Искусство живописи изначально было мужским занятием. Первые картины изображали охотников и зверей, первые статуэтки — женщин с преувеличенно пышными формами. В мастерские художников Греции и Древнего Рима женщины входили исключительно как модели и вдохновительницы. В мастерские раннего Средневековья не входили вообще, их творческие способности реализовывались в фантастических по красоте вышивках и гобеленах. Первые сведения о дамах, занимающихся искусством, относятся к XIV веку, а чтобы добиться полного равноправия понадобилось ещё пять — лишь к концу XIX века на женщин у мольберта перестали смотреть как на читающих лошадей. Кого из знаменитых художниц мы можем вспомнить? Софонисба Ангиссола Портретистка. Первая известная художница Возрождения. Родилась в 1532 году в Кремоне, в обеспеченной и благородной семье, старшая из семи детей. Её отец Гамилькар Ангиссола проявил удивительное для того времени свободомыслие, разрешив дочери брать уроки живописи у молодого художника Бернардино Кампи. Судя по портрету, нарисованному Софонисбой, она питала страсть к своему учителю, но искусство любила больше. Её работы отмечал сам Микеланджело и даже давал девушке кое-какие советы. В 27 лет она уехала из дома, стала придворной художницей испанского короля Филиппа II и более 10 лет рисовала парадные портреты принцев и принцесс. В 38 лет наконец-то вышла замуж за вице-короля Сицилии (!), спустя 9 лет супружества овдовела. По дороге в родную Кремону 47-летняя Софонисба встретила молодого капитана Горацио Ломеллино, через несколько месяцев вышла за него замуж и прожила ещё без малого 40 лет в счастливом браке. Оставила искусство в возрасте 90 лет, потеряв зрение. Автопортрет Артемизия Джентилески Художница, автор жанровых произведений. Родилась в Риме, в 1593 году, дочь художника Горацио Джентилески. Единственная из пяти детей мастера проявила талант к живописи. Её отец отдал Артемизию в обучение к художнику Агостино Тасси, который в итоге… обесчестил 19-летнюю ученицу. Молодая художница настояла на судебном расследовании и после долгих бюрократических мытарств наконец отправила насильника на год в тюрьму. После этого отец выдал Артемизию замуж за коллегу, Пьерантонио Стиаттеси, и отправил с глаз долой во Флоренцию. Первые годы в новом городе прошли успешно — Джентилески пользовалась покровительством Козимо Медичи, была принята в Академию живописного искусства, родила мужу четверых детей. Однако супруг оказался игроком и кутилой, семья запуталась в долгах, дети умерли от болезней, и в 1621 году Артемизия покинула Флоренцию. Она работала в Генуе, в Венеции, в Лондоне, дружила с Галилеем, Ван Дейком и Софонисбой Ангиссолой, пользовалась популярностью, хотя славы старшей подруги и не достигла. Известна как автор 37 картин на религиозные темы — Юдифь и Олоферн, Сусанна и старцы и так далее. Умерла в Неаполе, от чумы, в возрасте примерно 60 лет. Автопортрет в образе аллегории Живописи Мария Виже-Лебрён Портретистка. Родилась в Париже в 1755 году. Стала популярной как портретистка в 15 лет. В 21 год вышла замуж за Пьера Лебрёна, торговца живописью. Благодаря его связям была принята ко двору, рисовала королеву Марию-Антуанетту. Вскоре Виже-Лебрён зачислили в члены Королевской Академии живописи и скульптуры. Её дальнейшей карьере помешала Великая французская революция, но Мария не падала духом — она путешествовала по Европе, побывала даже в России, где сделала несколько портретов венценосных особ и лиц, приближенных к императрице Екатерине II. В 1799-м вернулась во Францию по личному приглашению Наполеона. До старости жила в богатстве, покое и всеобщей любви, скончалась в 86 лет. Автопортрет Мария Башкирцева Первый русский художник, чьи работы приобрел Лувр. Родилась в 1860-м году на Полтавщине, в 10 лет выехала с матерью в Ниццу. С детства отличалась слабым здоровьем и большими способностями. Обещала стать выдающейся певицей, но из-за болезни потеряла голос. В 18 лет начала заниматься живописью, окончила семилетний курс парижской Академии за два года, с медалью. На следующий год представила свою работу «Молодая женщина, читающая Дюма» в Салоне, через год получила второе место за «Ателье Жулиана» — для начинающего художника это был огромный успех. Всего Башкирцева успела завершить около 150 полотен, последнюю незаконченную работу «Святые жены» можно увидеть в часовне на кладбище Пасси, где покоится тело художницы. Мария умерла в 1884 году от чахотки, в самом начале творческого пути. Ей даровал Бог слишком много! И слишком мало — отпустил. О, звездная ее дорога! Лишь на холсты хватило сил… Так писала о ней Марина Цветаева, посвятившая Марии Башкирцевой свой первый поэтический сборник «Вечерний альбом». Мопассан, посетив её могилу, сказал: «Это была единственная