Вокруг темы о воспитании детей постоянно идут споры. Чуть ли не каждый день рождаются десятки новых идей или целая теория, так что молодые родители оказываются в недоумении. Ломается столько копий, что удивляешься, как люди справлялись раньше.  Давайте взглянем на минувшие эпохи. Что общего и в чем разница в отношении к детству у различных народов? Когда и какие требования взрослые предъявляли отпрыскам, сколько свободы предоставляли, что ожидали?

Если говорить о самом раннем детстве, то любопытный материал предлагает режиссер документального фильма «Малыши» (2010) Томас Бальмес. В течение восемнадцати месяцев он наблюдал за развитием четырех новорожденных из разных стран: девочки Понихао из практически первобытного племени химба в Намибии, монгольского мальчика Баяра из семьи кочевников, а также девочек Мари из Токио, Япония и Хетти из Сан-Франциско, США.

Фильм не сопровождается никакими комментариями, — только малыши в их естественных проявлениях и обстановка вокруг, — но постепенно зритель начинает обращать внимание на первых двух детей немного больше. Их интегрированность в окружающую среду представляется чем-то недостижимо желанным для жителей больших городов. Вот монгольский мальчик купается в тазике, к нему подходит коза и запускает свою морду в таз, чтобы напиться; вот намибийская девочка ползет по пыли, сидит на земле, в чем родилась, тянет камушки в рот, пьет воду прямо из ручья; семья кочевников зарезала барана, и мальчик ковыряется в его внутренностях, весь измазанный в крови. И все это на фоне первозданной природы. Конечно, на этом фоне чистенькие городские дети, наблюдающие жизнь из окна персональной коляски, проигрывают в естественности. Они ограничены в передвижениях, меньше имеют возможности для свободного познания мира.

При этом нельзя сказать, что первая пара малышей брошена на произвол судьбы и подвергается опасностям. В первобытных обществах каждая женщина заботилась о каждом ребенке, пробегающем мимо. Так, мама Понихао кормит грудью маленького мальчика, играющего с ее дочерью. Об этом же пишет Дуглас Локвуд в книге «Я – абориген», рассказывающей о некоем Филиппе Робертсе. Робертс был австралийским дикарем, пока миссионеры не познакомили его с цивилизацией. Мать Филиппа, да и остальные матери их племени, кормила сына грудью лет до трех-четырех.

Поступала так она вовсе не из осознания пользы грудного молока, а из-за ограниченности пищевых ресурсов. Если бы у нее родился второй ребенок сразу после первого, возможно, она бы не смогла поднять двоих. Собирательство и охота обеспечивали пищей только 0,05 человек на 1 км2, в то время как современное сельское хозяйство поддерживает жизнь 54 человек. В древности при недостатке еды предпочтение отдавалось старшему, как более сильному. Младший при этом чаще всего погибал или же становился иной раз ритуальной жертвой (увы, нельзя сказать, что такая практика в далеком прошлом. Волонтеры наблюдают ее в современных африканских странах).

Такое общество не может быть детоцентричным — у него просто нет ресурсов. Необходимые условия появились в Европе лишь с момента Великих географических открытий, обогативших некоторые слои и питавших идеи гуманизма. И только Новейшее время с его техническими достижениями позволили европейцам выхаживать слабых и кормить нетрудоспособных. Процветающие ныне азиатские страны пришли к этому, имея в багаже не христианский гуманизм, а собственные этические системы, поэтому дети там не стоят на первом месте.

Общим местом в воспитательных системах былых эпох является иерархичность. Подчас весь путь человека был ясен с самого его рождения. Новорожденный Филипп Робертс уже имел тёщу, хотя его невеста еще не родилась. Это был не произвол родителей, а заведенный вековой обычай брать в жены девушек из определенной части племени. Знакомство с европейской цивилизацией и работа в миссии избавила его от необходимости ходить на охоту, однако не освободила его от обязательств перед родом.

Выйти из этого круга было практически невозможно: рожденный крестьянином всегда оставался крестьянином, воин — воином, ремесленник — ремесленником. Их дети играли в игрушки, развивающие соответствующие навыки. Абориген Робертс должен был стать охотником, как и все мальчишки, поэтому он целыми днями метал игрушечный бумеранг или копье в рыбу или птиц. Когда он вырос настолько, чтобы держать в руках тяжелое оружие, за его образование взялся охотник.

Рыцари с семи лет отдавали своих сыновей на воспитание в семью другого рыцаря. Крестьянские дети к восьми-десяти годам были уже полноценными помощниками по хозяйству, умели выполнять любую нетяжелую работу. Александр Македонский, которого готовили к управлению государством, имел целую армию наставников во главе с Аристотелем и возможность практиковаться, принимая заморских послов. Лень высмеивалась и презиралась, вспомнить хотя бы бездельницу мачехину дочку из сказок. Продолжительность жизни в древности составляло всего 20-30 лет, поэтому от детей ожидали скорой «отдачи».

Когда Филипп Робертс научился прятаться в тени, подходить к животному с наветренной стороны, обходить шуршащую траву, не тревожить птиц и ловить мух, переносящих его запах, он смог убить своего первого валлаби. После этого его признали состоявшимся охотником и сочли готовым к женитьбе, то есть к жизни взрослого члена общества. Инициация для него не стала вхождением во взрослый мир — он прошел ее еще в девять лет. Она состояла из множества заданий, призванных испытать его терпение и выдержку.

