Подрастающие дети — новые вызовы для родителей. В том числе, и финансовые. Как отвечать на все «хочу»? Что важнее, дочкина гимнастика или папин английский? Как «втиснуть» в постоянные траты на детей мамину обновку? Недавно знакомая, советуясь о приоритетах в распределении денег, поделилась своей ситуацией. С ее разрешения привожу здесь часть письма. Две наших дочки учатся музыке – это 4800х2 в месяц, у одной из них брекеты – это в среднем 3800 ежемесячно, вторая ходит на гимнастику – еще 4000. Сумма в результате немаленькая. Испытываю раздражение, что, к примеру, и я, и муж, которому это надо по работе, не можем продолжать курсы английского. С одеждой примерно то же — важнее и проще купить дочкам, они же все время растут. И вроде недорого. Но когда записываешь — тоже определенная ежемесячная сумма. А когда я себе покупала одежду, я уже и забыла. Но на такую сумму я периодически могла бы покупать что-то и себе! Еще важный вопрос: стоит ли вводить детей в курс финансовых дел? Раньше считалось, что дети должны расти, не думая о деньгах. Это интеллигентно и трогательно. Но когда дочка-подросток начинает скандалить «тебе жалко 400 рублей на футболку!», не знаешь, как объяснить по-другому. Посчитала ей, сколько было куплено всего по мелочи в этот месяц, так как готовились к летнему лагерю, получилось 5 тыс. Говорю: «Согласись, что футболку можно хотя бы на другой месяц перенести»,- и действительно, она поняла и согласилась. Но все-таки чувствую, что все время скатываюсь в эти разговоры о стоимостях и деньгах, и дети тоже все время что-то начинают подсчитывать. Кажется, что это неправильно, по крайней мере, мы по-другому росли. Ответ на это письмо я начну с конца. Сначала поговорите о деньгах не с детьми, а с собой Действительно, мы (родители, которым сейчас за тридцать или за сорок) росли иначе: старшие еще при СССР, более молодые — в «лихие девяностые». Тогда отношение к деньгам было другим, потому что кардинально другой была экономика. «Интеллигентно и трогательно» не думать о деньгах, на мой взгляд, можно лишь тогда, когда о них кто-то подумал за тебя (родители, муж, государство…). Я убеждена, что говорить с детьми о деньгах надо (они же потом «спасибо» скажут). Как именно — каждая семья решает самостоятельно. Но прежде всего определиться с отношением к финансам должны сами взрослые. Деньги — зло, приличному человеку недостойно думать о них? Деньги — вознаграждение за честный и качественный труд, которое дает возможность обеспечивать семью? Деньги это свобода? Деньги это власть? Поговорите с собой об этом. Негатив вокруг финансовой темы создают и стереотипные установки. Например, «честным трудом много не заработаешь», «учителям и врачам всегда мало платят», «деньги развращают» и другие. Подумайте, справедливо ли это, откуда эти представления у вас в голове. Неплохо заодно честно ответить себе: что для вас «много» и «мало» денег, устраивает ли вас текущее материальное положение, а если нет — то какая зарплата нужна, чтобы жить лучше (назовите конкретную сумму). Если вы не ведете учет семейного бюджета — самое время начать. Аккуратно подсчитайте доходы, расходы (разделив обязательные и необязательные), посмотрите на результат. Если что-то не нравится — продумайте варианты, как это исправить. Теперь вы готовы обсуждать семейный бюджет с детьми. Поговорите с детьми и наделите их ответственностью за деньги Здесь тоже придут на помощь цифры. Вместе подсчитайте, что футболка за 400 рублей каждый месяц — это 4800 в год. «Вот помнишь, тебе очень нравился пуховик за 8000, но у нас было только 6000? Если бы мы покупали новые футболки не каждый месяц, а раз в два месяца, можно было бы позволить себе более качественную зимнюю одежду». Такие простые подсчеты почему-то редко посещают даже математически одаренные детские головы. Если уж речь зашла об одежде — обсудите концепцию fast fashion, маркетинговые уловки, экологичное потребление. Попробуйте вместе поделить цену вещи на количество выходов в ней в свет — станет очевидно, что есть смысл выбирать более качественные (и дорогие) базовые вещи и верхнюю одежду, а вот нарядное платье может быть подешевле, потому его наденут один раз. А иногда такое платье и вовсе можно взять в аренду! Это относится и к другим вещам: если есть ощущение, что на каток вы сходите два раза на зиму — возьмите коньки в прокате (и не надо думать, где хранить их весь год), но если вы заядлые конькобежцы — имеет смысл купить личные коньки каждому катальщику. Когда в семье финансовые трудности — об этом тоже можно говорить с детьми. Скрывая реальное положение дел, мы создаем у ребенка искаженное представление о мире, а также прячем свои истинные чувства. Конечно, такой разговор надо вести без драматизма — не стоит пугать детей нищетой, вселять в них неуверенность в завтрашнем дне. Можно поделиться планами по решению материальных проблем, в числе которых — разумная экономия. Только не надо ограничиваться словами «разумная», определите допустимые траты максимально конкретно. Вкладывать в детей или в себя? Вернемся к ситуации, описанной в начале письма. «Испытываю раздражение, что, к примеру, и я, и муж, которому это надо по работе, не можем продолжать курсы английского», — пишет мама, дополнительные траты на развитие дочерей у которой (посчитаем) в месяц составляют 17 400. На самом деле, брекеты я бы все-таки учитывала отдельно. Здоровье есть здоровье, и бросить лечение у ортодонта — значит, свести на нет все предыдущие усилия. Кроме того, к ортодонту ходят ежемесячно, а музыка и гимнастика не круглый год. Куда тратится высвободившаяся сумма летом (это более 40 000, между прочим)? Понятно, что эти деньги легко уйдут на разные полезные вещи, но что если их целенаправленно отложить? Может быть, как раз наберется на курс английского? Если детям действительно нравятся все занятия (и музыка, и гимнастика), и нет достойных более дешевых или бесплатных альтернатив, я бы эти расходы, пожалуй, не трогала, но подумала вот в каком ключе. Зачем взрослые хотят совершенствовать английский? Если по большей части «для удовольствия», «для себя» (то есть формат изучения не предопределен жестко) — может быть, найдутся бесплатные или недорогие способы? Мы живем в век бесплатной информации: книги, фильмы, подкасты, учебники, лекции — все есть в Интернете. Есть бесплатные или очень недорогие приложения для мобильного телефона. Если нужен живой контакт – можно найти английские клубы при библиотеках, англоязычные встречи в кафе, индивидуальные и групповые занятия по Skype (бывают очень недорогие), общение с носителями языка в неформальной обстановке, в конце концов, учеба «по бартеру» взамен на свои знания или услуги. Если же отцу семейства действительно очень нужно повысить уровень знания языка для работы (то есть после курсов есть шанс укрепить свои позиции на рынке труда, получить повышение в должности и прибавку к зарплате и т.д.), то смотрим на курсы английского как на инвестицию. Если потенциальная выгода превышает затраты, а желание совершенствовать английский действительно есть, то необходимо деньги на курсы выделить специально. Здесь тоже поможет точный расчет: посмотрите на свои доходы за год, подумайте, где можно освободить средства (например, вам положена субсидия на ЖКХ, но руки не доходили оформить), продайте ненужные вещи, найдите подработку, оплатите курс в рассрочку. И пусть все затраты окупятся!