя системами образования, российской и итальянской, самое время поискать что-то общее. Вот, к примеру, в Италии, как и в России, у преподавателей есть свои любимчики. И на Апеннинах таким ставят хорошие оценки просто так, за красивые глаза. Муж рассказывал мне, что у него в школе преподаватель философии ставил во время опроса так называемые voti di simpatia, основанные на личных симпатиях оценки, просто указывая на своих любимчиков и приговаривая «я уж знаю, что ты знаешь ответ на этот вопрос». И здесь устраивают контрольные работы для двух вариантов, и здесь тоже все равно норовят списать. И если в мастерстве изготовления шпаргалок я бы отдала пальму первенства российским школьникам, то итальянским ученикам можно, по крайней мере, позавидовать в предприимчивости и находчивости. Моя приятельница до сих пор вспоминает одного своего отчаянного одноклассника, который как-то во время письменного экзамена по латыни просто поднялся со своего места, пересел к ней и списал все, что хотел прямо на глазах у растерянного учителя, который, видимо, просто не знал, как отреагировать на подобный смелый демарш. Мне сразу вспоминаются слова моей первой школьной учительницы Нины Ильиничны (светлая ей память!): «Меня учили многие, и добрые, и строгие / Чему учили добрые, я скоро позабыл / И помню только то, чему учили строгие». Она была требовательным, но справедливым педагогом, и не разделяла мнения либерально настроенных коллег, никогда не наказывающих нерадивых учеников. Вот и итальянскую школу много и уже давно нещадно критикуют несмотря на все проведенные реформы. Журналист, писатель и поэт Коррадо Альваро (C. Alvaro) в L’Italia rinunzia писал, что «множество аттестатов и множество дипломов не делают Италию культурной страной». Ему вторит писатель Карло Леви (C. Levi, автор автобиографического романа Cristosi è fermato a Eboli): «Италия – страна дипломов и аттестатов, страна культуры, которая сводится всего лишь к добыче и конвульсивной защите места работы». Можно ли поверить им на слово? У меня есть свое мнение на этот счет. А вам, дорогие читатели, как кажется и каким видится хорошо организованный образовательный процесс?