Роза в моей жизни, чей путь я усыпал бы розами, зная, что он будет так ярок и так короток!» Автопортрет Вера Мухина Скульптор. Родилась в Риге в 1889 году. Детство и юность провела в Феодосии, училась в детской художественной школе, созданной Айвазовским, затем продолжила образование в Москве, Париже и Италии. В 1918 году вышла замуж за военного врача Алексея Замкова. Прославилась как скульптор-монументалист. Её статуя «Рабочий и колхозница» произвела огромное впечатление на Всемирной выставке 1937 года в Париже. Творческое наследие Мухиной включает памятники деятелям культуры, военным, ученым, монументальные аллегорические скульптуры. Вера Мухина награждена орденами и медалями, 5 раз получала Сталинскую премию. Камилла Клодель Скульптор, ученица и модель Родена. Родилась в 1864 году на севере Франции в семье буржуа. С детства интересовалась искусством, вопреки воле родных уехала в Париж учиться скульптуре у Альфреда Буше. На курсах познакомилась с Роденом, стала его возлюбленной, моделью, ученицей, а впоследствии и конкуренткой — динамичные, экспрессивные работы Клодель порой выигрывали на фоне холодного совершенства Родена. Выставлялась в Салоне, имела коммерческий успех и хорошие отзывы. «Бунт против природы, женщина — гений», — шовинистически, но восторженно говорил о ней политик Мирабо. Разрыв с Роденом оказался для Клодель слишком болезненным, с 1914 года она погрузилась в мир собственных фантазий и галлюцинаций. Семья поместила Камиллу в лечебницу для душевнобольных, где она провела последние 30 лет жизни. Зинаида Серебрякова Портретистка. Родилась в 1884 году, в Харьковской области. Из творческой династии Бенуа-Лансере, внучка архитектора Бенуа. Обучалась в Художественной школе Тенишевой, завершила образование в Париже, в Академии де ла Гранд-Шомьер (там же, где и Мухина). В 21 год вышла замуж за Бориса Серебрякова, родила четверых детей (все четверо впоследствии тоже стали художниками). Работала с Кустодиевым, Добужинским, участвовала в выставках «Мира художников». В 1919 году чуть не умерла от голода в своем имении. В 1924-м эмигрировала в Париж с двумя детьми, очень много работала, продавала за гроши фантастической красоты портреты. В 1966 году, за год до ее смерти, в России состоялись персональные выставки Серебряковой, она обрела огромную популярность и успела порадоваться заслуженному успеху. За туалетом. Автопортрет Надя Рушева Иллюстратор, график. Родилась в 1952 году, в Москве. С 5 лет начала рисовать, в 12 состоялась первая персональная выставка Нади, к 17-ти годам прошло 15 её выставок в СССР и за рубежом. Она работала над иллюстрациями к «Мастеру и Маргарите», «Войне и миру», к произведениям Лермонтова и Сент-Экзюпери, создавала и авторских удивительных персонажей. Работы Нади отличала трогательная нежность, воздушность и грациозность рисунка, очарование наивных и искренних образов. К сожалению, талантливой художнице была отпущена очень короткая жизнь, она скончалась в 17 лет от аневризмы. После смерти Нади прошло около 160 выставок её работ. Ремедиос Варо Художница, сюрреалистка. Родилась в 1908 году в Каталонии, училась в монастырской школе. Поступила в Академию де Сан-Фернандо в Мадриде. Училась там в те же годы, что и Сальвадор Дали, влияние которого можно заметить в сложной мистике картин Ремедиос. Во время Гражданской войны в Испании чудом умудрилась уцелеть, эмигрировала в Мексику. Была дружна с Фридой Кало и Диего Риверой. Нашла свой стиль и художественный язык ближе к 40 годам. Работы Ремедиос — витиеватое переплетение средневековых традиций и современных образов, их можно рассматривать часами, находя все новые волшебные детали. Бегство Ремедиос Варо Туве Янссон Иллюстратор, график. Родилась в 1914 году в Финляндии, дочь скульптора. Окончила Колледж искусств в Стокгольме, совершенствовалась в Европе. В 26 лет придумала и нарисовала смешное существо с круглым брюшком и доверчивой мордочкой — Муми-Тролля. В 1938 году написала первую книжку про это существо, его папу, маму, дом и друзей — «Муми-тролль и большое наводнение». В 1949 году вышла «Шляпа волшебника», также проиллюстрированная Янсон, — и мир охватила муми-мания. Создательница муми-троллей всегда утверждала, что она в первую очередь художница и картины значат для неё больше, чем сказки. Янссон расписала мэрию Хельсинки, несколько церквей и общественных зданий. Помимо перечисленных свой след в истории искусства оставили ещё сотни женщин. В статье не рассказано об Анжелике Кауфман, Софье Дымшиц, Фриде Кало, Софии Ласкариду, Елене Гуро и многих, многих других. Помните, что творческие способности могут проснуться в самый неожиданный момент, и даже если вам не светит выставка в Салоне или Манеже, живопись облагораживает душу. Окуните ваши кисти!