Сначала ему сделали обрезание без анестезии (к счастью, острым железным ножом, а не каменным, как его отцу). Затем отправили ночевать с родственницами, то есть спать с ними под одним одеялом, что было крайне позорно для мальчика. Причем ему запретили разговаривать с ними, в то время как они могли всячески дразнить его. Потом его с головой завернули в одеяло и плясали вокруг ритуальный танец, которым он не мог насладиться. Когда все процедуры были закончены, ему еще два года нельзя было есть некоторые виды пищи и общаться с некоторыми из родственников. Испытания разнятся от племени к племени, но все они, так или иначе, являются экзаменом на принятые в этом сообществе добродетели.

Ребенком Филипп и его товарищи несколько раз были пороты за вопиющие нарушения. Современные исследователи отмечают, что телесные наказания применяются в более чем 75% обществ мира, причем в более агрессивных обществах, во время войн и смут детей наказывают жестче. Если говорить о традиционных культурах, то подходы наблюдаются самые разные.

С одной стороны, к примеру, бедуины племени руала воспевали порку, не мыслили без нее процесс воспитания и приписывали палке небесное происхождение. С другой стороны, чилийские индейцы или соплеменники Филиппа Робертса прибегали к наказаниям только в крайних случаях и никогда не поднимали руку на малышей. Бывали и такие, как например, канадские эскимосы-инуиты, избегавшие физического воздействия и предпочитавшие уговаривать, или высмеивать, или, на худой конец, игнорировать безобразника. Подробнее об этом можно почитать у Игоря Кона в книге «Бить или не бить».

Думаю, все современные родители согласятся, что они готовят детей к взрослой жизни. Сложность нынешнего этапа в том, что общество утратило строгую иерархичность: профессиональные династии нынче не так распространены, дети вольны не перенимать профессии родителей. Упор делается на развитие индивидуальных способностей, что можно только приветствовать. Однако, пока ребенок маленький, трудно выявить его интересы и предпочтения, поэтому сознательный родитель готов нагружать чадо всем подряд. Думается, выход в данной ситуации — научить ребенка учиться, привить ему навык и любовь к этому процессу. Причем речь идет не только о школьных дисциплинах. Ребенок вырастет, станет супругом и родителем, и хорошо, если в детстве он имел, с одной стороны, опыт решения бытовых задач, с другой — практику налаживания межличностных отношений.

В материале использован кадр из фильма «Кочевник» (реж. Сергей Бодров, Иван Пассер, Талгат Теменов, 2005).

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

новые старые популярные
Гоблинище

Только насчет того, что люди доживали до 20-30 лет, это несерьезно. 20-30 лет — средняя продолжительность жизни с учетом огромной младенческой смертности, но это не значит, что Александр Македонский умер в 33 года седым стариком

Katy_Odile

Это правда, хотя стоит учитывать, что детство и юность были сильно короче, чем сейчас. В 12 лет мальчик уже считался достаточно взрослым, чтобы идти на войну, в 14 наступало совершеннолетие (т.е. можно было управлять государством). Мать Джульетты у Шекспира не даром поминает, что дочке уже 14, пора-пора замуж, вот у самой леди Капулетти в 14 уже сама Джульетта была.

И в результате годам к 40 по сути люди были стары. Но прожить могли еще довольно немало.

Гоблинище

Это разумеется. Просто в 20-30 лет от старости никто не умирал. А мать Джульетты в14 лет "давно уж я матерью твоей была". то есть ей лет 25 %)

Анастасия.

Очень хороший фильм "Малыши". Лучший документальный фильм, который я видела за несколько лет. Смотрела раза четыре. Но меня удивляет трактовка, приведённая в статье ( и видела подобное в отзывах о фильме). Мне кажется, она навязана современной модой на естественность и показывает, как раз надуманность суждений людей цивилизации ( пишу не в обиду). Мне показалось, что фильм как раз о том, что четверо малышей, которые ещё полностью естественны растут до поры до времени в разных абсолютно условиях совершенно одинаково и одинаково безусловно любимы мамами и папами .

Ta_ennaya

Все, что сейчас в тренде "естественность", когда-то было частью жизни и не думали о нем как о "великом". Проращивали пшеницу, чтобы полакомиться и ребятишек побаловать — ростки-то сладковатые, делали дрожжи из хмеля, потому что он рос в саду. Меня коробит от этой моды на естественность именно тем, что связана она с большими надеждами, со всякой идейной галиматьей (а иначе не купят, наверное, голодные до духовной жизни люди).

Гоблинище

Соглашусь на все сто. И еще эта мода так дурит людям головы, что они и против здравого смысла пойдут, но за эту условную "естественность"

Malkona

Проблема в том, что цивилизованные дети выключены из жизни. Они не востребованы жизнью. А чем-то заниматься надо — и они утыкаются в комп и телефон.
В общем, ай хэв а дрим. Мне видятся центры профориентации, где взрослые люди, увлеченные каким-то делом, вовлекают детей в реальный процесс созидания чего-то. Дети работают, получают плату за свой труд. Пробуют себя в разных областях, познают себя и жизнь.
Период рафинированного обучения слишком затянут — и грозит стать еще длиннее. "Они вечно учатся и никак не начнут жить".

Гоблинище

Не знаю как кому, но для меня процесс обучения или был несущественным и не мешал жить, как в школе, или был самой настоящей жизнью, как в университете. И стипендия чем не плата за труд?

Похожие статьи